Информационно-комуникационные технологии как педагогическая технология
Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Информационно-комуникационные технологии как педагогическая технология
Аннотация. В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий в образовании. Изменяющийся мир предъявляет новые требования к обществу, формируя новые ценности, приоритеты. Создаётся информационная среда, в которой возникают новые способы коммуникации, основанные на передовых информационно-коммуникационных технологиях.
Abstract. The article discusses the use of information and communication technologies in education. The changing world makes new demands on society, shaping new values and priorities. An information environment is being created in which new ways of communication are emerging based on advanced information and communication technologies.
Ключевые слова: технология; информационно-коммуникационные технологии; образование; информационная компетентность.
Keywords: technology; information and communication technology; education; information competence.
Разработанная CSR Asia программа о роли ИКТ в образовании до 2030 года признана качеством образования с помощью ИКТ, которое поощряет обучаемого к чтению и изучению и эффективно организует каждый процесс обучения с помощью ИКТ1. Интенсивное развитие в области ИКТ радикально меняет способ нашего общения на местном и международном уровне.
Изучение опыта Исландии, Швейцарии, Англии, Южной Кореи, Японии и Китая, ведущих мировых игроков в области ИКТ и использование их эффективных методов обучения играют важную роль в подготовке, повышении квалификации специалистов. Обмен иностранными языками и информационными технологиями ничем не может заменить обмен опытом с иностранной молодежью и академическим сообществом, а также общение с ними. Для достижения этих целей необходимо эффективное использование современных педагогических и информационных технологий в учебном процессе.
В Узбекистане уже на протяжении многих лет успешно идет процесс информатизации, реализации высокоперспективных проектов по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий, инновационных методов во все сферы жизни.
Следует заметить, что за исторически короткий период молодое государство сумело добиться кардинального развития такой ресурсоемкой сферы, как ИКТ. Сегодня Узбекистан уверенно движется к новым горизонтам, используя самые передовые информационно-коммуникационные технологии.
Была сформирована национальная модель по внедрению ИКТ, обеспечившая к настоящему времени высокий уровень развития.
Развитие новых компетенций в области ИКТ в процессе обучения стало основным нововведением, не только влияющим на эволюцию и технологии обучения, но также резко изменило взгляды на формы, методы и содержание обучения в массовой и устойчивой среде. Сегодняшнее требование состоит в том, что обучать в короткие сроки и контролировать их знания.
Была сформирована национальная модель по внедрению ИКТ, обеспечившая к настоящему времени высокий уровень развития.
Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.
Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям.
В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества.
Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития языковой и информационной компетенций учащихся. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать ИКТ в систему обучения, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых умений и навыков, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности. ИКТ принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в преподавании химии, так как способствуют активизации мышления учащихся, позволяют работать наиболее продуктивно и усиливают взаимосвязь учащегося и преподавателя.
В четвертом направлении Указа Президента Республики Узбекистан «О стратегии дальнейшего развития Республики Узбекистан» «Повышение качества общего среднего образования, среднего специального и высшего образования», тоже указывается реализация ИКТ для повышения качества образования очевидна необходимость эффективного использования современных информационных и коммуникационных технологий при обучении естественным наукам. Действительно, новый метод обучения современным информационным и коммуникационным технологиям требует от наших педагогов приобретать конкретные знания, навыки и умения в этой области. Широкое использование электронной и методической и дидактической литературы, произведенной в современных информационных технологиях, является актуальным.
Широкое увеличение объема информации порождает новые требования в процессе обучения. Необходимость более эффективного и результативного использования информации и ее использования в процессе обучения. Революционные изменения, происходящие в обществе, привели к использованию технических средств, обеспечивающих правильное использование информации в образовательном процессе. В наше время стоит задача продвижения образовательного процесса за счет ускоренного внедрения технических средств в учебный процесс и их эффективного использования. В то время как учебные заведения, функционирующие в нашей стране, обеспечены достаточными техническими средствами, необходимо улучшить их навыки и способности педагогического персонала использовать их в образовательном процессе. Задача педагогического персонала в образовательных учреждениях активно работать с современными методами.
Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволило открыть новые формы восприятия информации: не только мультимедийные ресурсы, текст, но и графические изображения, анимацию, звук, видео и веб-контент, а также доступ к различным носителям. Кроме того, расширился доступ к интеллектуальным ресурсам, появились новые формы обучения. Созданы возможности для лабораторных занятий и виртуальных семинаров.
Компьютер важное звено в обучении. ИКТ помогают оживить уроки, выступают в роли яркого наглядного образа, позволяющего обучающим лучше усвоить программный материал.
Возможности ИКТ:
- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);
- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
- создание текстовых работ;
- обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Использование компьютера на уроках создаёт благоприятную обстановку, способствует развитию каждого обучаемого на своём уровне, усиливает мотивы учения, развивает индивидуальные особенности, повышает активность и инициативность, эмоциональность, обеспечивает интеллектуальное развитие, формирует навыки самообразования и самоконтроля, снижает дидактические затруднения у обучаемого. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.