Статья:

Структура коммуникативных умений дошкольников

Конференция: XLV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Гарматюк В.Г., Сахариева С.Г. Структура коммуникативных умений дошкольников // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(45). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 4-13.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Структура коммуникативных умений дошкольников

Гарматюк Виктория Григорьевна
магистрант, Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова, Казахстан, г. Усть-Каменогорск
Сахариева Светлана Геннадьевна
канд. пед. наук, доцент, Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова, Казахстан, г. Усть-Каменогорск

 

Аннотация. Коммуникативные навыки дошкольника – это  осознанные коммуникативные действия, характеризующиеся совокупностью различных компонентов и элементов (информационно-коммуникативный, интерактивный, перцептивный), позволяющих дошкольнику правильно выстраивать свое поведение и управлять им в соответствии с задачами общения, используя наиболее рациональные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач.

 

Ключевые слова: коммуникативные навыки; дошкольник; коммуникация.

 

В Законе Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» отмечено, что задачами системы образования являются: создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики [10].

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

Коммуникация, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

Взаимосвязь коммуникативных навыков с принятием дошкольниками ролевых функций в игровой деятельности представлена в исследованиях Л.С. Выготского [7], Д.Б. Эльконина А.Н. [25], Леонтьева Г.И. [13], Репринцевой [22] Е.Е. Кравцовой [18], М.И. Лисиной [20], А.Г. Рузской [15] и др.

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым [13], В.В. Давыдовым [8], Д.Б. Элькониным [25], A.B. Запорожцем [11] и др.

В казахстанской педагогической науке проблему формирования коммуникативных навыков изучали Бондаренко С.С. [6], Дюбкина Л.В. [12], Есляшова Г.М. [9], Адрова Т.Н. [2], Фарафонова Н.Н., Абеуова Г.Р. [1], Турганбек Г. [24], Бексариева Э. [4]

В словаре русского языка С. И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение [19]. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными. В толковом словаре русского языка общение связывается со словами «общность», «община». Этот смысл данного понятия может служить и главным критерием подлинного общения человека с другими людьми. Если есть общий контекст, общее поле, это значит, что человек общается.

Коммуникация, по мнению психологов – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

Коммуникативные навыки, по мнению Н.А. Лемаксиной – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. Некоторые профессии обязывают уделять им больше внимания, поскольку в определенных видах деятельности основным методом работы является общение: это журналистика, психология, педагогика, социология и др. Тем не менее, профессиональные потребности – это лишь малая часть причин, по которым коммуникативные навыки так важны. Ведь любому человеку необходимо общаться и для психологического удовлетворения, социальной реализации, и просто для того, чтобы выжить. Индивиды, которые пренебрегают их наработкой, безуспешны, и им труднее реализовать себя.

Положение о решающей роли общения в психическом развитии ребёнка было выдвинуто и разрабатывалось Л. С. Выготским, который неоднократно подчеркивал, что «психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесённых внутрь и ставших функциями личности и формами её структуры» [7, с. 37].

Первые исследования, характеризующие коммуникативные качества личности, встречаются в трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева. Данные авторы пока не выделяют понятие «коммуникативные качества», но подробно описывают качества, необходимые для общения и составляющие общения как психологического процесса.

Коммуникативные умения как феномен коммуникативной культуры ребёнка, которая реализуется в ситуации общения, рассматривается О. А. Веселковой. Существует и ещё одно направление, максимально широко представленное в литературе (Я. Л. Коломинский, Н. А. Лемаксина, Л. Я. Лозован, М. Г. Маркина, А. В. Мудрик, Е. Г. Савина и др.), в рамках которого коммуникативные умения рассматриваются как группа умений, характеризующих личностные качества ребёнка, необходимые для организации и реализации процесса общения, взаимодействия.

Под коммуникативными умениями, вслед за А. А. Максимовой, понимаем «осознанные коммуникативные действия субъектов (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить своё поведение и управлять им в соответствии с задачами общения» [17]. Следовательно, педагог, задавшийся целью научить детей выводить собственное общение на уровень коммуникации, или, другими словами, придавать смысл своему общению, должен сформировать в детях определённые коммуникативные умения.

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстниками, как и со взрослым, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности» [14].

М. И. Лисиной в структуре общения, как коммуникативной деятельности, выделены следующие компоненты:

1. Предмет общения – другой человек, партнёр по общению как субъект.

2. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них с их помощью – к самопознанию и самооценке.

3. Коммуникативные мотивы – то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.

4. Действия общения – единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения – инициативные акты и основные действия.

5. Задачи общения – цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.

6. Средства общения – это операции, с помощью которых осуществляются и действия общения.

7. Продукты общения – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения [14, с. 52].

По мнению М. И. Лисиной, подход к общению как деятельности имеет ряд преимуществ по сравнению с рассмотрением его как особого рода поведения, или взаимодействия, или совокупности условных реакций человека на сигналы, поступающие от другого лица: «И филогенетическое и онтогенетическое развитие перестает сводиться к умножению коммуникативных операций или к появлению новых средств обмена информацией и осуществления контактов: напротив. Сами перемены этого рода получают свое адекватное объяснение через преобразование потребностей и мотивов общения» [14, с. 54].

А. Н. Леонтьевым предложена концептуальная структура деятельности: деятельность – действие – операция. Исходя из этого коммуникативные умения в педагогике и психологии рассматриваются как операциональный ее компонент [13, с.73].

М. И. Лисина отмечает, что общение для ребенка – это «активные действия», с помощью которых ребенок стремится передать другим и получить от них определенную информацию, установить с окружающими необходимые ему эмоционально окрашенные отношения и согласовывать свои действия с окружающими, удовлетворять свои материальные и духовные потребности [15, с.27]. Она выделяет в сфере общения со взрослыми экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые средства. Появляющиеся последовательно, со значительными интервалами. В контактах со сверстниками ребенок использует те же три категории и к началу оформления общения, т.е. к трем годам он, практически, уже владеет ими. Автором отмечено, что у младших дошкольников ведущее положение занимают выразительные и практические операции, однако к старшему дошкольному возрасту речь выступает на передний план и занимает положение ведущей коммуникативной операции. Исследования М. И. Лисиной свидетельствуют о том, что сразу после рождения ребенок никак не общается со взрослыми: он не отвечает на его обращения и, конечно, сам к нему не адресуется. А после двух месяцев младенцы вступают во взаимодействие со взрослыми, которое можно считать общением; они развивают особую активность в виде психосоматического комплекса оживления, объектом которой является взрослый, и стремятся привлечь его внимание, чтобы самим стать объектом такой же активности с его стороны. Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности,– человеческое лицо. Из реакции сосредоточения взгляда на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления – это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления – это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого [15, с. 73].

Таким образом, коммуникативные умения рассматриваются нами как часть культуры речи дошкольников, включающая осознанное усвоение выразительно – изобразительных средств речи и уместное их использование в собственных высказываниях в процессе общения, установления способов установления отношений между людьми.

По мнению Г. М. Андреевой коммуникативные навыки – это осознанные коммуникативные действия детей (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [3].

В этом определении обращают на себя внимание два момента:

1) коммуникативные умения – это именно осознанные коммуникативные действия детей, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков. Сознательное овладение коммуникативными умениями, бесспорно, является доступным детям старшего дошкольного возраста;

2) коммуникативные умения – это еще и способность детей управлять своим поведением, использовать наиболее рациональные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач.

В исследовании Р. К. Терещук [23] определяются параметры коммуникативной деятельности дошкольников: социальная чувствительность – способность ребенка воспринимать воздействие партнеров по общению и реагировать на них; коммуникативная инициатива состоит в его способности обращаться к партнеру по своей инициативе, желая склонить его к общению, перестроить контакты или их прекратить; эмоциональное отношение складывается по отдельности к каждому партнёру в зависимости от опыта взаимодействия с ним и характеризует степень расположения и оттенки содержания.

В исследованиях А. А. Бодалева, Л. Я. Лозован, Е. Г. Савиной  выделяются три компонента в структуре коммуникативных умений: информационно-коммуникативный, интерактивный, перцептивный [5].

Б. Ф. Ломов, в зависимости от выполняемой роли, выделил три группы функций коммуникативных навыков: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную [16].

Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение); ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях со сверстниками и взрослыми); соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, символы; получать и снабжать информацией о себе и других вещах; пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал).

Мы на основе исследований А. А. Бодалева, Л. Я. Лозован, Е. Г. Савиной в своей работе будем рассматривать следующие компоненты коммуникативных навыков: информационно-коммуникативный, интерактивный, перцептивный, которые отражены в  таблице 1.

Таблица 1.

Структура коммуникативных умений дошкольников

Компоненты коммуникативных умений

Параметры, определяющие сущность компонента

Эмпирически замеряемые показатели параметра

Информационно- коммуникативный

-умение принимать информацию;

-умение передавать информацию.

-внимание к сообщениям воспитателя.

-внимание к сообщениям товарища

-умение выразить мысль, намерение, мысль.

- полнота сообщения

Интерактивный

- умение взаимодействовать с партнером

-готовность к взаимодействию.

-адаптированность в коллективе.

-совместное планирование предстоящего дела

-ориентация на партнера (партнерство)

-отсутствие конфликтов

-умение ориентироваться в ситуации общения

-социовалентность

-удовлетворенность в общении.

-отсутствие симптомокомплекса дезадаптации

Перцептивный

-восприятие другого.

-восприятие межличностных отношений.

-понимание отношения другого к себе.

-понимание эмоционального состояния другого

-понимание эмоций

-представления о сущности общения

-значимость для ребенка данных отношений

-способность к выделению личностных характеристик партнера

 

Таким образом, основываясь на данных исследований, посвященных формированию коммуникативных навыков дошкольников мы можем сделать следующий вывод:

- во-первых, характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходиться констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных навыков дошкольников остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты: содержание коммуникативных навыков, критерии и показатели их сформированности у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, формы организации вне непосредственно образовательной деятельности.

- во-вторых, в силу многомерности процесса коммуникации его функции можно классифицировать по различным основаниям. Однако, во всех приведенных классификациях выделяются регулирующая и информационная, это вызвано тем, что ведущим средством общения является речь, которой присущи информационная и регулирующая функции.

- в-третьих, коммуникативные навыки нужно формировать в процессе различных видов деятельности, главным из которых является развитие речи, без которого невозможен процесс коммуникации.

- в-четвёртых, принимая во внимание возрастные особенности детей, необходимо подобрать такие технологии и методики, при которых формирование коммуникативных навыков осуществлялось бы наиболее успешно.

Итак, коммуникативные навыки дошкольника – это  осознанные коммуникативные действия, характеризующиеся совокупностью различных компонентов и элементов (информационно-коммуникативный, интерактивный, перцептивный), позволяющих дошкольнику правильно выстраивать свое поведение и управлять им в соответствии с задачами общения, используя наиболее рациональные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач.

 

Список литературы:
1. Абеуова Г. Р. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями // Логопед. – Алматы, 2016. - № 3(37). – С. 36-37.
2. Адрова Т. Н., Фарафонова Н. Н. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников // Бала мен балабақша. Ребенок в детском саду. – Алматы, 2015. - № 11. – С.11-13.
3. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов: М:Аспект Пресс, 2011. – 284с.
4. Бексариева Э. Методы и приемы развития сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи  // Дефектология. – Алматы, 2012. – № 6(72). – С.14-18.
5. Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические труды. – 2-ое издание / А. А. Бодалев. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 256 с.
6. Бондаренко С. С. Развитие речи старших дошкольников на занятиях по логике// Бүгінгі мектеике дейінгі тэрбие және білім мәселелері. Проблемы современного дошкольного воспитания и образования. – Алматы, 2016. – № 6. – С. 14-16.
7. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. М.: Смысл, 2004. – 512 с.
8. Давыдов В. В., Зинченко В. П. Предметная деятельность и онтогенез познания. //Социальная и природная культура познания / Под ред. Лекторского В. А., Ойзермана Т. И. – М.: Мысль, 2002. – 426 с.
9. Есляшова Г. М. Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста // Бала мен балабақша. Ребенок в детском саду. – Алматы, 2016. – № 3. – С.11-12.
10. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» // http://online.zakon.kz. (дата обращения: 22.11.2020).
11. Запорожец А. В. Развитие логического мышления в дошкольном возрасте. / А.В.Запорожец. – М., 1988. – 179 c.
12. Использование коррекционных технологий в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста / Л. В. Дюбкина // Отбасы және балабақша. – № 2. – С. 60-61.
13. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. –  М.: Просвещение, 2005. – 214 с.
14. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А. Г. Рузской. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с. 
15. Лисина М. И., Смирнова Р. А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / под ред. Я.Л. Коломинского. – Минск: Сила, 2005. – 194 с.
16. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов.  – М., 1984. – 444 с.
17. Максимова А. А. Учим общаться детей 6-10 лет. [Текст] / А. А. Максимова. – М. : ТЦ «Сфера», 2015 – 78 с.
18. Мудрик А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2013. – 240 с.
19. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. – М., 1997.
20. Развитие общения дошкольников со сверстникам / под ред. А. Г. Рузской. – М.: Педагогика, 2009. – 216 с.
21. Репина Т. А., Стеркина Р. Б. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. – М.: НИИ дошк. воспитания АПН СССР. – М. Педагогика 1990. – 150 [1] с.
22. Репринцева Г.И. Игра – ключ к душе ребёнка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: Методическое пособие. / Г. И. Репринцева. – М.: Форум, 2013. – 240 с.
23. Терещук Р. К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников: автореф. дис. .. канд. психол. наук. – М., 1986. – 21 с.
24. Турганбек Г. Основные направления коррекционной работы с детьми с ОНР //Дефектология. – Алматы, 2012. – № 4(28). – С.16-17.
25. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2006. – 384 с.