Статья:

РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РОСТЕ ПЕДАГОГА

Конференция: LXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Аджиева А.Ф., Никитина Н.Б. РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РОСТЕ ПЕДАГОГА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(63). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 5-8.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РОСТЕ ПЕДАГОГА

Аджиева Анжела Фуадовна
канд. экон. наук, доцент, МБОУ лицей № 15 г. Ставрополя, РФ, г. Ставрополь
Никитина Наталья Борисовна
директор МБОУ лицея № 15 г. Ставрополя, РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. В данной статье представлены вопросы профессионального развития педагога в современных условиях в эру цифровизации образования. Отмечены требования, которые предъявляются к педагогу по развитию его профессиональных компетенций и цифровых навыков.

 

Ключевые слова: инновационный образовательный процесс; инновационная деятельность; педагог; профессиональные компетенции; цифровизация образования; цифровая образовательная среда; цифровые технологии.

 

Большую роль в профессиональной деятельности педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального роста.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться успешного обучения, то для перехода в инновационный режим главной составляющей является готовность педагога к инновациям. Учитель должен периодически повышать свою квалификацию в области инновационных технологий обучения.

Профессиональная работа педагога недостаточна, если она основывается только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не применяются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога.

Конечно, характер инновационной деятельности педагога зависит и от имеющихся в конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего от степени его личностной готовности к этой деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на улучшение своей педагогической деятельности и деятельности всего коллектива лицея, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать действенные способы их решения.

Непременным условием эффективной реализации инновационной деятельности педагога является умение принимать инновационное решение, идти на риски, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при внедрении инновации, и устранять инновационные трудности.

Нынешняя российская образовательная система испытывает ряд изменений, выражающихся в появлении альтернативных типов учебных заведений, применении новых программ и пособий, изменении содержания образования, использовании новых педагогических технологий и других нововведениях. Это требует от учителя разнообразного обучения, гибкости мышления, предприимчивости и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к инновациям.

Педагог, привлеченный в инновационный образовательный процесс, должен иметь как высокоразвитую индивидуальную культуру обработки информации (в том числе с помощью современных компьютерных технологий), так и уметь адаптировать ее в соответствии с возможностями учеников, и обладать дидактическими навыками. Работать продуктивно, если дать возможность правильно подбирать всевозможные траектории учебной деятельности посредством формирования индивидуального стиля исследования и найти адекватные пути и средства реализации своей индивидуальности. Эта возможность создается в различных взаимодействиях с факторами инновационной среды обучения, призванной обеспечить как личностный рост, так и формирование новых психолого-педагогических формаций.

Сегодня в нашу жизнь прочно вошли такие понятия как «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ), «ИКТ-компетентность», «дистанционное обучение» (ДО), «цифровые образовательные ресурсы» (ЦОР), «интерактивное оборудование», «дистанционные технологии», «интерактивные технологии» и др. Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным и интересным.

Умение педагога учиться подразумевает изучение им совокупностью многоцелевых метапредметных компетенций, среди которых особое внимание уделено ИКТ-компетентности будущего учителя. ИКТ-компетентность подразумевает не только квалифицированное использование средств информационно-коммуникационных технологий для достижения целей образовательного процесса, но и становится инструментом успешного взаимодействия учителя с учениками в условиях информационного общества. В результате такой подготовки учитель становится способным к действенному формированию системы универсальных учебных действий у учащихся.

Процессы цифровизации образовательной среды, инициированные государством в целях развития национальных интересов, носят очевидный инновационный характер. Инновационность выступает неотъемлемой характеристикой процесса цифровизации [6;3]. Потребность в инновационных процессах в образовании заложена в целом ряде нормативных документов. Так, например, в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в ст.1 главы 1 отмечено, что педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) применять педагогически обоснованные и обеспечивающее высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

В статье 20 вышеуказанного закона подчеркивается, что экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования:

1) осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования;

2) ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного обеспечения системы образования, осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ. В статье 48 закона при перечислении обязанностей педагогических работников подчеркивается, что они обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.

В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию, президент поручил подготовить комплексную программу обновления кадров для школ, - с тем, чтобы учитель был готов использовать в обучении современные технологии [5].

Инновационная деятельность педагога является важным условием высокого качества педагогического образования, поскольку, гарантирует полноценную реализацию востребованных программы педагогической подготовки, ориентирована на удовлетворение спроса на качественное педагогическое образование, обеспечивает формирование необходимых компетенций и развитие личности учащихся, способствует развитию системы педагогического образования.

 

Список литературы:
1. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65
2. Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 2. - С. 9-15
3. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев; под науч. ред. В.И. Блинова. М.: Издательство «Перо», 2019. – С. 98 
4. Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 316. - С. 174-177
5. Навазова Т.Г., Бубнова И.С., Пирожкова О.Б., Шибанкова Л.А. Роль и место социально-психологической готовности к инновациям в системе профессионального роста педагога// Казанский педагогический журнал. №6. 2019. С. 122-133.
6. Научно-методическое обеспечение профессионального роста педагога по подготовке кадров: научно-методическое пособие / Р.Х. Гильмеева, Е.Ю. Левина, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под науч. ред. В.Е. Козлова, С.В. Хусаиновой. Казань: Ин-т педагогики, психологии и социальных проблем, 2019. 156 с.
7. Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. - С. 14
8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49