Статья:

Проблема формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов в развитии исследовательского потенциала школьников

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Фадеев С.А. Проблема формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов в развитии исследовательского потенциала школьников // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 58-62.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов в развитии исследовательского потенциала школьников

Фадеев Сергей Анатольевич
аспирант, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

The problem of forming ICT competence of future teachers in the development of the research potential of schoolchildren

 

Sergey Fadeev

Postgraduate, Belgorod National Research University, Russia, Belgorod

 

Аннотация. В данной статье находятся противоречия, присущие проблеме формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов в развитии исследовательского потенциала школьников. В качестве метода исследования был выбран теоретический обзор литературы, соответствующей проблеме исследования.

Abstract. In this article there are contradictions inherent in the problem of forming ICT competence of future teachers in the development of research potential of schoolchildren. As a method of research, a theoretical review of the literature corresponding to the research problem was selected.

 

Ключевые слова: цифровые ресурсы; цифровые технологии; ИКТ-компетентность будущего учителя; исследовательский потенциал школьников.

Keywords: digital resources; digital technologies; ICT-competence of the future teacher; research potential of schoolchildren.

 

Реализация современным учителем компетентностного подхода требует особого его внимания к результату обучения, который предполагает не сумму усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Таким результатом является исследовательский потенциал школьников. Макотровой Г.В исследовательский потенциал школьников рассмат­ривается как общий ресурс природных и приобретенных в процессе становления личности исследовательских качеств, который обеспечивает их дальнейшее развитие. Он проявляется в разных временных срезах. На уровне настоящего в виде востребованных в конкретной познава­тельной ситуации исследовательских качеств; на уровне будущего в виде неиспользованного в силу ряда причин ресурса, в виде зоны ближайшего развития. В контексте антропологического подхода развитие исследовательского потенциала школьников может быть пред­ставлено в виде динамики познавательно-исследовательского отношения к миру, отношения к миру как к подвижному, изменяющемуся, нестабильному и развития умений активно его исследовать и создавать новые стратегии поведения в условиях новизны и неопределенности [3].

В то же время процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образо­вания, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий. Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разрабо­танных для учителей и учителями. Огромное количество всевозможных курсов по информационным технологиям предлагают свои услуги педагогам. В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски). Но, к сожалению, с одной стороны не все учителя могут работать на этом оборудовании, с другой стороны существует проблема использования цифровых технологий в соответствии с дидактическими задачами развития исследовательского потенциала школьников.

Важность решения проблемы формирования ИКТ-компетентности у будущих педагогов подчеркивается в нормативно-правовых доку­ментах, таких как закон «Об образовании в Российской Федерации», «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и др. В профессиональном стандарте педагога ИКТ-компетентность относится к категории наиболее важных и необхо­димых умений. По результатам работ исследователей Т.А. Бороненко, В.С. Федотова и др. было выявлено, что подавляющее большинство студентов и аспирантов различных направлений подготовки считают ИКТ-компетентность обязательной для успешной профессионально-педагогической деятельности, но подчеркивают, что в процессе обучения этой проблеме уделяется недостаточно внимания. Преподаватели, работающие со студентами и аспирантами, также отмечают необходимость формирования ИКТ-компетентности у будущих педагогов и полагают, что есть соответствующий профессиональный потенциал, но не разработаны организационно-методические аспекты такой подготовки и соответствующие критерии оценки конечных образовательных результатов [2].

В соответствии с требованиями ФГОС ВО преподаватель высшей школы должен владеть способами обучения студентов решению задач использования ИКТ в обучении, использовать педагогические технологии, с помощью которых студенты приобретают компетенции в использовании цифровых ресурсов и технологий в обучении и, в частности, в развитии исследовательского потенциала школьников на уроке и за его рамками (в условиях получения педагогической практики, занятий в предметных секциях учебного и научного общества и др.).

В соответствии с утвержденным новым профессиональным стандартом педагога, в котором профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность основывается на рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей» (2011 г) мы рассматриваем ИКТ – компетентность будущих педагогов в развитии исследователь­ского потенциала школьников как квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ в решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно [1].

Для того, чтобы понять для какого уровнять познавательного опыта формируемого учителем необходима ИКТ-компетентность, мы обратились к работам Е.Н. Селиверстовой. Она выделяет три уровня познавательного опыта школьников. Она характеризует самый высокий уровень познавательного опыта, как опыт школьников выступать субъектами отношения в познании. Этот опыт раскрывает себя через способность школьников к личностной, ценностно-смысловой саморе­гуляции познанием, предполагающей, что школьник не только сам управляет открытием нового, но и способен вырабатывать субъективно избирательное, рефлексивно-смысловое отношение к научному знанию, с точки зрения которого последнее обретает личностный смысл, а само познание приобретает в силу этого форму познавательной самодея­тельности, самосовершенствования и самообразования [4].

Исходя из этого, в качестве рабочего определения мы рассматриваем ИКТ-компетентность в развитии исследовательского потенциала школьников у будущих педагогов как интегративное качество личности, включающее ценностно-смысловое отношение к использованию цифровых средств в развитии исследовательских качеств школьников и компетенции в решении дидактических задач, обеспечивающих получение обучаемыми опыта выступать субъектами отношений в получении нового знания.

В связи с проблемой формирования у будущих педагогов ИКТ-компетенции в развитии исследовательского потенциала школьников, нами были выделены противоречия:

· противоречие между потребностью общества в грамотных самостоятельных, способных к самоорганизации и самосовершенство­ванию педагогов и отсутствием теоретических разработок, представ­ляющих понимание ИКТ-компетентности будущих педагогов в развитии исследовательского потенциала школьников;

· противоречие между наличием мотивации у студентов педагогических специальностей к развитию исследовательского потенциала школьников и отсутствием педагогических условий формирования ИКТ-компетентности в развитии исследовательского потенциала школьников;

· противоречие между необходимостью развития исследователь­ского потенциала школьников и отсутствием технологии формирования опыта ИКТ-компетентности будущих педагогов в развитии исследо­вательского потенциала школьников.

Заключение. Мы полагаем, что процесс формирования ИКТ-компетентности у студентов в развитии исследовательского потенциала школьников с позиции компетентностного подхода даст результат, если будет выявлена система задач учителя в развитии исследо­вательского потенциала школьников; определена сущность понятия ИКТ-компетентность будущего учителя как средство развития исследовательского потенциала школьников; будут найдены критерии и показатели опыта ИКТ-компетентности как средство развития исследовательского потенциала школьников; определены и реализуются педагогические условия формирования опыта ИКТ-компетенции; будет разработана и обоснована технология формирования опыта ИКТ-компетентности будущих педагогов в развитии исследовательского потенциала школьников.

 

Список литературы:
1. Профессиональный стандарт педагога 2017 [Электронный ресурс]. URL: https:// минобрнауки.рф /документы /3071/ файл /1734/12.02.15 -Профстандарт_педагога_%28проект%29.pdf.
2. Бороненко Т.А., Федотова В.С. Формирование ИКТ-компетентности научно-педагогических кадров в трехуровневой системе высшего образования // Образование и наука, 2016, №1, с. 95-106.
3. Макотрова Г.В. Идея целостности в развитии исследовательского потенциала школьника // Гуманитарные научные исследования, 2015, № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12528 (Дата обращения: 28.01.2018).
4. Селиверстова Е.Н. / Познавательный опыт школьников в проблемном поле отечественной дидактики // Методология педагогики в контексте современного научного знания // Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции, посвящённой 90 летию со дня рождения В.В. Краевского (22 сентября 2016 г.) / Редактор-составитель А.А. Мамченко. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», с. 328-337.