Особенности поддержки инновационной деятельности сельских школ
Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Особенности поддержки инновационной деятельности сельских школ
Features support for innovation in rural schools
Lidiya Filatova
Professor, Doctor of Education, Polar Division of AS Leningrad State University Pushkin, Norilsk
Аннотация: в работе освещается инновационная деятельность школ Московской области, работающих в сложном социальном контексте.
Abstract: in schools highlights the innovation activities of the Moscow region, working in a complex social context
Ключевые слова: социальный контекст; инновации; педагогический опыт; профессиональное развитие.
Keywords: social context; innovation; teaching experience; professional development.
Центром стратегических разработок АСОУ под научным руководством к.п.н., доцента А.М. Моисеева ик.п.н., доцента А.А. Кармаевабыл обобщен опыт инновационной деятельности РИП Московской области – в результате появились сборники аннотаций на проекты РИП за 2014, 2015 годы.Автором статьи был произведен сравнительный анализ организационно-педагогического опыта инновационной деятельности общеобразовательных организаций, работающих в сложном социальном контексте, Московской области и других регионов Российской Федерации, отраженный в аналитических записках и научных публикациях сотрудников центра.
Перспективы настоящего и дальнейшего исследования по проблеме развития инновационной деятельности школ, работающих в сложном социальном контексте, основаны надиссеминации опыта с учетом особенностей городских и сельских школ.При этом подразумевается активное включение в сетевое взаимодействиевсех образовательныхорганизаций и региональныхучреждений социокультурной сферы разного уровня и типа. Это позволит повысить уровень и качество образования Московской области, а также послужит дальнейшему развитию сетевых форм общественно-профессионального общения педагогов Подмосковья.
В рамках научно-исследовательской работы Центра стратегических разработок ГБОУ ВО Академия социального управления были определены 2 кластера образовательных организаций, работающих в сложном социальном контексте, 10 сельских образовательных организаций и 14 городских, при этом 11 площадок уже работали в статусе РИП (региональная исследовательская площадка), 3 приобрели статус РИП в 2015 году[4;5;6;7].
В качестве иллюстрации тенденций развития исследовательской деятельности в данной статье мы решили осветить небольшую часть инновационного опыта ряда образовательных организаций Московской области с учетом социокультурных особенностей сельских поселений.
Тема проекта МБОУ Коробовский лицей - «Сельская школа – успешная школа». Лицей плодотворно занимается распространением опыта работы по созданию оптимальных условий для успешного развития в обучении всех детей с разносторонними способностями. Для реализации проекта была усовершенствована нормативно-правовая база, направленная на улучшение образовательных результатов: разработаны положения о подвозе, питании, об оказании медико-педагогической помощи обучающимся, о работе с детьми, прибывшими из стран ближнего зарубежья, о родительском лектории, о текущей и промежуточной аттестации обучающихся, о профессиональном сообществе учителей; программы воспитательной работы «Проблемные дети и семьи», «Одарённые дети», циклограмма работы с одарёнными детьми. В Лицее созданы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и по расследованию дисциплинарных проступков учащихся. Создана команда обучающихся учителей «КОУЧ», направленная на улучшение образовательных результатов и совместную созидательную деятельность педагогов и родителей в развитии и воспитании ребёнка, ориентированного на успех. Организована муниципальная опорная площадка по теме «Управление качеством образования в условиях работы в сложных социальных контекстах», через которую осуществляется распространение опыта работы на муниципальном уровне. Вся деятельность педагогического коллектива направлена на создание адаптированной сельской школы успеха и высоких результатов в обучении и воспитании для всех без исключения детей.
В МБОУ Саввинская средняя общеобразовательная школа в рамках реализации проекта разработала Программу развития школы на 2013-2017 г.г. В Учебный план школы вошли учебные практики, проектные работы по подготовке к ГИА, разработана система подготовки к олимпиадам, конкурсам, ГИА. В школе проведена работа по привлечению детей к работе в кружках, научных обществах, спортивных секциях. В результате увеличилось количество обучающихся, занятых в кружках, научных обществах, спортивных секциях, во внеурочной деятельности. Разработана и используется в практической деятельности педагогов система подготовки к олимпиадам, конкурсам, ГИА. В школе разработаны методические продукты, предлагаемые как лучшие образовательные практики по направлению проекта: система подготовки к олимпиадам, конкурсам, ГИА.
Темой проекта МОУ Ганусовская средняя общеобразовательная школа: «Повышение качества образования и уровня образовательных результатов учащихся с низкой мотивацией к обучению». Педагогический коллектив находится на этапе обобщения и распространения педагогического опыта школы по повышению качества образования и уровня образовательных результатов учащихся с низкой мотивацией к обучению. В рамках научно-методической и консультационной поддержки общеобразовательных организаций осуществлялись консультации работников муниципальных образовательных учреждений Московской области по внедрению инновационных программ и технологий в образовательный процесс, в частности, по составлению программ внеурочной деятельности, определению критериев оценивания результатов внеучебной деятельности, использования инновационного оборудования и технологий. В системе на сайте школы и других профессиональных сайтах публиковались методические материалы учителей школы, творческие работы и проекты учащихся.
Темой проекта МБОУ Зверосовхозская средняя общеобразовательная школа стало создание оптимальных условий для повышения результативности образовательного процесса в сельской школе, работающей в сложном социальном контексте. Исследователей заинтересовала модель эффективной школы, работающей в сложном социальном контексте. Педагогическим коллективом транслировался опыт работы по повышению качества преподавания через адаптированные технологии, по выравниванию уровня подготовки детей перед поступлением в школу, повышению мотивации обучающихся и их родителей к результатам обучения в школе. Эффективно работает обучающееся профессиональное сообщество школы и района в рамках развития сетевого взаимодействия и повышения результативности работы образовательных организаций района.
Тема проекта МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» - «Повышение качества образования и социально-педагогическая поддержка учащихся сельской школы». Цель и задачи проекта: осуществление отбора, адаптация и проектирование оценочных комплексов, основанных на разработанной критериальной базе, методиках и способах получения информации о качестве образования в образовательном учреждении. Коллектив активно занимается совершенствованием модели взаимодействия школы, учреждений культуры и спорта, учреждений дополнительного образования с целью развития школы как социокультурного центра села; внедрение новых технологий обучения, расширение информационно-коммуникационных технологий; совершенствование механизмов по организации и управлению образованием в школе. Продолжается реализация основного экспериментально-практического этапа проекта. Основными компонентами деятельности были: работа коллектива по изучению личности обучающихся, выявлению способностей всех возрастных групп; развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся; проведение регулярных процедур оценки качества знаний, качества организации информационной, диагностической работы, профессиональной ориентации и здоровье сбережения школьников. В свете рассматриваемой проблемы важно отметить работу по взаимодействию с ассоциативными участниками социума: Отделом молодежной политики, спорта и туризма Администрации Рузского муниципального района, ДЮСШ Рузского района и ГУДО МО ЛЦ «Истина», музыкальными школами г. Рузы и Истринского района, ДК п. Брикет и с. Никольское, МОУ ДОД «ЦДТ» г. Руза, РЦ «Вдохновение» с. Никольское.
В МБОУ Каринская средняя общеобразовательная школа тема проекта определилась как «Формирование развивающей технологичной образовательной среды в школе». За годы работы по проекту была проделана большая работа по повышению качества образования. В школе были разработаны и введены в действие нормативные документы, регламентирующие переход на ФГОС второго поколения. Совершенствуется работа предметных объединений, проведены научно-практическая конференция, интеллектуальный марафон, творческие конкурсы. Помимо химико-биологического направления, введен социально-гуманитарный профиль. Однако существуют и отдельные барьеры: социокультурный барьер – зависимость между уровнем качества школьного образования и такими показателями, как образование родителей, сфера их занятости, должность; ресурсные барьеры – недостаточность материальных и финансовых средств.
В МБОУ Старогородковская средняя общеобразовательная школа темой проекта стала модель повышения качества образования и уровня образовательных результатов в образовательном учреждении, работающем в сложном социальном контексте. Творческой группой проведен проблемно-ориентированный анализ стартовых возможностей образовательного учреждения и подготовлена нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию проекта. Осуществлена теоретическая подготовка участников образовательного процесса по реализации проекта, разработана и реализуется программа внутришкольных мероприятий по повышению квалификации кадров, составлены планы работы Школы педагогического мастерства и Школы молодого специалиста с учетом специфики проекта. В рамках школы педагогического мастерства создана группа учителей-консультантов по организации проектной, исследовательской деятельности учащихся, проведены мастер-классы «Проектная деятельность учащихся на уроках биологии» и «Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии».Расширяется сеть социальных партнеров: заключен договор с Московским финансово-промышленным университетом «Синергия». Развитие сети конкурсных мероприятий, олимпиад, адресованных учащимся, практически половина учащихся принимает участие в очных, заочных и дистанционных олимпиадах.
В МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №2 темой проекта стало создание модели предпрофильной подготовки обучающихся сельской школы, работающей в сложном социальном контексте, на основе социального партнерства. В рамках реализации проекта разрабатывалась нормативно-правовая база: локальные акты («Положение о деятельности педагогического коллектива с учащимися, находящимися в сложной жизненной ситуации, с низкой мотивацией к обучению и их родителями») и заключались договоры с социальными партнерами. Была проведена работа в соответствии с планами мероприятий и заключенными договорами с социальными партнерами по реализации совместной программы предпрофильной подготовки обучающихся. Создан семейный клуб «Это мой ребенок» с целью оказания помощи семьям, находящимся в сложной жизненной ситуации. Разработаны программы дополнительного образования и социальных практик по направлениям; диагностический инструментарий для проведения мониторинга социальной адаптации обучающихся, находящихся в сложных социальных условиях, и включения их в социальные практики. В результате проделанной работы увеличился охват детей предпрофильной подготовкой, из числа находящихся в сложных социальных условиях, занятых проектно-исследовательской деятельностью и включенных в социальные практики. Усилия всего педагогического коллектива, направленные на создание оптимальных условий для успешной социализации детей через предпрофильную подготовку, сводят до минимума влияние сложного социального окружения.
В МОУ Ошейкинская средняя общеобразовательная школе в рамках темы проекта: «Повышение качества образования и уровня образовательных результатов в образовательном учреждении, работающем в сложном социальном контексте» был разработан подпроект «От чтения к учению». В школе прошли заседания педагогических советов по теме проекта, общешкольные родительские собрания, общешкольный семинар по использованию технологии LessonStudy в образовательном процессе. В результате проведенной работы увеличилось количество родителей, активно участвующих в процессе обучения и воспитания учащихся, повысилось качество образования, профессиональное мастерство педагогов в части использования лабораторного оборудования. Укрепляется взаимодействие с учреждениями социума, увеличилось количество учителей, занимающихся инновационной деятельностью.
В МБОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа темой проекта стала разработка модели общеобразовательной школы как социокультурного центра развития и социализации личности на селе. Цель деятельности по проекту: улучшение качественных показателей по удовлетворению спроса обучающихся и родителей на образовательные услуги, позволяющие развивать творческий потенциал школьников; улучшение материально-технической базы школы, формирование профессионально-грамотного, владеющего информационными технологиями коллектива. На первом этапе деятельности РИП была улучшена материально-техническая база школы, совершенствование учительской ИКТ-компетенции. О результативности проекта свидетельствует живой интерес педагогических работников и родителей к изменениям, происходящим в школе. Родители стали активнее привлекаться к процессам социализации и развития детей и подростков, укрепились связи между учреждениями образования, культуры, духовенства.
Значимость результатов инновационной деятельности в образовательных организациях, работающих в сложном социальном контексте, в сельской местности состоит в улучшении образовательной развивающей среды, реализации информационно-коммуникативных технологий в образовательно-воспитательном процессе, повышении уровня развития школьников, повышении имиджа школы[9, с. 173].
Каждая образовательная организация внесла свой неповторимый вклад в копилку инновационного опыта, появились неоспоримые данные о повышении качества образования, но для сельского социума на первом месте по-прежнему остается миссия школы как центра культурной жизни, оплота нравственно-этического развития детско-юношеского и родительского сообществ, духовного общения всех жителей сельского поселения.