Статья:

Нравственные основы русского офицерского корпуса второй половины XIX в. – начала XX в

Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Скрынников Н.П. Нравственные основы русского офицерского корпуса второй половины XIX в. – начала XX в // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 11-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Нравственные основы русского офицерского корпуса второй половины XIX в. – начала XX в

Скрынников Николай Павлович
преподаватель Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища им. генерала армии В.Ф. Маргелова, РФ, г. Рязань

 

THE MORAL FOUNDATIONS OF THE RUSSIAN OFFICER CORPS OF THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY – THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

 

Nikolay Skrynnikov

teacher of the Ryazan Guards Higher Airborne Command School named. Army General V. F. Margelov, Russia, Ryazan

 

Аннотация. Военные действия представляют собой серьезные последствия для всех областей социальной жизни населения, потому крайне важно исследовать различные направления влияния военных действий. В рамках представленной статьи особое внимание уделяется феномену педагогического наследия военных полководцев середины XIX – начала XX века.

Abstract. Military actions are serious consequences for all areas of the social life of the population, therefore it is extremely important to investigate the various directions of influence of military actions. In the framework of this article, special attention is paid to the phenomenon of the pedagogical heritage of military commanders of the mid-19th and early 20th centuries.

 

Ключевые слова: полководцы; военные; наследие; педагогическое наследие; военные действия.

Keywords: military leaders; military; heritage; pedagogical heritage; military actions.

 

Одним из самых важных компонентов в обучении и профес­сиональном развитии будущих офицеров является деятельность по обучению и воспитанию военнослужащих и воинских коллективов. Любой командир обязан быть преподавателем и воспитателем. Именно он должен организовывать разнообразные занятия для обучения своих подчиненных, заниматься психологической подготовкой военнослу­жащих, проводить воспитательную работу, чтобы вверенное ему подразделение способно было справиться с любыми возникающими сложностями для защиты интересов России.

Воспитание нравственных основ имеет огромное значение в области педагогического образования и его категорий. Оно является процессом становления, увеличения знаний и совершенствования духовного мира и личностного роста каждого человека. Воспитание должно осущест­вляться при помощи творческого наследия разнообразной культуры в историческом направлении. Гессен С.И. утверждал, что основной задачей данного воспитания является приобщение молодых людей к познанию науки и культурных ценностей, развитие нравственности, искусствоведения и права, хозяйственного направления, превращение обычного человека в развитого, культурного.

В психологии и педагогике понятие воспитания определяется как определенная деятельность, которая должна передаваться более молодым поколениям исторического и общественного опыта. Целенаправленно и планомерно воздействовать на формирование личности и ее под­готовку к жизни в обществе, к труду и производительности. В процессе воспитания необходимо использовать также метод взаимодействия преподавателей и учеников, которые являются не только объектами, а полноценными субъектами в воспитании. Если обобщить понятие всего воспитания, то можно сделать вывод, что данный процесс и конечный результат воздействия сил внутреннего и внешнего характера подготавливают личность к любой деятельности, предстоящей ей в будущем, становление человека, социализацию, развитие духовного мира, общность ценностей и традиций, а также все остальное.

Ценностные отношения в служебной и преподавательской деятель­ности принято рассматривать как особый род для развития и становления личности в целом. Развитие у будущих офицеров системы отношений и ценностей является смыслом для духовного и практического развития, способно охарактеризовать интересы и цели, отразить идеалы и убеждения, а также потребности человека. Каган М.С. уверен, что для формирования ценностей личности и духовности человека необходимо воспитание. Его основная сущность в том, что при рождении индивид не имеет никаких ценностей, он приобретает их в течение всей своей жизни, поэтому и источником этого могут быть только реальные ценности того общества, которое он видит перед глазами и к которым приобщается [1].

Самые известные полководцы оставили после себя огромное куль­турное и преподавательское наследие, которое вполне можно применять в рамках учебного процесса, использовать в повседневной жизни и обучении курсантов, чтобы они приобрели определенные навыки в педагогике и воспитании. Именно поэтому основой для этого является наследие педагогики полководцев в конце XIX и начале ХХI веков. Именно их мотивы и убеждения являются важнейшим достоянием педагогики и наследием. Нужно обязательно различать все важные категории педагогических и военных знаний [2].

Воспитание будущих офицеров всегда ориентировано на лич­ностный рост и процесс, при котором учитель способен дать курсантам все необходимые знания и умения, а также сформировать у них особое отношение ко всему существующему в мире и окружающим. При педагогическом взаимодействии курсанты могут неосознанно или сознательно обозначать статус личностных качеств самого преподавателя. Обычно они больше склоняются к более профессиональному и опытному учителю, который может стать наставником и изменить их судьбу к лучшему. В военном образовании необходимо предусматривать форми­рование не только социальных, но и индивидуальных качеств курсантов. Все это происходит при постоянном взаимодействии с преподавателем, курсанты могут наблюдать за ним, оценивать и сравнивать, обозначать личность и индивидуальность всех учителей.

Педагогическое наследие должно быть весьма многообразным как по форме, так и по содержанию, наследие необходимо исследовать и реконструировать, воссоздать и внедрить в Российскую армию. Мемуары и дневники военачальников являются теми желанными предметами, которые идеально подходят для изучения исторического наследия в конце XIX и начале ХХI веков. Именно в них прописано огромное количество информации и ценнейших сведений, представления о службе в армии и военных учреждениях, патриотизме, долге и чести. Во всех в них прописана убежденность взглядов, нравственность и наука, точный русский язык, который могут понять только воины. Изучение отечественных полководцев в конце XIX и начале ХХI веков и их исторического наследия обязательно пробудит интерес к истории и педагогике, к воинскому делу и гордость за то, какие Российская армия совершала подвиги.

При исследованиях и формированиях нравственных основ и цен­ностей курсантов было использовано изучение наследия в педагогике Деникина А.И., Брусилова А.А., Драгомирова М.И. Дневники и записи полководцев были выбраны далеко не случайно. Каждый из них имел собственные убеждения и мысли, военачальники являлись олицетворе­нием определенного времени, они понимали, как необходимо обучать военнослужащих и какие идеалы им прививать [3; 4].

Становится понятно, что педагогическое наследие и преемствен­ность идей в целях воспитания нравственных основ будущих офицеров весьма эффективны, однако в настоящее время они практически не используются для обучения курсантов. Очень малое количество внимания уделяется полководцам конца XIX и начала ХХI веков. При разнообразных тестированиях и исследованиях специалистами идей, убеждений и педагогического образования отечественных полководцев оказалось, что заложенные ценности и наследие позволят отыскать ответы на разнообразные вопросы, связанные с обучением курсантов и будущих военнослужащих. При использовании наследия в педагогике в рамках воспитательного и учебного процесса можно повысить престиж службы в армии и самих офицеров.

Полководцы во все времена неустанно заботились о воинском обучении и воспитании своих воинов, под которым понималось организованное и целенаправленное формирование у них моральных и боевых качеств, отвечающих задачам вооруженных сил и необходимых для успешного их решения. Особое внимание при этом уделялось привитию тех качеств, которые должны быть свойственны каждому военнослужащему независимо от его профессии и служебного поло­жения. Это высокая боевая выучка, патриотизм, верность воинскому долгу, честь, высокая дисциплинированность, войсковое товарищество, психологическая устойчивость, смелость, мужество и отвага. Именно эти качества, лежащие в основе отечественной школы обучения и воспитания войск, помогали Российской армии одерживать победы в многочисленных войнах в защиту Отечества.

Отечественный опыт организации воспитания воинов Российской армии бесценен, несомненно, богат, интересен и поучителен для современных Вооруженных сил.

Следует констатировать следующие прогрессивные тенденции в развитии военного образования ХIХ – начала ХХ века:

  • повышение требований к нравственному облику, интеллекту­альному развитию, состоянию общей культуры преподавательского корпуса; при этом сложившаяся в те годы система отбора педагогов в военно-учебные заведения значительно снижала риски прихода в вузы некомпетентных специалистов и способствовала сосредоточению в военных вузах лучших педагогических и научных кадров. Именно они прославили российскую военную школу, способствовали утверждению ценностей российского военного образования и военной культуры;
  • система образования и воспитания, принятая в военно-учебных заведениях Российской империи, позволяла формировать у будущих офицеров патриотизм, гражданственность, честь и достоинство, воинское товарищество, верность присяге и воинскому долгу, высочайшее чувство ответственности за отечество и народ;
  • контекст аксиосферы военного образования был самым тесным образом связан с понятием престижности военной службы, мотивацией к овладению профессией офицера, связанной, в том числе, с максималь­ной поддержкой в обществе высокой репутации российского офицера и военной службы;
  • строгая дисциплинарная практика, применяемая в военных учебных заведениях Российской империи, с ее системой наказаний не отрицала огромного уважения к личности и достоинству будущего офицера, что являлось частью общей культуры взаимоотношений преподавателя и курсанта и подлежало переносу на взаимоотношения офицера-выпускника с вверенным ему личным составом военных.

Отмеченные тенденции развития военного образования рубежа ХIХ – ХХ веков обусловливают необходимость более глубокого рас­смотрения проблемы образования и воспитания нравственных основ у современного российского офицера как субъекта ценностно-культурной идентичности отечественного офицерского корпуса.

 

Список литературы: 
1. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. - М., 2008.
2. О долге и чести воинской в российской армии. – М.: Воениздат, 2011.
3. Суворов А.В. Наука побеждать. - М.: Воениздат, 2009.
4. Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание. Учебное пособие по общественно-государственной подготовке для офицеров, прапорщиков, мичманов ВС РФ. Под ред. В.А. Золотарева, В.В. Марущенко. – С.: ООО «Из-во АМЛИКС», 2011.