Статья:

ТЕЗИС ОБЗОРНОЙ СТАТЬИ: ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ

Конференция: XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Жумабаев Б.К., Сугирбаева Г.Д. ТЕЗИС ОБЗОРНОЙ СТАТЬИ: ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCIII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(93). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕЗИС ОБЗОРНОЙ СТАТЬИ: ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ

Жумабаев Батырхан Каирканович
PhD докторант, Южно-Казахстанский Педагогический Университет им. Озбекали Жанибекова, Казахстан, г. Шымкент
Сугирбаева Гульжан Даулетбековна
канд. ист. наук, доц., ректор, Южно-Казахстанский Педагогический Университет им. Озбекали Жанибекова, Казахстан, г. Шымкент

 

THESIS OF THE REVIEW ARTICLE: HISTORICAL-GEOGRAPHICAL MAPS IN MODERN EDUCATION AND SCIENCE

 

Batyrkhan Zhumabayev

PhD candidate, South Kazakhstan Pedagogical University named after Ozbekali Zhanibekov, Kazakhstan, Shymkent

Gulzhan Sugirbayeva

Cand. of Historical Sciences, Associate Professor, Rector, South Kazakhstan Pedagogical University named after Ozbekali Zhanibekov, Kazakhstan, Shymkent

 

Аннотация. Историко-географические карты, представляя пространственно-временные аспекты исторических событий, давно служат важным источником для преподавания и научного анализа. В исследовании рассматриваются проблемы и возможности применения карт в образовательных процессах, а также анализируются факторы, затрудняющие их использование в учебных программах. Осуществлен обзор отечественной и зарубежной литературы по вопросам методологии, классификации и применения карт в различных дисциплинах, включая историю, географию и археологию. Исследование подчеркивает значимость карт как эффективного инструмента междисциплинарного подхода, способствующего комплексному пониманию истории и других дисциплин.

Abstract. Historico-geographical maps, representing spatial and temporal aspects of historical events, have long served as an important source for teaching and scientific analysis. The study examines the challenges and opportunities of using maps in educational processes and analyses the factors that hinder their use in curricula. It reviews domestic and foreign literature on the methodology, classification, and application of maps in various disciplines, including history, geography, and archaeology. The study emphasizes the importance of maps as an effective tool for an interdisciplinary approach that promotes an integrated understanding of history and other disciplines.

 

Ключевые слова: историческая география, карты, история, география, образование, преподавание, наука.

Keywords: historical geography, maps, history, geography, education, teaching, science.

 

Введение

Историческая география изучает территориальные и исторические аспекты, связанные с определёнными регионами, основным инструментом которой являются историко-географические карты. Ещё в XIX веке Дэвид Ливингстон, шотландский миссионер и исследователь, связывал географические особенности с историческим контекстом своих экспедиций в Южной и Центральной Африке, документируя местные культуры, события и природные особенности [2; 12]. Существенный вклад в развитие методологии исторической географии внесли такие учёные, как Бейкер, Биллинг и Лоример, чьи работы были сосредоточены на восстановлении информации и архивных исследованиях [11].

В 1970-е годы методология исторической географии подверглась критике за несоответствие новым подходам, однако сегодня историко-географические карты являются важным элементом изучения и преподавания истории. Они способствуют визуализации событий прошлого, помогают глубже понимать их причины и последствия, дополняя исторический нарратив анализом экономического и стратегического потенциала территорий. Несмотря на их пользу, карты редко используются в образовательных процессах из-за ряда причин.

Цель исследования — изучить междисциплинарный потенциал историко-географических карт, их роль в образовании и науке, а также факторы, препятствующие их применению. Особое внимание уделяется влиянию цифровизации на доступность и использование карт для визуализации пространственно-временных аспектов исторических событий.

Стратегия поиска

Для исследования был проведён широкий обзор литературы, включающий отечественные и зарубежные источники. Включены статьи, монографии и учебные пособия, освещающие использование историко-географических карт в науке и образовании, независимо от языка текста. Исключены материалы конференций, тезисы и препринты.

Временные ограничения не применялись. Для систематизации данных использовалась классификация карт по содержанию, масштабу и цели использования, с анализом их применения в образовательных и научных целях.

Значимость историко-географических карт

Историческая география как междисциплинарная наука тесно связана с историей, географией, архитектурой [8], археологией, социологией и экологией. Ее уникальность заключается в историко-географической периодизации, отличной от других дисциплин. Ученые применяют исторический или географический подходы, а также их сочетание [9]. Например, карты Великого шелкового пути демонстрируют культурную и экономическую взаимосвязь Востока и Запада, иллюстрируя распространение товаров, идей и технологий. Такой подход подчеркивает взаимосвязь истории с другими науками и процессами.

Исторические карты также отражают социальные аспекты, включая миграцию и урбанизацию. Согласно Большой российской энциклопедии (2004–2017 гг.), они отображают исторические события в контексте географических факторов [5]. Историко-географические исследования развили концепции «пространство – время», «геоистория» и «геоисторизм», что демонстрируют работы В.Н. Стрелецкого [7], а также Д.Н. Замятина, который исследовал историко-географические образы (ИГО) границ [2]. Важную роль исторические карты играют в развитии научного направления, что показал В.Э. Булатов в исследовании «Атласа Российского 1745 г.».

Работы Д.И. Замятина, включая спецкурс «Историческая география России» [1], подтверждают значимость регионального подхода. Его анализ книги Ф. Броделя «Что такое Франция?» подчеркивает плодотворный синтез исторических и географических знаний [3]. В исследованиях Е.Л. Тороповой обсуждаются аспекты восприятия пространственной информации, а И.Г. Коновалова изучает развитие национальных школ исторической географии [4].

Зарубежные исследования (2019–2024 гг.) используют карты как инструмент анализа. Например, работы Filippo Bergamasco, статьи о цифровизации исторических карт, образовательных аспектах, обработке гидрологических данных и визуальном изучении карт [10] демонстрируют прикладной характер картографии. В отличие от постсоветских исследований, где карты рассматриваются как объект изучения, зарубежные ученые используют их для решения конкретных задач.

Таким образом, историко-географические исследования остаются актуальными. Они способствуют синтезу истории и географии, подчеркивая значение карт как научного и образовательного инструмента. Работы ученых из «Вестника исторической географии» демонстрируют важность междисциплинарного подхода, способствующего развитию этой области знаний.

Виды историко-географических карт

Классификация историко-географических карт осуществляется по содержанию, масштабу, методу представления данных и целям использования. Однако единой системы классификации таких карт не существует, что объясняется недостаточной разработанностью исторической географии как научной дисциплины и её вспомогательным статусом. По мнению И. Г. Коноваловой, историческая география ещё не обрела научную самостоятельность, что сказалось на её методологической неоднородности. Этот недостаток проработанности, вероятно, и обусловил отсутствие унифицированного подхода к классификации карт.

Автор исследования предлагает классифицировать карты на основе наиболее распространённых критериев. По содержанию они делятся на политические, отражающие границы государств, столицы, административное деление и ключевые военные события; экономические, демонстрирующие торговые пути, ресурсы и экономические изменения; социальные, отображающие демографические изменения, миграцию и социальную структуру; и культурные, фиксирующие культурные и религиозные центры, языковые зоны и культурные взаимодействия.

По отраслям карты подразделяются на общие, охватывающие крупные исторические процессы, и частные, детализирующие отдельные аспекты явлений или событий. По масштабу они могут быть мелкомасштабными для отображения больших территорий, среднемасштабными для изучения отдельных регионов и крупномасштабными для локальных территорий, таких как города.

Методы представления данных также варьируются: статические карты фиксируют данные за определённый момент или период времени, динамические позволяют отслеживать изменения во времени в интерактивной форме, а тематические сосредотачиваются на отдельных аспектах, таких как экономика или демография, и могут быть как статическими, так и динамическими.

Эффективность применения историко-географических карт в образовательных и научных целях

Историко-географические карты – важный инструмент в изучении и преподавании истории, объединяющий визуализацию пространства с временной последовательностью событий. Они способствуют глубокому пониманию территориальных изменений и исторических процессов, развивая пространственное и аналитическое мышление, а также междисциплинарный подход.

Основные преимущества использования историко-географических карт:

Визуализация исторических процессов. Карты упрощают восприятие сложных исторических явлений, таких как войны или миграции, преобразуя абстрактные данные в наглядные образы. Например, карты Казахско-джунгарских войн помогают визуально реконструировать этапы конфликтов.

Анализ геополитических изменений. Изучение границ и территорий через карты помогает понять военно-политическую историю, империализм и миграции, позволяя осознать причины изменений.

Развитие пространственного мышления. Карты развивают способность интерпретировать взаимосвязи объектов, полезную не только для истории, но и для географии и других дисциплин.

Формирование критического мышления. Работа с картами стимулирует постановку вопросов, синтез данных из различных источников и активное участие в исследовательском процессе.

Учет географических факторов. Карты помогают понять влияние природной среды на развитие цивилизаций, военные конфликты и экономику. Например, анализ торговых путей демонстрирует роль ресурсов в международной торговле.

Исторические карты делают абстрактные концепции доступными и универсальны для анализа культурных, экономических и социальных процессов. Однако современное их использование ограничено из-за отсутствия стандартизации и недостаточной цифровизации. Развитие геоинформационных систем (ГИС) и виртуальных платформ открывает новые возможности для визуализации и анализа данных, позволяя создавать интерактивные модели исторических процессов и привлекать учащихся к исследовательской деятельности.

Цифровизация исторических карт, использование ГИС и VR-технологий способны повысить их образовательную ценность, сделать историю более доступной и глубокой для изучения.

Заключение

Историко-географические карты являются не только важным инструментом в научных исследованиях, но и незаменимым элементом образовательного процесса. Они помогают наглядно и точно иллюстрировать исторические события, территориальные изменения и геополитические процессы, что способствует более глубокому пониманию прошлых эпох. Работа с картами развивает пространственное мышление, критическое восприятие и междисциплинарный подход, что делает их эффективным средством для изучения истории и смежных дисциплин.

Несмотря на их значимость, историко-географические карты не всегда получают должное внимание в образовательных процессах, что связано с отсутствием стандартизации, недостаточной цифровизацией и ограничениями в доступе. Однако с развитием современных технологий, таких как геоинформационные системы (ГИС), виртуальная реальность и цифровизация карт, появляется возможность значительно повысить их образовательную ценность. Внедрение этих технологий откроет новые горизонты для визуализации исторических процессов и привлечения студентов к активной исследовательской деятельности.

Таким образом, историко-географические карты имеют огромный потенциал для дальнейшего использования в научных исследованиях и образовательной практике, что подтверждается успешными примерами их применения в зарубежных и отечественных исследованиях. Улучшение цифровых методов работы с картами может стать ключом к более глубокому и доступному изучению истории, географии и культурных процессов.

 

Список литературы:
1. Замятин Д.И.  Программа учебного спецкурса «Историческая география России» // Вестник исторической географии. – №1.  – С. 115–140.
2. Замятин Д.Н. Стратегии репрезентации и интерпретации историко-географических образов границ // Вестник исторической географии. – №2. – С.5.
3. Замятина Д.Н. Образ страны // Вестник исторической географии. –№1. –  С. 143.
4. Коновалова И.Г. Историческая география на междисциплинарных перекрестках // Историческая география. – Т. 1. / отв. ред. И.Г. Коновалова. – М.: Кругъ, 2012. – С. 8–19
5. Кусов В.С. Исторические карты // Большая российская энциклопедия 2004–2017 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/2025646(дата обращения: 03.01.2024).
6. Петровский А. Д. Сердце, отданное Африке (к 195-летию со дня рождения Давида Ливингстона) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. – 2008. – Т. 2. – С. 145–151.
7. Стрелецкий В.Н. На стыке наук: Историческая география в ее отношении к истории и географии // Вестник исторической географии. – №1. –  С. 5.
8. Llewellyn, M. (2003). Polyvocalism and the Public: “Doing” a Critical Historical Geography of Architecture // Area. – 2010. – Vol. 35(3). – Pp.  264–270. http://www.jstor.org/stable/20004320 (дата обращения: 03.01.2024).
9. Mark Day. Counterfactual reasoning and method in historical geography // Journal of Historical Geography. – 2010. – Vol. 36. – Iss. 3. – Pp.  253–260. https://doi.org/10.1016/j.jhg.2009.12.001.
10. Martin Reckziegel. Visual exploration of historical maps. – Рр. 1–6.
11. Moore F.P.L. Tales from the archive: methodological and ethical issues in historical geography research // Area. – 2010. – Vol. 42(3). – Pp.  262–270. [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.jstor.org/stable/40890880 (дата обращения: 23.12.2024).
12. Naylor S. Introduction: Historical Geographies of Science: Places, Contexts, Cartographies // The British Journal for the History of Science. – 2005. – Vol. 38(1). – Pp.  1–12 [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.jstor.org/stable/4028579 (дата обращения: 23.12.2024).