Статья:

О повышении интереса к изучению иностранного языка

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Засухина И.Б. О повышении интереса к изучению иностранного языка // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 122-128.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О повышении интереса к изучению иностранного языка

Засухина Ирина Борисовна
преподаватель ГБПОУ «Колледж автомобильного транспорта № 9», РФ, г. Москва

 

Forming of professional and personal motives for studying a foreign language among students of technical college

 

Irina Zasukhina

Teacher of the College of automobile transport 9, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматриваются мотивы изучения иностран­ного языка специалистами технического профиля. Обосновываются условия развития соответствующей мотивации, выясняется, в какой последовательности осуществляется работа над развитием мотивов, предлагаются педагогические средства и модель формирования профессионально-личностных мотивов изучения иностранного языка будущими специалистами технической сферы.

Abstract. The article deals with motives of studying a foreign language by specialists of technical field. The conditions for the development of the appropriate motivation are explained, it is clarified in what order the development of the motives is being carried out, the pedagogical means and the model for the formation of professional and personal motives for studying a foreign language by future specialists in the technical field are proposed.

 

Ключевые слова: профессионально-личностные мотивы изучения иностранного языка; модель и процесс формирования смысла изучения иностранного языка; средства создания ситуаций включения в самостоя­тельное изучение языка.

Keywords: professional and personal motives of studying a foreign language; model and process of forming the meaning of learning a foreign language; means of creating situations for inclusion within independent language learning.

 

Специалист, который не подготовлен к работе в мировой современной экономической и технологической сфере, к решению произ­водственных задач на уровне международных стандартов качества, не готовый к непосредственному деловому взаимодействию с иноязычными партнерами, по современным меркам оказывается некомпетентным. Современное профессиональное образование не будет полноценным, если не обеспечить сформированность представления о смысле знания иностранного языка для профессионального и общекультурного развития выпускника колледжа и его умения решать профессиональные задачи в иноязычной среде. Особое значение, на сегодняшний день, приобретают возможности дисциплины «Иностранный язык» в формировании личности, развитии ее способ­ностей.

Для лучшего понимания способов становления профессионально-личностных мотивов обучения целесообразно обратиться к феномену смыслообразования, выяснить, при каких условиях трудная, напряженная и не сразу приводящая к результату работа по изучению иностранного языка обретает субъективную значимость для студента, т. е. смысл и, в конечном счете, трансформируется в устойчивый мотив. Рассматривая понятие «смысл» в философско-психологическом аспекте, мы обратились к работам теории смысла и смыслообразования – А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Г. Беляковой, А.Ф. Закировой и др., которые характеризуют реальные жизненные отношения человека.

На сегодняшний день требуется создание особых ситуаций, чтобы изучение иностранного языка заняло более высокие уровни в смысловой сфере личности студентов. В данном случае нельзя не учесть признаки сформированности мотивации, среди, которых – «активное, деятельное включение студента в учебный процесс, личностно-пристрастное отноше­ние к учению, сформированность у студентов приемов самостоятельного приобретения знаний и опыта самостоятельной работы с языком, интереса к выполняемому делу, нацеленному на определенный результат» [1]. Таким образом, целью изучения иностранного языка становится внутренняя потребность обучающегося. А именно, если обучающиеся предпочитают встречаться и общаться с разными людьми, когда язык становится инструментом в общении с носителями языка (native speakers), в таком случае можно говорить о формировании мотивации. Примером могут служить нестандартные домашние задания по иностранном языку, такие как найти 2-3 собеседников на сайте https://www.mylanguageexchange.com, подготовить руководство к компьютерной игре (англоязычной) [11];

  • Для выполнения любой деятельности, в том числе изучения иностранного языка, требуется наличие системы знаний о ресурсах и способах действий. Имея определенный запас знаний, студент будет мотивирован к расширению своего словарного запаса, освоению новых тем, развитию умения ориентироваться в современной англоязычной информационной среде и выполнению сложных задач. В данном случае обучающийся нуждается в обеспечении условий для интеллектуального развития и творческой самореализации. Следовательно, одним из критериев сформированности мотивации у студентов следует указать наличие системы знаний, связанной непосредственно с целями обучения, удовлетворением любознательности, преодолением препятствий, интел­лектуальной активностью. На данном этапе будет полезно проведение круглых столов, а также решение ситуативных задач, где основные тезисы изложены на иностранном языке, в парах с обучающимися, которые имеют более высокий языковой уровень;
  • Создание ситуаций, побуждающих к активному диалогу между преподавателем и студентом, во время которого актуализируются полученные раннее знания, в частности лексические единицы. Осуществление исследовательского подхода помогает студентам с недостаточным и низким уровнем сформированности мотивации изучения иностранного языка успешно познавать и находить подходящие пути разрешения проблемных задач, в том числе на иностранном языке. Для реализации данного условия будет уместно строить диалог и коллоквиумы на «горячих» новостях молодежной сферы. Таким образом, создается бурное обсуждение, где каждый может высказать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, максимально используя словарный запас. Также хорошим примером может служить обсуждение иноязычных виодеороликов. Причем во время дискуссии основная задача преподавателя – поддержать «горячее» обсуждение, задавая вопросы «зачем», «с какой целью», подталкивая тем самым студентов на полную аргументацию ответа [8].

Первая ситуация создается на этапе смыслопоиска профессио­нально значимой основы личности, с целью создания благоприятных условий для успешного нахождения студентом смысла изучения иностранного языка в профессиональной деятельности – это «открытие самого себя» [11]. В.В. Сериков полагает, что данная ситуация по-разному представлена в разном возрасте обучающихся. Однако, на протяжении всего процесса обучения необходимо условие, при котором обучающийся посмотрит на себя со стороны, будет заинтересован собой, откроет в себе новый потенциал и нечто уникальное, что заставит поверить в себя. На данном этапе студент ставит перед собой задачи личностного роста и совершенствования. Часто смыслообразующая ситуация доминирует над остальными, поскольку обучающегося охватывает желание сделать нечто большее и значимое. Это своего рода импульс к действию, яркий всплеск, который нуждается в поддержке со стороны преподавателя. Личное участие и заинтересованность педагога в процессе смысло­образования при изучении иностранного языка будет результативным в случае использования «модели активного коммуникативного взаимо­действия преподавателей и обучающихся» [4]. Важным методом, реализующим педагогическую поддержку, становится формирование личностно-развивающих ситуаций (ситуация изменения смыслов изу­чения иностранного языка; ситуация актуализации креативного смысла; ситуация самореализации в творческом процессе изучения иностранного языка). В данном случае хорошим примером может служить внедрение азартных технологий на занятии. Подобного рода технологии являются действенным способом на этапе закрепления знаний по лексике и грамматике. Групповая настольная игра «Лексический конструктор» — один из вариантов использования технологии азартного изучения английского языка.

Вторая ситуация – «принятие нового смысла» деятельности [11], ценности, роли создается на этапе смыслостановления учебной позиции студентов их самоотношения и смыслореализации в условии взаимо­действия с иноязычной речью в ситуациях, связанных с реальным профессиональным процессом [4]. В большинстве случаев, данная ситуация реализуется вне среды привычного образа жизни и общения, когда открываются новые перспективы и возможности, когда студент обретает желание расти и развиваться, ориентируясь на характер действий важных людей. Большинство людей параллелизируют и сопоставляют себя с другими, в данном случае будет крайне удачным «сотворение кумира», образца для подражания. Кроме того, на первый план выступают достижения людей и то, что помогло их профес­сиональному становлению. Актуальным для данного этапа является трансдисциплинарный подход и поддержка преподавателей не только иностранного языка. Педагоги подтвердят, что при отсутствии кон­кретных примеров и жизненных ситуаций при изучении иностранного языка, образовательный процесс проходит более сложно, чем в случае использования актуального и эмоционального материала. Этому есть и практическое подтверждение. Так, в 2010 году на базе Тюменского государственного нефтегазового университета проводился эксперимент, в ходе которого руководство пересмотрело и внесло значительные изменения в методику преподавания иностранного языка и профес­сиональных модулей, которые в последствии стали преподаваться преимущественно на иностранном языке [9]. В результате эксперимента у экспериментальных групп вырос уровень сформированности мотивации изучения иностранного языка, а как следствие, прогресс в восприятии на слух, переводе и говорении. Вследствие этого, применение интерес­ного для студентов контента, включающего мультимедиа информацию на иностранном языке (прослушивание подкастов, просмотр роликов, изучение инструкций) будет ярким дополнением занятия.

Третья ситуация «самопреодоления» создается с целью учета спе­цифики становления смысла изучения иностранного языка у студентов различных типологических групп. На данном этапе обучающийся стремится к осмысленной работе над собой, готов отойти от привычного образа жизни, изменению стандартов. В дальнейшем, работа над собой и усилия, приложенные для ломки стереотипов, переходит в привычку и становится неотъемлемым условием жизни. Студенты мотивированы результатами собственной деятельности, оценкой преподавателя. Во время изучения любого предмета, и в частности, иностранного языка, только чувствуя себя защищено и уверенно обучающийся может успешно познавать новое. Таким образом, развитие внутренней мотивации является неотъемлемой частью успешной деятельности в любой сфере. Удовольствие, которое получает студент от объема, выполненной работы для личного роста и профессионального становления, является мощным толчком к внутренне-мотивированной активности.

Четвертая – ситуация «переживания и преодоления собственных ошибок» с целью создания моделирования в процессе обучения профессионально-коммуникативных ситуаций, интегрирующих профес­сиональные и речевые действия будущих специалистов, обеспечивающие общение к иностранному языку при решении профессиональных задач. «Это – непременный психологический момент воспитания, когда обучаю­щийся побуждается к рефлексии своего опыта, когда актуализируется главный нравственный регулятор поведения – совесть, видение собственный вины в своих злоключениях и неудачах» [11]. Нередко, на данном этапе студент переживает снижение мотивации, а иногда ее отсутствие. Обучающийся не идентифицирует себя с грамотным, компе­тентным специалистом, что кране важно для студентов технических специальностей, другими словами, студенты перестают осознавать значимость изучения иностранного языка для профессионального становления как полноценных специалистов, заслуживающих признания и уважения за свои знания и умения.

Пятая ситуация «планирования будущего» создается с целью последовательного расширения опыта использования иностранного языка как фактора укрепления смысловой позиции личности студента. Этими терминами В.В. Сериков обозначал «профессионально-карьерные планы и выработку ценностных ориентиров, правил поведения в типичных жизненных коллизиях. Словом, речь идет о целостном образе себя в будущем» [11]. Данный этап имеет сходство ситуацией «открытие самого себя». Однако, на первом этапе студентом движет стремление к новизне, а на пятом – самоосуществление. Профессиональная мотивация и направленность сами становятся мотивом изучения иностранного языка, активизируют познавательную деятельность студентов, повышают академическую успеваемость, способность и стойкость в преодолении трудностей. Встречи, обсуждения и интервью с зарубежными гостями (native speakers) станут дополнительным импульсом для повышения интереса студентов к изучению иностранного языка. Темами дискуссии могут стать обсуждения интересов работающей молодежи, способы самореализации или продвижения профессиональных навыков, то есть топики на актуальные темы, волнующие данную группу студентов. Во время обсуждения приглашенные гости могут перейти на разговор в режиме «вопрос — ответ», где допускаются вопросы на разные темы. Также участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению предмета, развивает творческие способности.

Рассмотренные нами ситуации реализуются на разных по контексту и содержанию работах, исследованиях, проектах, на разных дисциплинах и профессиональных модулях, но являются неотъемлемой частью обучения, его характерной психологической составляющей. Из чего следует, что основу обучения составляет совокупность жизненных ситуаций-событий, актуальных и важных в процессе профессионально-личностного формирования смысла изучения иностранного языка.

 

Список литературы:
1. Антонова С.В. Формирование мотивации через новейшие технологии на занятиях английского языка // Казанский педагогический журнал. 2012. № 3(93), С. 5-11.
2. Братусь Б.С. Общая психология в 7 т.: Том 1. Введение в психологию: Учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 352 с.
3. Леонтьев А.Н. Развитие психики // Философия психологии: из научного наследия / Под ред. Д.А. Леонтьева. М: Изд. Московского университета, 1994. С. 67-162.
4. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: Поиск новой парадигмы / В.В. Сериков М.: 1998, 229 с. 
5. Сериков В.В. Патриотическая позиция как вид личностного опыта: условия становления // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. Филологические науки. Исторические науки. - 2015. - № 3 (98), С. 22-26.
6. Serikov V.V., Loktyushina E.A. Language Competence in a Puzzle of Modern Russian Vocational Education / Serikov V.V., Loktyushina E.A. // International Education Studies. Vol 8, No 12 (2015).