Использование интеллектуальных карт в коррекционном образовательном пространстве ДОУ
Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Использование интеллектуальных карт в коррекционном образовательном пространстве ДОУ
USE OF SMART CARDS IN THE CORRECTIONAL EDUCATIONAL SPACE OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Elena Petrova
Teacher speech therapist MBDOU kindergarten №5 Teremok, Russia, GO ZATO Komarovsky
Аннотация. Объективная реальность современного общества предъявляет все новые требования к педагогу. Наряду с традиционным обучением и воспитанием, педагогу нужно осваивать новые технологии, инновации, возможности инновационной среды. В статье рассматривается возможность использования метода интеллектуальных карт в коррекционном образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения с детьми с нарушением речи.
Abstract. The objective reality of modern society makes new demands on the teacher. Along with traditional training and education, the teacher needs to master new technologies, innovations, and opportunities of the innovative environment. The article considers the possibility of using the smart card method in the correctional educational space of preschool educational institutions with children with speech disorders.
Ключевые слова: интеллектуальные карты; общее недоразвитие речи; связная речь; нарушение познавательного развития; коррекционная технология; дошкольное образовательное учреждение.
Keyword: Smart card; General underdevelopment of speech; connected speech; impaired cognitive development; remedial technology; pre-school educational institution.
Речь является основным компонентом взаимодействия человека с окружающим его обществом. Через речь происходят важнейшие воспитательно-образовательные процессы, речь является средством получения знаний.
Педагоги, логопеды, исследователи детского речи отмечают, что за последние годы увеличивается количество детей с недостаточностью речевого развития, сниженным уровнем познавательного развития. Данная проблема требует внимательного рассмотрения и контроля. Главная причина нарушений развития связной речи, как считают ученые, - это уменьшение свободного высказывания у детей. В современном мире отмечается нехватка общения внутри семьи. Дети меньше проводят времени с родителями, а это отражается на речевых процессах, навыках взаимодействия и общения. Еще одной из причин считается увеличение количества детей с патологиями натального и перинатального периода, в результате нарушается или задерживается сенсомоторное, речевое, психическое, интеллектуальное развитие.
Традиционные методы используются в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения, но реалии современного общества не позволяют работать по-старому. Педагогу необходимо внедрять инновационные современные педагогические технологии для более эффективной результативности, особенно с детьми с нарушениями речи. Развитие связной речи, формирование познавательной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи является одной из важнейших задач в деятельности логопеда ДОУ и неразрывно связана с формированием мышления ребенка, с приобретением знаний, подготовкой к обучению в школе, где использование нетрадиционных приёмов способствует качественному усвоению материала.
Развернутые смысловые высказывания детей с нарушениями речи характеризуются нарушением последовательности, нечеткостью, отрывочностью. Затруднения отмечаются в самостоятельном рассказывании по памяти, а также во всех видах творческого рассказывания, детям свойственно недостаточно полное понимание текста. Устная монологическая и диалогическая речь недоступна детям с нарушениями речи вследствие недостатков в лексическом, грамматическом и звуковом оформлении высказывания. Неполноценная речевая деятельность в итоге оказывает негативное влияние на формирование у детей неречевых сфер: сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой. Отмечается недостаточность устойчивости внимания, снижение вербальной памяти, продуктивности запоминания, сниженная познавательная активность.
С учетом всех перечисленных особенностей детей с нарушениями речи наиболее приемлемой методикой коррекции таких нарушений является использование нетрадиционных способов коррекции, основанных на использовании моделирования и наглядности.
Мы опирались на мнение К.Д. Ушинского об эффективности наглядных методик, на разработки Л.С. Выготского, А.Б. Ястребовой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и В.К. Воробьевой, и сочли обоснованным возможность применения интеллектуальных карт с целью формирования связной речи и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Кроме того, мы основывались на исследовании В.М. Акименко «Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников».
Нами была разработана и реализована коррекционная технология, целью которой является формирование связной речи и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием интеллектуальных карт.
Интеллектуальные карты (от англ. Mind Map - карта ума, ментальная карта или интеллект-карта) придумал американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен. В основе метода заложена идея объединения восприятия и переработки информации двумя полушариями мозга. Интеллект-карта (ментальная карта, ассоциативная карта) — это технология изображения информации в графическом виде.
Данная методика отличается от традиционных тем, что при усвоении информации включаются оба полушария головного мозга, в итоге активизируется его эффективная деятельность. Зрительные образы в процессе составления интеллект-карт способствуют усилению глубины впечатления, что положительно влияет на запоминание материала
Направления коррекционной технологии:
- Логопед-дети,
- Логопед-родители,
- Логопед-педагоги ДОУ.
Основная форма работы - занятия.
Методы: беседа, рассматривание предметных и сюжетных картин, дидактические игры, подвижные игры, игры с мячом, пересказ, пальчиковые игры, рассказ по картине, пересказ, психогимнастика, дыхательные упражнения.
Коррекционная технология включает 50 занятий. Временная длительность занятия составляет 20 минут. Форма занятия – групповая. Длительность коррекционной работы рассчитана на 9 месяцев (с 15 сентября по 15 мая).
В рамках реализации коррекционной технологии предусматривается проведение консультации для педагогов, оснащение педагогов практическим материалом для закрепления у детей полученных результатов, взаимодействие с педагогами для анализа, коррекции и закрепления программы.
Предусматривается организация консультаций для родителей, оснащение родителей практическим материалом для закрепления у детей полученных результатов в домашней деятельности, информационная и консультационная поддержка родителей в процессе реализации программы.
На первых этапах реализации технологии с целью развития речи происходит знакомство детей с предметными картинками, уточняются условные обозначения. Затем формируется навык составления простых предложений по 2-3 картинкам. В дальнейшем количество картинок увеличивается, расширяется включенность тем в одну интеллектуальную карту, в ней увеличивается число ветвей. Деятельность по интеллект-картам, для наиболее эффективного освоения и закрепления, была организована как на коррекционных подгрупповых занятиях, так и в процессе непосредственно–образовательной деятельности по развитию речи, социальному миру, на музыкальных занятиях.
Итог коррекционной технологии – дети начали самостоятельно составлять связный рассказ по интеллектуальной карте, у них появилась потребность и желание высказаться, узнать новое, поделиться своими мыслями, дети начали взаимодействовать друг с другом и взрослыми.
После реализации коррекционной технологии на основе результатов исследования можно сделать вывод, что у детей с нарушениями речи наблюдается положительная тенденция в овладении связной речью, улучшения познавательной активности. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карт позволяет осуществить интеграцию областей: социально-коммуникативной, познавательной и речевой. Методика является эффективной в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями речи, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, а это, в свою очередь, способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, планирующей функции речи, связной речи.