Статья:

Современные подходы к формированию эмоциональной сферы и познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Касаева Е.А. Современные подходы к формированию эмоциональной сферы и познавательного интереса у детей дошкольного возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 7-12.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные подходы к формированию эмоциональной сферы и познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Касаева Екатерина Алексеевна
магистрант кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», Россия, г. Чебоксары

 

MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF EMOTIONAL SPHERE AND COGNITIVE INTEREST OF PRESCHOOL-AGE CHILDREN  

 

Catherine Kasaeva

graduate student of the Department of age, educational psychology and special «Chuvash State Pedagogical University», Cheboksary, Russia

 

Аннотация. В данной статье рассматривается дошкольное развитие ребенка и его основные компоненты. Указывается, что эмоциональная и познавательная сферы у ребенка являются обязательными, основополагающими, без формирования которых невозможно качественно подготовить ребенка к школе. Также автор рассуждает об условиях и факторах, необходимых для полноценного и всестороннего развития ребенка. В заключении делается вывод о том, что от педагога и его профессиональных качеств зависит уровень подготовленности и развития дошкольника.

Abstract. This article covers preschool child development and its main aspects. It’s stated that the emotional and cognitive spheres are obligatory, fundamental without formation of which it’s impossible to efficiently prepare a child for school. Also the author discusses the conditions and factors necessary for proper and inclusive development of a child. The author concludes that the pre-schooler's level of training and development depends on the teacher and his professional qualities.

 

Ключевые слова: психогимнастические игры; сюжетно-ролевые игры.

Keywords: Psycho-gaming games; Story-role games.

 

Проблема формирования эмоциональной и познавательной активности дошкольников является, бесспорно, актуальной для современной психологической и педагогической науки. Современные условия жизни характеризуются постоянным усложнением и развитием системы образования. Об этом можно судить на основе изменения нормативно-правовой базы образования в Российской Федерации. Современная школа интегрирует в себе классические подходы к воспитании и обучении, а так же отражает  реалии современного общества, устремленность процесса образования в будущее информационное общество. В этой связи, бесспорно, возрастает роль и значение деятельности дошкольных образовательных учреждений. Дошкольное образование выступает фундаментом качественного освоения школьной программы и развитием образовательных компетенций ребенка.  Активность ребенка выступает необходимым критерием в становлении умственных качеств дошкольника, залогом самостоятельности, желания постигать окружающий мир.

Актуальность поставленной проблемы кроется в том, что именно на дошкольной ступени происходит первичное зарождение и последующее развитие познавательной деятельности ребенка, в данный период ребенок наиболее активен во взаимодействии с окружающим миром, системой ценностей. Поведение ребенка начинает основываться на результатах и целях деятельности, активно складывается эмоциональная и интеллектуальная сфера. Все вышесказанное выступает необходимым критерием, на основе которого можно судить и готовности к школе. Познавательные способности относится к основной линии, развиваемой у дошкольников. Выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин в своих трудах приводят основательные доводы к идеи о том, что дошкольный возраст – это пора умственного становления человека, эффективность которого на последующих этапах замедляется. В связи с этим необходимо наиболее качественное использование потенциала ребенка в процессе формирования познавательной активности. [6, С. 277-278]

Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника имеет свои характерные особенности. «Эмоция это психический процесс, отражающий отношения к различным ситуациям». Для каждого человека, большого и маленького, характерно наличие эмоций, структура которых разнообразна: плохие и хорошие и т.д. Без эмоций невозможна жизнь человека, у детей же эмоции имеют большую роль, и педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, должен уделять им большое внимание [1, С. 177].

«Для детей дошкольного возраста характерно отсутствие эмпатии, эгоцентризм, формирование самосознания. Так же у ребенка завышена самооценка, он не всегда видеть последствия своих действий. Большое знание имеет реакция взрослого человека на поступки дошкольника. При этом ребенком делаются попытки управления эмоциональными процессами, ожидая похвалы». В раннем возрасте ребенок начинает овладевать способностью оценивания собственного поведения и поступков. У ребенка расширяется спектр эмоций, при этом важным критерием являются отношения в семье. У ребенка активируется желание мотивировать свои действия, связывать их с эмоциями. При этом эмоции становятся разнообразнее и сложнее. Характерным является наличие, в большей степени, положительных эмоций, но отрицательные тоже имеют место быть, их роль очень велика. Дошкольник развивает умение ими пользоваться. [5, С. 209-211]

«В современных условиях подавляющее большинство детей  имеет  проблему, связанную с эмоциональной сферой, суть которой заключается в том, что ребенка не интересуют чувства окружающих или он их не видит». Зачастую, это проявляется в неправильной реакции на совершенно обыденные для взрослых людей вещи и события. Причина этого заключается в том, что с раннего детства ребенок находятся в непосредственном контакте с техникой: смартфонами, планшетами и другими современными устройствами, они воспринимаются им как лучшие друзья. Любимым занятием является просмотр мультфильмов, дети постарше играют в различные компьютерные игры. По этой причине дошкольник меньше времени уделяет общению с взрослыми и другими детьми. Из-за этого дошкольники теряет чувствительность и внимание к окружающим. Зацикленность на гаджетах отнимает время и желание у ребенка в проявлении чувств, поэтому задача воспитателя работающего с ребенком-дошкольником сводится к тому, чтобы перенаправить активность и открыть эмоциональный мир. Воспитатель, члены семьи должны правильно распределять соотношение положительных и отрицательных эмоций. Проблема заключается в том, что люди участвующие в воспитании дошкольника пытаются всеми силами оградить ребенка он отрицательных эмоций,  но и отрицательные эмоции должны наполнять внутренний мир ребенка выступая в роли прививки.  Без отрицательных эмоций в будущей жизни не будет возможности обойтись. Дошкольный возраст очень короткое время в жизни, поэтому необходимо заложить хорошую основу будущего человека. [7, С. 74-75]

В особенностях развития эмоциональной сферы происходит ряд изменений. У ребенка появляется способность управления своим поведением, дети начинают приобщаться к социальным формам и проявлениям чувств. Эмоциональная сфера дошкольника становятся устойчивее и разумнее, появляются элементы произвольности. Эффективнее идет процесс развития основополагающих чувств, таких как эстетические, нравственные и интеллектуальные. На данном этапе решающее значение приобретает формирование эмпатии, ее основных свойств: сочувствия, осознания того, что окружающие тоже испытывают эмоции и переживания. Ребенок с развитым чувством эмпатии войдет в положение другого человека, постарается оказать «детскую помощь». Формирование этого качества ребенка – основа хорошего обучения уже в рамках школьной скамьи, основа легкого процесса социализации, хорошей коммуникации. «Развить такие способности, как познавательные, коммуникативные, эмпатии должно уделяться большое внимание со стороны воспитателя и члены семьи». Основными советами может быть следующие: создание в семье теплой, уютной атмосферы, к которой царит понимание и любовь; разбор с ребенком различных жизненных ситуаций; знакомство ребенка с основами сосуществования в сообществе людей; довести до ребенка, как правильно вести себя с людьми в различных ситуациях; приучать приносить пользу себе и окружающим людям; быть для ребенка примером. [4, С. 27-28]

Работа по формированию эмоциональной сферы может проводиться на основе различных средств: сюжетно-ролевых игр; психогимнастических игр; подвижных игр; игр для развития воображения; коммуникативных игр; прослушивания музыки для ее дальнейшего обсуждения; чтения сказок; знакомства с живописью. В детской психологии вопросу творчества уделено большое значение. «Творческие процессы у дошкольников прослеживаются в самом раннем возрасте. Ребенок, представляющий различные явления с помощью игрой деятельности предает обыденным предметам другие свойства не характерные для них – это и есть творческое мышление». Несмотря на то, что игровая деятельность основывается на повторении. Игра ребенка выступает не только отражением того, что он воспринимает у окружающих, но и содержит уникальные элементы, которые он привносит в этот процесс. Игра ребенка имеет творческую направленность. [3, С. 210-212]

Достигнутые педагогом и родителями успехи в формировании эмоциональной сферы должны находиться под постоянным контролем. «Современными формами контроля являются: наблюдение; опрос; тестирование; анкетирование; беседа; анализ детского рисунков и ряд других». Необходимо при этом брать во внимание эмоциональное состояние дошкольника, насколько он активен, его желание выполнять различные задания, адекватна ли реакция ребенка, как он относится к состоянию и отношению других людей. [2, С. 52-53]

Наряду с эмоциональной сферой решающее значение имеет и познавательная сфера. Способность познавать – это свойство интеллекта, которое проявляется при решении какой-либо проблемы, задачи. Познавательные способности проявляются в умении выделять сходства и различия, понимать и искать выход в сложных для ребенка ситуациях, задавать вопросы и делать выводы. Основополагающим в формировании данных способностей выступает желание умственной деятельности. Приобретя желание учится, постигать мир, развитие ребенка выходит на новый уровень. Основная идея заключается в том, что психолого-педагогическое обеспечение процесса развития способностей в дошкольном детстве должно происходить в наиболее важных сферах деятельности, таких как: познавательная, коммуникативная, художественная. Важными моментами, безусловно, является сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе учет индивидуальных особенностей ребенка, опора на спонтанные проявления детской активности, активизация положительных моральных волнений ребенка.  Основные задачи педагога заключаются в следующем: создать необходимую среду для развития, в которой происходит обучение и воспитание детей дошкольного возраста; заинтересовать детей, воспитать тягу к знаниям, сформировать понимание того, что ошибка – это тоже результат и определенный опыт; создать необходимую атмосферу; в которой ребенок может себя проявлять; обеспечить личную психологическую безопасность для ребенка.

 

Список литературы:
1. Батуев, А. С. Роль эмоций в организации поведения / А. С. Батуев // Фи-зиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. – 3-е изда-ние. – СПб.: «Питер», 2010. – 320 с. 
2. Буре, Р. С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р. С. Буре. – М.: Просвещение, 2004. – 141 с.
3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. – М., 2000. –  480 с.
4. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. Дубина // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, С. 26-36.
5. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2000. – 416 с.
6. Обухова, Л. Ф. детская психология: теория, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. – Москва.: Тривола, 1998. – 352 с.    
7. Павленко, Т. Почему они конфликтуют? / Т. Павленко // Дошкольное воспитание, 2003, № 1, С. 72-78.