Статья:

Спортивные соревнования как средство формирования и становления нравственного и физического потенциала подростков

Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Азизова Р.И. Спортивные соревнования как средство формирования и становления нравственного и физического потенциала подростков // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(34). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 55-58.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Спортивные соревнования как средство формирования и становления нравственного и физического потенциала подростков

Азизова Рушен Исмаиловна
доцент кафедры Спортивной деятельности Наманганского государственного университета, Узбекистан, г. Наманган

 

SPORTS COMPETITIONS AS A MEANS OF FORMATION AND ESTABLISHMENT OF TEENAGERS, MORAL AND PHYSICAL POTENTIAL

 

Rushen Azizova

associate Professor of Department for Sports activities of Namangan State University, Uzbekistan, Namangan

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы влияния спортивных соревнований на духовную и физическую сферу подростков. Систематическое выполнение физических упражнений в период подготовки и участия в соревнованиях, совершенствует деятельность всех органов и систем, способствует положительным перестройкам в работе организма, как физическим, так и нравственным.

Abstract. This article discusses the impact of sports competitions on adolescents, spiritual and physical abilities. Systematic performance of physical exercises during preparation and participation in competitions improves the activity of all organs and systems, promotes positive changes in the bodyphysically and psychologically.

 

Ключевые слова: физические упражнения; спортивноые соревнования; адаптация; нравственный потенциал; физический потенциал.

Keywords: physical exercises; sports competitions; adaptation; moral potential; physical potential.

 

Желание участвовать в соревнованиях у детей бывает всегда, независимо от того знают они все правила соревнования этого вида спорта, или нет. Но желание участвовать в ответственных соревнованиях возникает, когда у них появляется как минимум установка «сделать что-то лучше, чем кто-то» и превзойти кого-либо в каком-либо отношении, т.е. сформирована уверенность в своих силах- внутреннее ощущение собственной силы, права, правоты и возможностей.

Анализируя современную теорию и практику физического воспитания,  психолого-педагогическую литературу, опираясь на результаты собственного исследования, приходишь к выводу о том, как важны квалифицированно проведённые соревнования, как условия формирования нравственного и физического потенциала    подрастающего поколения.

В Законе «О физической культуре и спорте» Республики Узбекистан  понятие  «физическое воспитание» определено как « процесс по воспитанию личности, развитию физических возможностей человека, приобретению им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем культуры». Это налагает большую ответственность на тренеров, психологов, организаторов детских соревнований, судей и других лиц, причастных к организации  и проведению детских соревнований.  Ибо от них будет зависеть качество этого мероприятия, как воспитательного, все они будут свидетелями всего происходящего на соревновании, им будет предоставлена ответственность разбора происходящих поединков на площадке, на ковре и т.д. От их взглядов и реакций на происходящие события на соревновании, будет формироваться взгляд, мнение юных спортсменов. Именно эта реакция  и взгляды, выраженные в словах, жестах, мимике будут в тот момент являться воспитательным процессом для юных спортсменов.

Мы знаем, что характерной чертой физических упражнений является то, что они связаны с активной двигательной деятельностью человека.

Физические упражнения представляют собой целенаправленные и сознательные действия, которые связаны с целым рядом психических процессов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями и т.п.

Они развивают интересы детей и чувства, волю, и характер и являются, таким образом, одним из средств их духовного развития. Физические упражнения можно рассматривать как один из показателей единства физической и психичес­кой деятельности человека. Они влияют не только на организм, но и на личность занимающихся.

Физические упражнения влияют не только на мышцы человека. Они оказывают на него многостороннее и глубокое воздействие.

При выполне­нии физических упражнений в организме занимающегося совершается це­лый ряд физиологических, психических, биохимических и других процес­сов, которые вызывают соответствующие изменения, как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Систематическое применение физических уп­ражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствует положительным перестройкам в работе организма.

Адаптация к физическим нагрузкам осуществляется преимущественно за счет резервных  функциональных возможностей организма.

Физические упражнения оказывают стимулирующее воздействие на рост костей в длину в рамках возрастных зон развития организма. Увеличение длины трубчатых костей может проходить под влиянием физических упражнений и после 18-20 лет.

Форма грудной клетки может изменяться до 20-30 лет под влиянием специфических видов мышечной деятельности (плавание, гребля, атлетическая гимнастика и др.)

Кроме того, физичес­кие упражнения являются важнейшим средством предупреждения заболе­ваний и борьбы с ними.

Помимо всего перечисленного занятия физическими упражнениями, подготовка к соревнованиям, участие в них являются мощным средством адаптации нервной и психической сферы детей к различным создавшимся, а иногда внезапно, условиям.

Сам момент наличия в каждом соревновании процесса борьбы или противоборства,  конкуренции, которые проявляются­ в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата, является действенным средством развития морально-волевых качеств.  Важными  осо­бенностями спортивных соревнований, которые оказывают влияние на формирование морально-волевых качеств у юных спортсменов,  мы считаем:

- высокая общественная и личная значимость для каждого спортсмена, как самого процесса борьбы, так и достигнутого спортивного результата;

- высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными­  физическими и психическими напряжениями (нередко превосходящими­  возможности спортсмена) в условиях непосредственной борьбы за результат;

- взаимодействие соревную­щихся сторон, при котором каждый стремится к достижению пре­восходства над соперниками и в то же время, экспромтом находит наиболее эффективный вариант  действия, чтобы противодействовать им;

- квалифицированные действия  судей и доброжелательность или недоброжелательность болельщиков.

Таким образом, в процессе спортивных соревнований, формируются нравственные и физические качества посредством развития внутреннего потенциала юного спортсмена, позволяющее впоследствии разумно, целесообразно расходовать время, силы, энергию, использовать свои внутренние резервы, распоряжаться своими достижениями.

Физическое и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый стиль жизни, дух соперничества, уважения и сопереживания, взаимопонимания – вот те человеческие ценности, которые нам предстоит заложить  в основу физической культуры нашего подрастающего поколения.

 

Список литературы:
1. Ануфриева, Глушкова, Кочетова // Методическая работа в школе .— 2015 — №4 .
2. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие. — М.: «Академия», 2001. — 240 с.
3. Российский общественно-педагогический журнал  «Народное образование» -2015.