Статья:

ВЫБОР МОДЕЛИ ЦИФРОВОГО УЧЕБНИКА ДЛЯ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Конференция: LXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Белова О.Л., Поколев Р.В. ВЫБОР МОДЕЛИ ЦИФРОВОГО УЧЕБНИКА ДЛЯ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(73). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЫБОР МОДЕЛИ ЦИФРОВОГО УЧЕБНИКА ДЛЯ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Белова Олеся Леонидовна
старший преподаватель Краснодарского высшего военного училища, РФ, г. Краснодар
Поколев Роман Владимирович
начальник учебной лаборатории, Краснодарского высшего военного училища, РФ, г.Краснодар

 

CHOOSING A DIGITAL TEXTBOOK MODEL FOR PERSONALIZED LEARNING TECHNOLOGY

 

Olesya Belova

University lecturer of Krasnodar Higher Military School, Russia, Krasnodar

Roman Pokolev

Manager the training laboratory of Krasnodar Higher Military School, Russia, Krasnodar

 

Аннотация. В статье рассмотрены модели электронных учебников, а также обобщённый алгоритм работы с электронным учебником при различных технологиях обучения.

Abstract. The article discusses models of electronic textbooks, as well as a generalized algorithm for working with an electronic textbook with various learning technologies.

 

Ключевые слова: электронное обучение; цифровой учебник; индивидуализация; персонализация.

Keywords: e-learning; digital textbook; individualization;, personalization.

 

На сегодняшний день использование технологий электронного обучения в национальном масштабе является одним из условий перехода страны к цифровой экономике. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации» предполагает внедрение персональных траекторий обучения, позволяющие обучаемым выбирать индивидуально способы формирования базовых компетенций цифровой экономики. Цифровые технологии дают возможность обеспечить для каждого обучающегося индивидуализацию образовательной траектории, методов (форм) и темпа освоения образовательного материала. Они постоянно развиваются, предлагая, в том числе, и образованию новые инструменты[1].

Датой начала внедрения в учебный процесс электронных образовательных ресурсов, в том числе учебников можно считать 2005 г., когда получили распространение электронные приложения к учебникам на дисках, включающие его электронную копию и мультимедийные компоненты. При этом законодательной поддержкой заручилась практика обучения с помощью электронных учебников в России с 2014 года. В этот период обозначилась тенденция создания специальных программных продуктов для подготовки интерактивных электронных книг [2, с. 141].

Существуют различные модели создания электронных учебников. Первая – представление электронных учебников в электронном виде, файлы различных форматов. Учебники в этом варианте – это оригинал-макет печатного учебника. Вторая модель основывается на печатной форме учебника, распространяется в различных форматах через собственное программное обеспечение или приложения, предназначенные для создания электронных ресурсов. Мультимедиа и интерактивные материалы в таких учебниках являются не обязательными, а дополняющими и включаются в учебник. Дополнительные материалы в такой модели необходимо включать в макет издания. Третья модель электронного учебника представляет собой издание, созданное изначально только в электронном формате. Зачастую такие учебники являются компонентами цифровой образовательной среды, которая обеспечивает электронный обмен заданиями, коллективное выполнение лабораторных работ, междисциплинарную связь учебного материала по разным дисциплинам и т.д. [3, с. 33].

При этом электронный учебник как программный продукт обучения, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, повышению интереса к познанию окружающей действительности, развитию способностей, повышению качества обучения, должен содержать не только текстовую информацию, но и дополнительные материалы для того, чтобы в полной мере реализовать свой потенциал. Поэтому наиболее предпочтительными являются электронные учебники второй и третьей модели, которые можно отнести к интерактивным электронным пособиям.

Индивидуализация и персонализация представляются схожими подходами к образовательному процессу, однако подготовка электронных учебников для реализации данных подходов будет существенно различаться.

Так, индивидуализация – это технология такого обучения, которое проводится в соответствии с учебными потребностями отдельных учеников. Цели обучения могут быть одинаковы для всех учащихся, однако их прогресс и вовлечение в учебный процесс может находиться на разных уровнях, материал усваивается с разной скоростью в соответствии со своими потребностями в обучении. Например, обучающимся может потребоваться больше времени, чтобы продвинуться по заданной теме, или повторить темы, по которым им нужна дополнительная помощь либо же наоборот – пропустить темы, материал которых ими уже изучен [4, с. 172]. При этом все задания изначально формируются преподавателем, на этапе проектирования и создания электронного учебника, и в дальнейшем, если предусмотрена процедура модернизации и изменения обучающих элементов в системе электронного учебника.

Так, рассматривая электронный учебник как компонент информационной среды ВУЗа, можно рассмотреть обобщённый алгоритм работы с учебником: 1. Изучение общего раздела дисциплины; 2. Выбор темы; 3. Работа с информационным блоком; 3.1. Изучение дополнительных материалов, работа с глоссарием; 3.2. Изучение основного теоретического материала по теме; 3.3.  ответы на вопросы самоконтроля. 4. Работа с блоком контроля (выполнение тестов, заданий, лабораторных работ). 5. Работа с коммуникативным блоком (участие в форумах, опросах, чатах). Как итог работы − оценивание результата изучения темы и получение оценок [6, с. 113].

Индивидуализация выражается в возможности выбора представленного материала к усвоению в собственном темпе, в возможности изучения выбранной темы в рамках изучения дисциплины, если процесс перехода от одной темы к другой не определен заранее преподавателем, на этапе проектирования электронного учебника, и не содержит ограничения, связанные непосредственно с изучаемой дисциплиной.

Персонализация – это технология обучения, разработанная с учетом интересов, опыта, предпочтительных способов и темпов освоения знаний для конкретного обучающегося. Персонализированное обучение адаптировано к потребностям отдельного ученика, предпочтениям в обучении и предназначено для удовлетворения интересов разных учащихся. В полностью персонализированной среде цели и содержание обучения, а также методы и темп могут варьироваться (таким образом, персонализация может объединять в себе такие технологии как дифференциация и индивидуализация). Поэтому персонализация в обучении – термин гораздо более обширный, чем индивидуализация [4, с. 172]. При проектировании содержания электронного учебника, необходимо учитывать не только его ориентацию на индивидуальный темп обучения, удовлетворение индивидуальных запросов, интересов и познавательных потребностей, а также на развитие познавательных способностей, осуществление деятельности творческого и эмоционального характера [3, с. 33].

Очевидно рассмотренный обобщённый алгоритм работы с учебником, рассмотренный ранее требует доработки и может быть представлен в следующем виде: 1. Изучение общего раздела дисциплины; 2. Выбор темы; 3.Работа с информационным блоком: 3.1. Изучение самостоятельно добавленных в учебник материалов, работа с глоссарием; 3.2 Изучение основного теоретического материала по теме в соответствии с желаемым уровнем освоения; 3.3 Ответы на вопросы самоконтроля в соответствии с выбранным уровнем освоения. 4. Работа с блоком контроля (выполнение динамических тестов, выполнение заданий и лабораторных работ, ранжированных в соответствии с уровнем освоения). 5. Работа с коммуникативным блоком (участие в форумах, опросах, чатах). Как итог работы − оценивание результата изучения темы и получение оценок.

Так одним из способов удовлетворения индивидуальных запросов, обучающихся при формировании информационного блока по соответствующим разделам (темам) изучаемой дисциплины может стать вариативность уровней освоения конкретной темы, возможность использования дополнительных информационных блоков или ссылок на сторонние образовательные ресурсы, при работе с контрольным блоком вариативность уровня сложности предлагаемых заданий, тестов и лабораторных работ. В коммуникативном блоке организация выбора наиболее подходящего способа общения, а не обязательность использования всех представленных блоков. При этом очевидным является необходимость доработки электронного учебника системами адаптивного тестирования [5, с. 65], автоматической проверки выполненных заданий, а также элементами дополнительной визуализации, способных наглядно продемонстрировать обучающемуся набор выбранных блоков для изучения. Так система адаптивного тестирования позволят осуществить выбор уровня тестирования по соответствующей теме, а также осуществляет предложение для прохождения дальнейших тестов в соответствии с уровнем, который обучающийся демонстрирует в процессе тестирования. Система автоматической проверки позволяет быстро и эффективно оценить выполненное задание. Элементы дополнительной визуализации позволяют наглядно продемонстрировать выбранные к изучению темы, выбранный уровень их освоения, как при этом выполнены соответствующие блоки контроля, а также позволяют выделить темы для которых обучающийся использовал дополнительные материалы или сторонние ресурсы процессе изучения дисциплины.

Так для реализации вышеуказанного дополненного алгоритма работы, подойдет модель электронного учебника, разработанная на основе печатной формы учебника, через собственное программное обеспечение или приложения, предназначенные для создания электронных ресурсов, но совершенно очевидным является необходимость включения мультимедиа и интерактивных материалов. Или подобный алгоритм работы электронного учебника может представлять собой модель электронного издания, созданного изначально только в электронном формате, так же через собственное программное обеспечение. При этом совершенно очевидным становится тот факт, что на этапе создания электронного учебника с дополнительными системами потребуется гораздо больше времени и ресурсов, чем при создании электронного учебника первой модели, рассмотренной выше классификации, но позволит сделать электронный учебник активным, при этом учесть интересы, опыт, и темпы освоения знаний для конкретного обучающегося.

 

Cписок литературы:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
2. Баль В.Ю., Скидан П.Б. Мировой рынок цифровых учебных изданий: перспективы развития // Текст. Книга. Книгоиздание. 2022. № 28. С. 141–158. doi: 10.17223/23062061/28/9
3. Елагина В. С. Электронный учебник как средство повышения качества военного образования / В. С. Елагина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 33–37.
4. Каргина, З. А. Индивидуализация, персонализация, персонификация - ведущие тренды развития образования в XXI веке: обзор современных научных исследований / З. А. Каргина // . – 2015. – № 2(8). – С. 172-187.
5. Комлева Н. В. Цифровая платформа для создания персонализированных адаптивных онлайн курсов / Н. В. Комлева, Д. А. Вилявин // Открытое образование. – 2020. – Т. 24, № 2. – С. 65-72. – DOI 10.21686/1818-4243-2020-2-65-72. 
6. Мельникова О. Л. Интерактивный учебник как компонент информационно-образовательной среды университета / О. Л. Мельникова, З. А. Колмакова, И. А. Гиманова // . – 2019. – № 4(30). – С. 113-118.