Статья:

Особенности поддержки инновационной деятельности сельских школ

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Филатова Л.Б. Особенности поддержки инновационной деятельности сельских школ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 55-61.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности поддержки инновационной деятельности сельских школ

Филатова Лидия Борисовна
профессор, доктор педагогических наук, профессор, Заполярного филиала ЛГУ им. А.С. Пушкина, РФ, Норильск

 

Features support for innovation in rural schools

Lidiya Filatova

Professor, Doctor of Education, Polar Division of AS Leningrad State University Pushkin, Norilsk

 

Аннотация: в работе освещается инновационная деятельность школ Московской области, работающих в сложном социальном контексте.

Abstract: in schools highlights the innovation activities of the Moscow region, working in a complex social context

 

Ключевые слова: социальный контекст; инновации; педагогический опыт; профессиональное развитие.

Keywords: social context; innovation; teaching experience; professional development.

 

Центром стратегических разработок АСОУ под научным руководством к.п.н., доцента А.М. Моисеева ик.п.н., доцента А.А. Кармаевабыл обобщен опыт инновационной деятельности РИП Московской области – в результате появились сборники аннотаций на проекты РИП за 2014, 2015 годы.Автором статьи был произведен сравнительный анализ организационно-педагогического опыта инновационной деятельности общеобразовательных организаций, работающих в сложном социальном контексте, Московской области и других регионов Российской Федерации, отраженный в аналитических записках и научных публикациях сотрудников центра.

Перспективы настоящего и дальнейшего исследования по проблеме развития инновационной деятельности школ, работающих в сложном социальном контексте, основаны надиссеминации опыта с учетом особенностей городских и сельских школ.При этом подразумевается активное включение в сетевое взаимодействиевсех образовательныхорганизаций и региональныхучреждений социокультурной сферы разного уровня и типа. Это позволит повысить уровень и качество образования Московской области, а также послужит дальнейшему развитию сетевых форм общественно-профессионального общения педагогов Подмосковья.

В рамках научно-исследовательской работы Центра стратегических разработок ГБОУ ВО Академия социального управления были определены 2 кластера образовательных организаций, работающих в сложном социальном контексте, 10 сельских образовательных организаций и 14 городских, при этом 11 площадок уже работали в статусе РИП (региональная исследовательская площадка), 3 приобрели статус РИП в 2015 году[4;5;6;7].

В качестве иллюстрации тенденций развития исследовательской деятельности в данной статье мы решили осветить небольшую часть инновационного опыта ряда образовательных организаций Московской области с учетом социокультурных особенностей сельских поселений.

Тема проекта МБОУ Коробовский лицей - «Сельская школа – успешная школа». Лицей плодотворно занимается распространением опыта работы по созданию оптимальных условий для успешного развития в обучении всех детей с разносторонними способностями. Для реализации проекта была усовершенствована нормативно-правовая база, направленная на улучшение образовательных результатов: разработаны положения о подвозе, питании, об оказании медико-педагогической помощи обучающимся, о работе с детьми, прибывшими из стран ближнего зарубежья, о родительском лектории, о текущей и промежуточной аттестации обучающихся, о профессиональном сообществе учителей; программы воспитательной работы «Проблемные дети и семьи», «Одарённые дети», циклограмма работы с одарёнными детьми. В Лицее созданы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и по расследованию дисциплинарных проступков учащихся. Создана команда обучающихся учителей «КОУЧ», направленная на улучшение образовательных результатов и совместную созидательную деятельность педагогов и родителей в развитии и воспитании ребёнка, ориентированного на успех. Организована муниципальная опорная площадка по теме «Управление качеством образования в условиях работы в сложных социальных контекстах», через которую осуществляется распространение опыта работы на муниципальном уровне. Вся деятельность педагогического коллектива направлена на создание адаптированной сельской школы успеха и высоких результатов в обучении и воспитании для всех без исключения детей.

В МБОУ Саввинская средняя общеобразовательная школа в рамках реализации проекта разработала Программу развития школы на 2013-2017 г.г. В Учебный план школы вошли учебные практики, проектные работы по подготовке к ГИА, разработана система подготовки к олимпиадам, конкурсам, ГИА. В школе проведена работа по привлечению детей к работе в кружках, научных обществах, спортивных секциях. В результате увеличилось количество обучающихся, занятых в кружках, научных обществах, спортивных секциях, во внеурочной деятельности. Разработана и используется в практической деятельности педагогов система подготовки к олимпиадам, конкурсам, ГИА. В школе разработаны методические продукты, предлагаемые как лучшие образовательные практики по направлению проекта: система подготовки к олимпиадам, конкурсам, ГИА.

Темой проекта МОУ Ганусовская средняя общеобразовательная школа: «Повышение качества образования и уровня образовательных результатов учащихся с низкой мотивацией к обучению». Педагогический коллектив находится на этапе обобщения и распространения педагогического опыта школы по повышению качества образования и уровня образовательных результатов учащихся с низкой мотивацией к обучению. В рамках научно-методической и консультационной поддержки общеобразовательных организаций осуществлялись консультации работников муниципальных образовательных учреждений Московской области по внедрению инновационных программ и технологий в образовательный процесс, в частности, по составлению программ внеурочной деятельности, определению критериев оценивания результатов внеучебной деятельности, использования инновационного оборудования и технологий. В системе на сайте школы и других профессиональных сайтах публиковались методические материалы учителей школы, творческие работы и проекты учащихся.

Темой проекта МБОУ Зверосовхозская средняя общеобразовательная школа стало создание оптимальных условий для повышения результативности образовательного процесса в сельской школе, работающей в сложном социальном контексте. Исследователей заинтересовала модель эффективной школы, работающей в сложном социальном контексте. Педагогическим коллективом транслировался опыт работы по повышению качества преподавания через адаптированные технологии, по выравниванию уровня подготовки детей перед поступлением в школу, повышению мотивации обучающихся и их родителей к результатам обучения в школе. Эффективно работает обучающееся профессиональное сообщество школы и района в рамках развития сетевого взаимодействия и повышения результативности работы образовательных организаций района.

Тема проекта МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» - «Повышение качества образования и социально-педагогическая поддержка учащихся сельской школы». Цель и задачи проекта: осуществление отбора, адаптация и проектирование оценочных комплексов, основанных на разработанной критериальной базе, методиках и способах получения информации о качестве образования в образовательном учреждении. Коллектив активно занимается совершенствованием модели взаимодействия школы, учреждений культуры и спорта, учреждений дополнительного образования с целью развития школы как социокультурного центра села; внедрение новых технологий обучения, расширение информационно-коммуникационных технологий; совершенствование механизмов по организации и управлению образованием в школе. Продолжается реализация основного экспериментально-практического этапа проекта. Основными компонентами деятельности были: работа коллектива по изучению личности обучающихся, выявлению способностей всех возрастных групп; развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся; проведение регулярных процедур оценки качества знаний, качества организации информационной, диагностической работы, профессиональной ориентации и здоровье сбережения школьников. В свете рассматриваемой проблемы важно отметить работу по взаимодействию с ассоциативными участниками социума: Отделом молодежной политики, спорта и туризма Администрации Рузского муниципального района, ДЮСШ Рузского района и ГУДО МО ЛЦ «Истина», музыкальными школами г. Рузы и Истринского района, ДК п. Брикет и с. Никольское, МОУ ДОД «ЦДТ» г. Руза, РЦ «Вдохновение» с. Никольское.

В МБОУ Каринская средняя общеобразовательная школа тема проекта определилась как «Формирование развивающей технологичной образовательной среды в школе». За годы работы по проекту была проделана большая работа по повышению качества образования. В школе были разработаны и введены в действие нормативные документы, регламентирующие переход на ФГОС второго поколения. Совершенствуется работа предметных объединений, проведены научно-практическая конференция, интеллектуальный марафон, творческие конкурсы. Помимо химико-биологического направления, введен социально-гуманитарный профиль. Однако существуют и отдельные барьеры: социокультурный барьер – зависимость между уровнем качества школьного образования и такими показателями, как образование родителей, сфера их занятости, должность; ресурсные барьеры – недостаточность материальных и финансовых средств.

В МБОУ Старогородковская средняя общеобразовательная школа темой проекта стала модель повышения качества образования и уровня образовательных результатов в образовательном учреждении, работающем в сложном социальном контексте. Творческой группой проведен проблемно-ориентированный анализ стартовых возможностей образовательного учреждения и подготовлена нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию проекта. Осуществлена теоретическая подготовка участников образовательного процесса по реализации проекта, разработана и реализуется программа внутришкольных мероприятий по повышению квалификации кадров, составлены планы работы Школы педагогического мастерства и Школы молодого специалиста с учетом специфики проекта. В рамках школы педагогического мастерства создана группа учителей-консультантов по организации проектной, исследовательской деятельности учащихся, проведены мастер-классы «Проектная деятельность учащихся на уроках биологии» и «Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии».Расширяется сеть социальных партнеров: заключен договор с Московским финансово-промышленным университетом «Синергия». Развитие сети конкурсных мероприятий, олимпиад, адресованных учащимся, практически половина учащихся принимает участие в очных, заочных и дистанционных олимпиадах.

В МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №2 темой проекта стало создание модели предпрофильной подготовки обучающихся сельской школы, работающей в сложном социальном контексте, на основе социального партнерства. В рамках реализации проекта разрабатывалась нормативно-правовая база: локальные акты («Положение о деятельности педагогического коллектива с учащимися, находящимися в сложной жизненной ситуации, с низкой мотивацией к обучению и их родителями») и заключались договоры с социальными партнерами. Была проведена работа в соответствии с планами мероприятий и заключенными договорами с социальными партнерами по реализации совместной программы предпрофильной подготовки обучающихся. Создан семейный клуб «Это мой ребенок» с целью оказания помощи семьям, находящимся в сложной жизненной ситуации. Разработаны программы дополнительного образования и социальных практик по направлениям; диагностический инструментарий для проведения мониторинга социальной адаптации обучающихся, находящихся в сложных социальных условиях, и включения их в социальные практики. В результате проделанной работы увеличился охват детей предпрофильной подготовкой, из числа находящихся в сложных социальных условиях, занятых проектно-исследовательской деятельностью и включенных в социальные практики. Усилия всего педагогического коллектива, направленные на создание оптимальных условий для успешной социализации детей через предпрофильную подготовку, сводят до минимума влияние сложного социального окружения.

В МОУ Ошейкинская средняя общеобразовательная школе в рамках темы проекта: «Повышение качества образования и уровня образовательных результатов в образовательном учреждении, работающем в сложном социальном контексте» был разработан подпроект «От чтения к учению». В школе прошли заседания педагогических советов по теме проекта, общешкольные родительские собрания, общешкольный семинар по использованию технологии LessonStudy в образовательном процессе. В результате проведенной работы увеличилось количество родителей, активно участвующих в процессе обучения и воспитания учащихся, повысилось качество образования, профессиональное мастерство педагогов в части использования лабораторного оборудования. Укрепляется взаимодействие с учреждениями социума, увеличилось количество учителей, занимающихся инновационной деятельностью.

В МБОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа темой проекта стала разработка модели общеобразовательной школы как социокультурного центра развития и социализации личности на селе. Цель деятельности по проекту: улучшение качественных показателей по удовлетворению спроса обучающихся и родителей на образовательные услуги, позволяющие развивать творческий потенциал школьников; улучшение материально-технической базы школы, формирование профессионально-грамотного, владеющего информационными технологиями коллектива. На первом этапе деятельности РИП была улучшена материально-техническая база школы, совершенствование учительской ИКТ-компетенции. О результативности проекта свидетельствует живой интерес педагогических работников и родителей к изменениям, происходящим в школе. Родители стали активнее привлекаться к процессам социализации и развития детей и подростков, укрепились связи между учреждениями образования, культуры, духовенства.

Значимость результатов инновационной деятельности в образовательных организациях, работающих в сложном социальном контексте, в сельской местности состоит в улучшении образовательной развивающей среды, реализации информационно-коммуникативных технологий в образовательно-воспитательном процессе, повышении уровня развития школьников, повышении имиджа школы[9, с. 173].

Каждая образовательная организация внесла свой неповторимый вклад в копилку инновационного опыта, появились неоспоримые данные о повышении качества образования, но для сельского социума на первом месте по-прежнему остается миссия школы как центра культурной жизни, оплота нравственно-этического развития детско-юношеского и родительского сообществ, духовного общения всех жителей сельского поселения.

 

Список литературы: 
1. Андрейчиков А.В. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. – Изд. 2-е. – М.: URSS: Либроком, 2013. – 304 с.
2. Бухарова М. Управление трансфером технологических инноваций: отраслевая цепочка ценностей / М.Бухарова // Проблемы теории и практике управления. – 2-13. - № 1. – С. 111-119.
3. Государственная программа «Образование Подмосковья» на 2014-2018 годы, утвержденная постановлением Правительства Московской области 23.08.2013 №657/36.
4. Инновационные проекты школ – победителей 2014 года областного конкурса общеобразовательных организаций муниципальных районов московской области  / сост. Л.П. Стрельницкая, Е.А. Голованева, Ю.А. Долгова; под общ. Ред. А.М. Моисеева, А.А. Кармаева. – АСОУ, 2014.- 48 с.
5. Инновационные проекты школ – победителей 2015 года областного конкурса общеобразовательных организаций муниципальных районов московской области  / сост. Л.П. Стрельницкая, Е.А. Голованева, Ю.А. Долгова; под общ. Ред. А.М. Моисеева, А.А. Кармаева. – АСОУ, 2015 – 72 с.
6. Инновационные подходы к организации образовательного процесса / сост. Л.П. Стрельницкая, Ю.А. Колованова; под общ. Ред. А.А. Кармаева. – АСОУ, 2014. – Вып. 5. – 103 с.
7. Региональные инновационные площадки Московской области: реализация программ повышения качества образования и уровня образовательных результатов в муниципальных образовательных учреждениях, работающих в сложном социальном контексте. Вып. 2 / Сост.: Л.П. Стрельницкая / Под общей редакцией А.М.Моисеева, А.А. Кармаева – АСОУ, 2015. – 92с.
8. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
9. Филатова Л.Б. Нравственно-этическая компетентность специалиста как системообразующая компонента профессионализма: монография. – Норильск: Изд-во НИИ, 2009. – 210 с.