Статья:

Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с дошкольниками: теория и практика применения

Конференция: LXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Коваль Г.А. Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с дошкольниками: теория и практика применения // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(71). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с дошкольниками: теория и практика применения

Коваль Галина Анатольевна
старший преподаватель кафедры дошкольного образования Мариупольский государственный университет, ДНР, г. Мариуполь

 

METHOD OF SENSORY INTEGRATION IN CORRECTIONAL WORK WITH PRESCHOOLERS: THEORY AND PRACTICE OF APPLICATION

 

Galina Koval

Senior lecturer at the Department of Preschool Education Mariupol State University, DNR, Mariupol

 

Аннотация. Статья посвящена теме значения сенсорной интеграции в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья для эффективного обучения, жизни в обществе, восприятия своих потенциалов, принятия своего тела.

Abstract. The article is devoted to the topic of the significance of sensory integration in the development of a child with disabilities for effective education, life in society, perception of their potentials, acceptance of their bodies.

 

Ключевые слова: сенсорная интеграция; сенсорная система; сенсорная дисфункция.

Keywords: sensory integration; sensor system; sensory dysfunction

 

Актуальность проблемы сенсорной интеграции детей дошкольного возраста не взывает сомнений как в теории, так и в практике. В последние годы внимание ученых концентрируется на изучении психофизиологических механизмов обработки ощущений детьми, на особенностях получения и переработки ими информации от внешних источников.  Как известно, явление сенсорной интеграции определяется наукой как процесс упорядочивания ощущений, поступающих от разных сенсорных систем (Дж. Айрес, У Кислинг, А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюррей и др.). Конечной целью данного процесса является выделение главного в происходящем для осмысленного действия в достижении результата. Чем качественнее сенсорная интеграция у конкретного ребенка, тем проще ему удается взаимодействовать с окружающим миром, действительностью. К сожалению, статистика указывает на ежегодное увеличение количества детей, имеющих трудности, связанные с сенсорной интеграцией. Причин возникновения нарушений обработки сенсорной информации множество: врожденная наследственность; расстройство работы мозга, вследствие чего мозг искаженно обрабатывает и сочетает ощущения; восприятие ребёнком большого объема сенсорной информации, что приводит к сенсорным перегрузкам и обостренному восприятию сенсорных раздражителей; отсутствие достаточного запаса сенсорного опыта современных детей, в окружении которых в основном ненатуральные материалы с одинаковыми запахами и тактильными ощущениями и другие. Также важно учитывать причины, связанные с трудностями развития: нарушения слуха, развития движений, зрения и другие. Несомненно, причиной возникновения большей части нарушений в развитии ребенка является недостаточно слаженная работа всех сенсорных систем. При этом отмечается, что расстройство сенсорной системы чаще встречается у детей с проблемами развития, чем у детей с нормой развития [4].

Проблема интеграции сенсорных сигналов нашла отражение в работах многих ученных-исследователей. Первым согласованность разных видов ощущений открыл И.М. Сеченов. Ученый утверждал, что психический процесс появляется, исключительно, при взаимосвязи личности с внешним миром. Это явление в течение продолжительного времени называлось «межанализаторное взаимодействие», в настоящий момент применяется термин «сенсорная интеграция». Теория сенсорной интеграции и базовые постулаты терапии, основанной на сенсорной интеграции, были спроектированы и нашли практическое применение в работах психолога и эрготерапевта Э. Дж. Айрес в 1950-х годах в Калифорнии.  По утверждению Джины Айрес «сенсорная интеграция представляет собой упорядочение ощущений, которые потом будут каким-либо образом использованы» [2]. Исследователи Б.М. Блохин, Н.Б. Троицкая, Ю.Е. Садовская, Ю.Б. Проничева отмечают прямую зависимость затруднений развития ребенка от наличия у него сенсорных расстройств [10]. Пути формирования сенсорики у детей с проблемами в развитии исследовали Н.П. Вайзман, Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, И.А. Соколянский, П.Ф. Лесгафт, И.М. Сеченов и др.

Несмотря на разнообразие научных подходов к изучению сенсорной интеграции, большинство ученых и педагогов-практиков склоняются к мысли о том, центральным процессом, активизирующим детское развитие, является процесс восприятия, связанный с осмыслением окружающего мира. Они едины в признании важности согласованности работы всех анализаторов в становлении двигательной системы, в развитии речи, что является основой сложнейшей интеграции, включающей письмо, чтение и социальную регуляцию.  Физиологами доказано (И.А. Аршавский, Д.А. Фарбер и другие), что для полноценного функционирования мозга ребенка крайне важно регулярное поступление сенсорной информации. Действительно сенсорная информация является пищей для работы мозга. Для ребенка естественно принимать информацию об объекте посредством органов чувств, отправляя ее в кору головного мозга, преобразовывая в сведения об объекте – что это, каков он, как им пользоваться и тому подобное. С восприятия, ощущения начинается знакомство ребенка с миром. Физическое становление, овладение мыслительными процессами и становление речи во многом определяется продуктивностью работы органов чувств ребенка. В какой мере он чувствует, слышит, видит, воспринимает мир, в той мере соответственно обрабатывает информацию и формулирует эти сведения в своих высказываниях. Таким образом, чем точнее воспринимают информацию сенсорные системы, тем точнее мозг получает и дает точное представление о предмете.

Исследуя особенности взаимодействия сенсорных систем ученым удалось выявить причины сбоя в их работе. В частности, Е.К. Айдаркин отмечает в ситуации, когда поступающие сигналы от анализаторов не транслируются в типичный ответ коры головного мозга, констатируется дисфункция сенсорной интеграции. Исследователь заметил, что фактически все нарушения сенсорной интеграции составляют разлад в процессе обработки сенсорной информации либо на фазе передачи в нервной системе, либо напрямую в коре головного мозга [1].  В свою очередь, К.С. Красновиц также отмечает, что нарушения сенсорной интеграции лежат в основе многих проблем развития движений, речи, обучения, поведения [7]. Значимость сенсорной коррекции детей с особенностями в развитии подчеркивали исследователи М.Н. Теречева, Л.Н. Павлова [12]. Распространенность таких нарушений у детей, по статистическим данным Андриевской О.А. варьирует от 5% до 30% среди детей в странах США, Канады и Европы и до 20 % среди дошкольников Российской Федерации [3].   

Исследователи отмечают трудности в регулировании ощущений и раздражителей, импульсов, приходящих в кору головного мозга, возникают среди детей с нарушениями развития: задержкой психического, речевого развития; расстройством аутистического спектра; возможны у детей, живущих в ситуации сенсорного голода – домах ребенка, интернатах. Возникновение диссонанса принятия сенсорной информации возможны в результате неблагоприятного влияния окружающей среды, наследственной предрасположенности, а зачастую в объединения этих двух факторов.

Изучая особенности обеспечения сенсорной интеграции у детей 4-5 лет с задержкой психического развития, Л.В. Соколова [11] пришла к следующему выводу: проявление отклонений восприимчивости органов чувств наблюдается как повышенная или резко сниженная реакция на соответствующие раздражители. Она обозначает, что при обостренной восприимчивости раздражитель чувствуется как крайне ощутимый, а порой вызывает боль, а при заниженной чувствительности, наоборот стимул не ощущается, что приводит к отсутствию реакции на него. Мы единодушны с Соколовой Л.В. в утверждении, что продолжительное влияние на органы чувств, особенно у детей с обостренной чувствительностью, рано или поздно приводит к сенсорной перегрузке, что чревато возникновением срывов, истерики либо практически полным отсутствием реагирования на внешние раздражители.

Таким образом, для приобретения продуктивного сенсорного опыта детьми, целесообразно использовать метод сенсорной интеграции в практике дошкольного образования. Эффективность метода сенсорной интеграции доказана психологами, логопедами, дефектологами как на теоретическом уровне, так и на практике [2,10,11,12]. Совершенствование сенсорной системы, взаимосвязь всех органов чувств, импульсов, поступающих в мозг, то есть сенсорная интеграция, служат фундаментом становления всесторонне развитой личности [4].  

Организационно метод сенсорной интеграции должен обеспечивать полную натуральность регулирования сенсорной системы. Взаимодействуя с окружающим миром, дает ребенку возможность в полноценно расширить свой сенсорный опыт через естественное соприкосновение с природой – разнообразные тактильные ощущения, восприятие звуков, запахов. Задача педагогов наполнить окружение ребенка таким образом, чтобы обогатить и стимулировать его сенсорные ощущения [5]. По мнению Г.Л. Башкановой и С.А. Улановой необходимо создать среду сенсорной интеграции для ребенка и наполнить ее достаточным количеством игр, требующих от него работы всех сенсорных анализаторов в достаточно интенсивном темпе.

Использование различных элементов технологии сенсорной интеграции, в целях повышения, стабилизации, активизации и корректировки сенсорных реакций центральной нервной системой определяется на основе сенсорного обследования отдельно для каждого ребенка.  Успешное прохождение сенсорной интеграции напрямую зависит от создания условий для самостоятельной деятельности ребенка при грамотной организации пространства педагогом [6].

Важным моментом в формировании полноценного развития сенсорной системы ребенка и обогащении его сенсорным опытом является использование сенсорных заданий, игр для всех органов чувств. Для совершенствования визуального навыка рекомендуется разнообразное восприятие насыщенных цветов посредством искусства (созерцание картин, рисование, экспериментальное творчество с цветом, создание новых оттенков и многое другое).  При развитии слухового навыка целесообразно обогатить опыт ребенка всевозможными звуками (природы, музыкальных инструментов, окружающие звуки).  При развитии осязательного навыка обогащают чувства с помощью контакта с разнообразными по форме, величине, текстуре предметами. Обонятельный опыт ребенка накапливаем через знакомство с различными запахами; вкусовые ощущения обогащаются благодаря знакомству с различными пищевыми продуктами. Немаловажно и формирование двигательного опыта (чувство пространства, ощущение движения своего тела) через физические нагрузки, аэробные и специальные упражнения. Таким образом, можно констатировать, что совершенствование сенсорного восприятия с помощью разных видов взаимодействия с предметной средой и восприятия мира посредствам всех анализаторов   предоставляют ребенку достаточный багаж ощущений. В итоге осуществляется стимуляция нервной системы, что в конечном счете, повышает сенсорную интеграцию.

Результативность применения метода сенсорной интеграции в полной мере зависит и от создания определенных условий, таких как: установление для ребенка обстановки доверия и веры в свои силы и возможности; изучение и определение наиболее значимых проблем; сотрудничество с ним согласно выделенных целей; сотрудничество не только с ребенком но и его семьей; включение корректирующих приемов в его обычную жизнь и их достаточно широкое применение при поддержке всего окружения ребенка [11].

Обобщение вышеизложенного дает нам основание для выводов: недостаточное формирование восприятия фактически является одним из ключевых факторов затрудненного освоения навыков жизнедеятельности, овладения первоочередными социальными навыками и умениями, что негативно отражается на физическом и психическом развитии детей; практикующим  специалистам  крайне важно понимать, что коррекционная терапия сенсорной интеграции всегда разнообразна, так как основывается на личностной уникальности, восприимчивости и одаренности ребенка;  важна также системность и последовательность в работе, поскольку последовательное выполнение сенсорных заданий в результате приведет к усовершенствованию сенсорной интеграции, повысит порог восприятия информации, а следовательно обеспечит  готовность к обучению.

 

Список литературы:
1. Айдаркин Е.К. Исследование особенностей взаимодействия зрительной и слуховой систем в условиях сенсомоторной интеграции // Проблемы нейрокибернетики. Ростов н/Д., 2005. Т. 1. С. 125–128.
2. Айрес Э. Д.  Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. М.: Теревинф. 2017. 272 с. 
3. Андриевская О.А. Сенсорная интеграция, как психокоррекционный метод в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими психологические, поведенческие и речевые нарушения // Таврический журнал психиатрии. 2015. Т. 19. №4 (73). 
4. Банди А., Лейн Ш., Мюррей Э. Сенсорная интеграция: теории и практика. пер. с англ. и науч. ред. Д.В. Ермолаева. 2-е изд. М.: Теревинф, 2018. 768 с.
5. Башканова Г.Л., Уланова С.А. Активная сенсорно-развивающая среда - педагогическая технология потенциального здоровьесбережения // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы. Материалы Всероссийской конференции с международным участием (Москва, октябрь 2002 г.). - М.: Издатель НО НЦЗД РАМН, 2002. - С. 43-46.
6. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; М.: Теревинф, 2010.
7. Красновиц К.С.  Разбалансированный ребенок: как распознать и справиться с нарушениями процесса обработки сенсорной информации / пер. с англ. Н. Гагулашвили, М. Кутузова, Ч. Ангел - Изд. испр. и доп. - Санкт-Петербург: Редактор, 2012. - 379, 15 с. 
8. Кузнецова, А.А. Проблема сенсорной интеграции в отечественной и зарубежной психологической науке / А.А. Кузнецова // Региональный вестник. – 2019. – № 20 (35). – С. 59–60.
9. Садовская Ю.Е., Блохин Б.М., Троицкая Н.Б., Проничева Ю.Б. Нарушения сенсорной обработки у детей // Лечебное дело. 2010.С. 24-28
10. Седова Н.В., Царапкина О.Ю., Шувалова М.К. Значение использования методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями // Молодой ученый. 2016. № 9 (113). С. 408-410.
11. Соколова Л. В. Особенности обеспечения сенсорной интеграции у детей 4-5 лет с задержкой психического развития // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. Выпуск 15 / под ред. О. В. Дыбиной, С. Е. Анфисовой, А. Ю. Козловой, А. А. Ошкиной. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2019. С. 243-247.
12. Теречева М.Н., Павлова Л.Н. Технология сенсорной интеграции в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2019. - №2.