Статья:

Теоретический аспект музыкальной терапии в работе с детьми с нарушением слуха

Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Плеханова К.С. Теоретический аспект музыкальной терапии в работе с детьми с нарушением слуха // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. — № 3(4). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 44-48.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Теоретический аспект музыкальной терапии в работе с детьми с нарушением слуха

Плеханова Ксения Сергеевна
студент 2 курса магистратуры, Московского педагогического государственного университета, РФ, г. Москва

 

Theory aspect оf music therapy with children with hearing impairment

 

Plehanova Xenia

2nd year student of a magistracy Moscow pedagogical state University, Russia, Moscow

 

Аннотация. Музыкальная терапия ориентирована на различные категории людей, в том числе на детей, которые имеют слуховые нарушения. На занятиях с такими детьми применяются методы логоритмики, музыкально-ритмические упражнения, разные формы активного музицирования.

Abstract. Music therapy is focused to children with hearing impairment. Methods logarithmic, musical-rhythmic exercises, different forms of active music making are applied to classes of children with hearing impairment.

 

Ключевые слова: музыкальная терапия, дети с нарушениями слуха, логоритмика, музыкально-ритмические упражнения, активное музицирование.

Keywords: music therapy, children with hearing impairment, logarithmic, musical-rhythmic exercises, different forms of active music.

 

Дети с нарушением слуха – это дети, у которых диагностированы глухота (полное отсутствие слуха) или тугоухость, то есть, частичная потеря слуха. Депривация слуха бывает врожденной и приобретенной. Дети с нарушением слуха относятся к категории «детей с особыми образовательными потребностями». Необходимость в создании особых образовательных условий обуславливается тем, что образовательные проблемы особых детей выходят за пределы общепринятой нормы.

В данном случае в отношении детей с особенностями развития применяются принципы инклюзивного образования. Инклюзивное образование представляет собой систему образовательных услуг, которая позволяет реализовать включенность детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную систему.

В число причин, которые влекут за собой появление глухоты или тугоухости, входят следующие: генетическая предрасположенность, вредоносное влияние специфических условий, послеродовая травма, отиты, воспалительные процессы.

Слабослышащие дети, имеющие дисфункции слуха, могут воспринимать раздельные звуки, в особенности, первые и последние слоги в словах. Поэтому, при разговоре с детьми необходимо произносить слова четко и с такой степенью громкости, которая приемлема для каждого конкретного ребенка. В отношении звуковысотности голоса, необходимо снизить его высоту, так как высокочастотные звуки ребенок с нарушением слуха не способен воспринять.

В ходе занятия ребенок должен видеть музыкального терапевта, музыкальные инструменты и артикуляционный аппарат специалиста. Также на практике необходимо максимально применять принцип наглядности, когда ребенок глазами может увидеть то, что музыкальный терапевт ему хочет выразить через музыку. Следует уточнить, что музыкальному терапевту необходимо материал, предназначенный для слухового восприятия, подкреплять и дублировать посредством зрительного анализатора, то есть, дополнительно использовать рисунки, схемы, фотографии, таблицы.

Таким образом, музыкальному терапевту перед тем, как начать играть на музыкальном инструменте, можно продемонстрировать ребенку фотографию этого инструмента. Можно воздействовать тактильно, через сенсорное восприятие, то есть, ребенок может ощупать музыкальный инструмент, видя перед собой изображение этого же инструмента на фотокарточке.

Специалистам, работающим с детьми, имеющими нарушения слуха, необходимо понимать, что слуховая дисфункция усугубляет получение информации из внешнего мира, что порождает определенные трудности в интеллектуальном развитии.

Некоторые музыкальные терапевты в своей практике применяют метод Карла Кенига, используемый им в лечебной педагогике. Данный метод подразумевает активные действия ребенка. Иными словами, для того, чтобы достичь положительного эффекта от воздействия музыкальной терапии, ребенок должен сам играть на музыкальном инструменте, петь или вокализировать, сочетать движения и музыкальное сопровождение.

Одной из задач музыкальной терапии является создание положительного эмоционального фона, который способствует оказанию лечебного воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка, оказывает влияние на психосоматические процессы, способствует раскрытию внутреннего потенциала личности ребенка с особыми образовательными потребностями.

Следует отметить, что ритм оказывает положительное влияние на различные системы организма ребенка. Способствует развитию мыслительной деятельности, моторики. Поэтому, в работе с детьми, имеющими слуховые дисфункции, полезно и целесообразно использовать ритмические упражнения в сочетании с музыкальным сопровождением, пением, движениями под музыку.

В свою очередь, двигательная активность способствует развитию речевой функции, которая в определенной степени является компенсаторной функцией для слабослышащего ребенка. Форма терапии, при которой движение сочетается с музыкальным обрамлением и словом, называется логоритмикой. Следует отметить, что логоритмика обеспечивает подвижность нервных клеток, способствует активации коры головного мозга, развивает мелкую моторику, внимание (улучшается концентрация, переключаемость, устойчивость, увеличивается объем внимания). В число деятелей науки данной области входят Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова, над вопросами активации коры головного мозга работал выдающийся ученый в области психиатрии и педагог В.А.Гиляровский.

Логопедическая ритмика является формой коррекционной работы, которая имеет цель в корректировке речевой дисфункции, развитии речевой деятельности. Однако логоритимика может успешно применяться в музыкальной терапии в работе со слабослышащими или глухими детьми. Так как данная форма коррекционной работы дает возможность развития двигательной и сенсорной сферы ребенка с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, в музыкальной терапии со слабослышащими и глухими детьми можно использовать элементы логоритмики и ритмическое сопровождение, дополненное музыкальными инструментами.

Специфика использования музыкальных инструментов в работе со слабослышащими детьми такова, что особые дети ощущают звук, улавливая вибрации. В качестве примера можно привести зарубежный опыт, когда в концертном зале есть специально оборудованные места для глухих слушателей. Специальные кресла располагаются так, что человек сидит спиной к сцене и телом через вибрации и ощущения воспринимает музыкальное звучание.

Великий гений Людвиг ванн Бетховен, являясь оглохшим музыкантом, слушал звучание рояля через внутреннее ухо, прикладывая трость одним концом к голове, другим – к корпусу инструмента.

Таким образом, люди, имеющие определенные проблемы со слухом, способны воспринимать музыку посредством вибрационной чувствительности. Поэтому, музыкальный терапевт должен придерживаться следующих принципов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями:

1)  Нельзя применять в работе громкую музыку;

2)  Нет необходимости в сочинении музыки, которая предназначена специально для детей с нарушением слуха.

В рамках музицирования на занятиях по музыкальной терапии в работе с детьми, имеющими слуховые дисфункции, используются такие музыкальные инструменты, как барабаны, бубны, маракасы, ксилофоны, глюкофоны, виброфоны, металлофоны, треугольники, тамбурины, индийские барабанчики и т.д. Применяются различные формы работы, например, исполнение музыки в ансамбле, исполнение песни в сопровождение какого-либо музыкального инструмента. Также организация ритмического сопровождения для элементарного музицирования, сочетание двигательной активности и музыкального сопровождения.

Таким образом, в работе с детьми реализуется принцип комплексного подхода, при котором сочетаются несколько видов деятельности: музыкальная деятельность, различные формы двигательной активности и эмоционально окрашенная словесная речь.

Занятия по музыкальной терапии, которые включают в себя музыкально-ритмические занятия, логопедическую ритмику, сочетают двигательную активность и музыкальное сопровождение без форсирования звука. Данная практика способствует социально-бытовой адаптации особых детей, их интеграции в общество, развитию детей с слуховыми нарушениями, формированию индивидуальности личности.

 

Список литературы:
1. Белик И. С. Музыка против глухоты. М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с.
2. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2005 – 126 с.
3. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Учебное пособие – М., 2002 – 192 с.
4. Яхнина Е. З. Методика музыкально ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 272 с.