Статья:

Алгоритм осуществления непосредственной образовательной деятельности по геометрии в дошкольных образовательных учреждениях

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Каримова М.Е. Алгоритм осуществления непосредственной образовательной деятельности по геометрии в дошкольных образовательных учреждениях // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 49-56.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Алгоритм осуществления непосредственной образовательной деятельности по геометрии в дошкольных образовательных учреждениях

Каримова Марина Евгеньевна
воспитатель 1 категории, Автономная некоммерческая организация «Общеобразовательная организация «Прогимназия № 14 «Журавушка», РФ, г. Бугульма

 

ALGORITHM OF THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN GEOMETRY IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

 

Marina Karimova

educator of the 1st category, Autonomous non-profit organization educational organization «Progymnasium № 14 «Zhuravushka», Russia, Bugulma

 

Аннотация. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях уделяется мало внимания изучению геометрии. Однако изучение геометрии в дошкольном возрасте позволяет обеспечить развитие пространственных представлений и воображения на уровне практических и исследовательских действий, познакомиться с основными геометрическими фигурами и сформировать на этой базе основы конструктивного мышления. В статье рассматривается алгоритм, позволяющий осуществлять непосредственную образовательную деятельность по геометрии в дошкольных образовательных учреждениях.

Abstract. Currently little attention is paid to the study of geometry in the kindergarten. However, the study of geometry in preschool age allows the development of spatial representations and imagination at the level of practical and research activities, to get acquainted with the basic geometric figures, and to form the basis of constructive thinking on this basis. The article considers an algorithm that allows for direct educational activity in geometry in pre-school educational institutions.

 

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение; непосредственная образовательная деятельность; геометрия; пространственные представления; воображение; исследовательские действия; основы конструктивного мышления; детский сад.

Keywords: pre-school educational institution; direct educational activity; geometry; spatial representations; imagination; research activities; bases of constructive thinking, kindergarten.

 

В рамках данного исследования мы рассматриваем вопрос о формировании основ логико-конструктивного мышления дошкольников на базе развития пространственных представлений и воображения на уровне практических и исследовательских действий. Согласно утверждению А.В. Белошистой [1, c. 153], средством организации математического развития и, как следствие, логического мышления дошкольников является система логико-конструктивных заданий математического содержания.

Конструктивное задание – учебное задание, условие которого отражает основные пространственные (плоскостные) отношения, зависимости метрики и объема [1, c. 153]. Эти отношения и зависимости зафиксированы и отражены в модели, доступной пониманию, восприятию и использованию детьми 3-7 лет. Несложные манипуляции с такой моделью позволяют выявить и проследить зафиксированные в ней зависимости и отношения между ее элементами. Самостоятельный поиск, выявление и осуществление этих действий – суть решения конструктивной задачи [1, c. 153].

Осознание выявленных при этом свойств объектов, модели которых конструировались, является результатом решения конструктивной задачи или выполнения конструктивного задания. В процессе самостоятельного выполнения конструктивных заданий формируются конструктивные умения.

По мнению А.В. Белошистой [1, c. 153-154], к конструктивным относятся умения:

– узнать и выделить объект (видеть существенное, т. е. умение абстрагироваться);

– собрать объект из готовых частей (синтезировать);

– расчленить, выделить составные части (анализировать);

– видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами.

Стоит отметить, что развитие логической сферы ребенка в психологии
[5, c. 305] связывают с развитием логико-символической функции мышления. Очевидно, что развитие связано со спецификой математики как науки и особенно ее геометрического раздела. Именно геометрия благодаря методам (индуктивный, преимущественно дедуктивный), используемым при ее изучении, является учебным предметом, формирующим и развивающим логические функции мышления как ребенка, так и взрослого.

Развитие абстрактно-логического мышления является «дальней» перспективой развития мышления дошкольников. Однако готовить возможности для продвижения ребенка в этом направлении необходимо уже в дошкольном возрасте. Значимость развития символической функции сознания многократно отмечена психологами как основополагающая и в познании, и в мышлении как таковом. Переход ребенка к образному мышлению Ж. Пиаже связывал с зарождением символической функции сознания – разделением обозначаемого и обозначающего [4, c. 78]. Основным в развитии образных представлений считается содержание.

Таким образом, суть вопроса организации внешних условий математического развития ребенка в общем (и логического развития в частности) возвращает нас к проблеме отбора адекватного математического содержания для занятий с детьми дошкольного возраста. Чем младше ребенок, тем большая необходимость того, чтобы он мог получать информацию об изучаемых объектах и их отношениях непосредственно через сенсорные каналы, причем наиболее важны в возрасте 6-7 лет (старшие группы дошкольников) руки и глаза [3, c. 48]. Не случайно все, что воспитатель приносит на занятие, ребенок стремится хотя бы потрогать, а лучше – получить в собственные руки для манипулирования. Оптимальным для такого манипулирования является геометрический материал.

В настоящей статье представлен алгоритм, позволяющий организовать непосредственную образовательную деятельность по геометрии для детей дошкольного возраста. Данный алгоритм составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

Цель: получение, обобщение и закрепление полученных ранее знаний о геометрических фигурах, телах и их свойствах, расширение кругозора и эрудиции дошкольников, формирование у детей основ логического мышления.

Задачи:

· формировать умение декодировать информацию, изображенную на карточке, изменять свойства предметов по заданной схеме, собирать заданный объект из частей, делить геометрические фигуры на составляющие части;

· способствовать развитию умений находить и называть геометрические фигуры в окружающем пространстве, зрительно распознавать и преобразовывать геометрические фигуры, воссоздавать их по представлению, описанию;

· поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, вызывать положительные эмоции во время игр в развивающем направлении, формировать навыки и умения работы в коллективе, уважение к сверстникам, взрослым, чувство сопереживания, взаимопомощи, развивать соревновательный дух.

Алгоритм разделен на три этапа:

1. Подготовительный этап. Разработка плана непосредственной образовательной деятельности.

2. Основной этап. Реализация плана. Осуществление непосредственной образовательной деятельности.

3. Заключительный этап. Подведение итогов и оформление результатов научной образовательной деятельности.

Подготовительный этап

1) Провести обзор имеющихся в свободном доступе методических материалов и определить состав упражнений для осуществления научной образовательной деятельности, оформить результаты в виде плана;

2) Проверить выбранные упражнения на предмет соответствия ФГОС ДО и скорректировать список упражнений;

3) Подобрать методические и практические материалы для проведения выбранных упражнений следующих типов:

–  изготовить дидактические пособия (геоконт, математический планшет, геоборд),

– подобрать иллюстрации и атрибуты для игровой и продуктивной деятельности,

– разработать презентации и интерактивные игры с геометрическими фигурами.

Основной этап

В настоящей статье представлен набор упражнений для осуществления непосредственной образовательной деятельности по геометрии. Данная последовательность упражнений отвечает требованиям ФГОС ДО. Используемые в непосредственной образовательной деятельности методические и практические материалы отражены в описании упражнений.

В непосредственной образовательной деятельности применяются следующие методы:

– Игровой – используются различные варианты игр: кубик, волчок, волшебное дерево, жеребьевка, кулачки;

– Наглядный – используется мультимедийная презентация, магнитные доски (2 шт.), нетбуки (по количеству детей), доски-игры «Геоконт» (по количеству детей), наборы геометрических фигур (2 шт.), карточки с иллюстрациями;

– Словесный – с детьми проводится беседа в формате «вопрос-ответ» (хоровые и индивидуальные ответы детей), используется художественное слово, рефлексия;

– Практический – декодирование информации на карточках с иллюстрациями и создание заданных фигур по карточкам-схемам, выполнение заданий по слуховому восприятию и проверка по заранее подготовленным эскизам и шаблонам, выполнение заданий и упражнений с использованием дидактического, наглядного материала.

В непосредственной образовательной деятельности используются следующие виды деятельности:

– Познавательно-исследовательская;

– Игровая;

– Двигательная.

Упражнение 0. «Подготовительное»

Цель: подготовить детей к последующей моделирующей деятельности посредством простых конструктивных действий, организовать внимание.

Ход: педагоги знакомят детей с геометрическими фигурами посредством использования интернет-ресурсов, просмотра занимательных передач и мультфильмов развивающего характера о геометрических фигурах.

Упражнение 1. «Конструктивное»

Цель: организация конструкторской деятельности по образцу.

Ход: дети рисуют картины из геометрических фигур, печатают геометрические тела на песке (снегу), листе бумаги, составляют фигуры на нетбуках, составляют геометрические фигуры из резинок на доске «Геоконт».

Упражнение 2. «Наблюдательное»

Цель: развитие наблюдательности, воображения и речевой деятельности.

Ход: дети осуществляют поиск геометрических фигур и тел в повседневной жизни, пытаются узнать геометрические тела на ощупь.

Упражнение 3. «Вопросник: линия, точка, луч»

Цель: формирование наблюдательности, внимания, сообразительности и речевой деятельности, памяти.

Ход: дети поочередно отвечают на вопросы по картинкам (отображаются на экране в мультимедийной презентации) из следующего перечня:

- что изображено на данном слайде? (точка, множество точек и прямая);

- из чего состоит прямая линия? (из множества точек);

- назовите линии (прямая, луч, отрезок);

- дайте понятие лучу (прямая, ограниченная с одной стороны);

- можно ли разделить изображенные линии на две группы, если да, то на какие? (прямые и кривые);

- как называются линии, изображенные перед вами? (ломаные);

- определите все изображенные геометрические фигуры (многоугольники, ломаные замкнутые линии).

Упражнение 4. «Мозаика цифр»

Цель: развитие наблюдательности и сообразительности, организация конструкторской и речевой деятельности, упражнение в счете.

Ход: дети делятся на команды. Каждая команда получает набор геометрических фигур. Педагог показывает карточки с изображением символов и примеров и диктует, где нужно расположить ту или иную фигуру. Дети должны расшифровать геометрическую фигуру, решить пример, выложить мозаику из геометрических фигур. У обеих команд одинаковая фигура.

Упражнение 5. «Геоконт»

Цель: формирование внимания, сообразительности, воображения, организация конструкторской и речевой деятельности.

Ход: дети делятся на команды. Педагог загадывает загадку «Хорошо живется мне в вышине и в глубине. Отгадать меня вам просто. Пять углов тупых, пять острых! А отгадку вы найдете, выполнив задание». Каждая команда получает доску «Геоконт» с набором резинок. Обе команды составляют звезду на доске «Геоконт».

Упражнение 6. «Ленты»

Цель: развитие сообразительности, воображения, внимания, формирование речевой деятельности и конструкторского умения.

Ход: дети делятся на команды. Команды берут по ленте и показывают для команды-соперницы фигуру: трапецию, ромб, треугольник (по две фигуры). Необходимо точно показать фигуру.

Упражнение 7. «На нетбуках»

Цель: формирование воображения, внимания, конструкторского умения. Развитие речевой деятельности. Формирование умения оценивать количественную характеристику видоизменяющейся конструкции.

Ход: дети составляют многоугольники из треугольников на нетбуках. Педагог просит сформировать из треугольников следующие многоугольники:

- возьмите два треугольника и составьте ромб (показ карточки – самопроверка);

- добавьте еще два треугольника, сколько у вас треугольников? (четыре);

- составьте из них один большой треугольник, поменяйтесь местами и проверьте правильность у соседа;

- добавьте еще один треугольник, сколько стало треугольников? (пять);

- составьте из них трапецию, еще раз поменяйтесь местами и проверьте, все справились?

Упражнение 8. «Геометрическая фантазия»

Цель: формирование воображения, организация конструкторской и речевой деятельности.

Ход: детям нужно нарисовать картину из геометрических фигур и объяснить, из каких фигур состоит картина.

Упражнение 9. «Хитрые насекомые»

Цель: развитие внимательности и сообразительности, упражнение в счете.

Ход: дети получают карточки с изображением насекомого и геометрических фигур. Они должны определить, на какую из геометрических фигур сели «ЖУК» и «БАБОЧКА» и сосчитать, сколько геометрических фигур они увидели.

Заключительный этап

Педагог проводит опрос [2, c. 44] детей по следующим пунктам:

- удовлетворенность;

- успешность завершения заданий;

- воспроизводимость (желание проделать новые упражнения);

- научный интерес (желание и дальше изучать геометрию).

По итогам опроса делается вывод о степени успешности непосредственной образовательной деятельности. Собираются количественные данные о степени удовлетворенности детей проведенной непосредственной образовательной деятельностью. Данные анализируются, и по результатам анализа, в случае необходимости, в непосредственную образовательную деятельность вносятся коррективы.

Очевидно, что каждое из приведенных упражнений одновременно способствует формированию логических мыслительных приемов. Например, упражнение 0 учит детей анализу; упражнение 1 – синтезу; упражнение 2 – сравнивать и обобщать, а также анализировать; упражнение 3 – анализу, сравнению и обобщению; упражнение 4 – анализу и синтезу; упражнение 5 – синтезу; упражнение 6 – это фактическая классификация по признаку, а также оно учит синтезу; упражнение 7 учит анализу, синтезу и сравнению; упражнение 8 – анализу; упражнение 9 – анализу, сравнению и обобщению.

По данному алгоритму было осуществлено три вида непосредственной образовательной деятельности: в трех группах старших дошкольников
(6-7 лет). По их результатам по каждому пункту из заключительного опроса получены 100%-ные значения.

Вывод

Алгоритм, рассмотренный в настоящей статье, позволяет воспитанникам расширить свой кругозор, сформировать конструкторское умение, воображение, развить внимание и сообразительность, а также навыки речевой деятельности за счет командных упражнений, развить умение считать и заложить основы логического мышления.

 

Список литературы:
1. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / А.В. Белошистая. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – 296 с.
2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
3. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: Аркти, 2005. – 96 с.
4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология Интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология / Ж. Пиаже. – М.: Просвещение, 1969. – 659 с.
5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 528 с.