Статья:

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Конференция: LXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Арнст Н.В., Кипа С.Р. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(74). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Арнст Нина Викторовна
канд. пед. наук, доцент, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, РФ, г. Красноярск
Кипа Софья Романовна
студент, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, РФ, г. Красноярск

 

ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY AS A MEANS OF ADAPTATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES

 

Nina Arnst

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Siberian State Scientific and Technical University named after academician M.F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

Sofia Kipa

Student of Siberian State Scientific and Technical University named after academician M.F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. В данной статье рассматривается тема адаптивной физической культуры в вузе, как средства адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья. В современном мире все больше людей сталкиваются с проблемами здоровья, в том числе и студенты с ограниченными возможностями. Адаптивная физическая культура может стать важным инструментом для их адаптации и улучшения качества жизни.

Abstract. Тhis article discusses the topic of adaptive physical education at the university as a means of adapting students with disabilities. In the modern world, more and more people are faced with health problems, including students with disabilities. Adaptive physical culture can become an important tool for their adaptation and improving the quality of life.

 

Ключевые слова: адаптивная физическая культура; физическая реабилитация; индивидуальные занятия; специальное оборудование; физическая активность.

Keywords: adaptive physical culture; physical rehabilitation; individual sessions; special equipment; physical activity.

 

Адаптивная физическая культура – это система занятий физическими упражнениями, которая предназначена для адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья к современным условиям жизни. Эта система является важной составляющей физической реабилитации и реинтеграции инвалидов в общество.

Одной из основных целей адаптивной физической культуры является создание условий для физического развития и улучшения здоровья людей с ограниченными возможностями. Она позволяет им поддерживать физическую форму, укреплять свой иммунитет, улучшать самочувствие и общее качество жизни. Адаптивная физическая культура также способствует социализации людей с ограниченными возможностями, помогая им установить связи с другими людьми, повысить самооценку и уверенность в себе.

Однако несмотря на все преимущества адаптивной физической культуры, она по-прежнему не используется в полной мере. Многие люди с ограниченными возможностями здоровья не занимаются физической активностью вообще, что в конечном итоге приводит к снижению их здоровья, ухудшению самочувствия и ограничению возможностей для полноценной жизни. Физическая активность − уровень физических нагрузок, необходимых для поддержания здоровья и функциональных возможностей организма.

В настоящее время, в связи с повышением уровня медицинской помощи и улучшением условий жизни, увеличилось количество студентов с ограниченными возможностями здоровья, которые желают продолжить свое образование в высшем учебном заведении. В этом контексте, задача обеспечения их комфортного и эффективного обучения в вузе стала более актуальной.

По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации численность инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по образовательным программам высшего образования, выросла на 21,1 процента с 2017 года и составила на 2020/2021 учебный год 28 149 человека. При этом в вузах, подведомственных Минобрнауки России, обучаются 15 955 инвалидов и лиц с ОВЗ (или 56,7 процента). Наблюдается ощутимый рост приема инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательные организации высшего образования.

Адаптивная физическая культура в вузе является одним из инструментов, который помогает студентам с ОВЗ приспосабливаться к новым условиям и обеспечивать свое здоровье и благополучие. Она позволяет студентам заниматься физической культурой, улучшать свое физическое состояние, а также общаться и социализироваться с другими студентами. Таким образом, важность адаптивной физической культуры в вузе обусловлена увеличением числа студентов с ограниченными возможностями здоровья, их потребностью в адаптации к новым условиям обучения и заботой об их физическом и психологическом здоровье.

Адаптивная физическая культура может оказывать положительное влияние на психологическое состояние человека. Во-первых, физические упражнения и тренировки могут повышать уровень эндорфинов в организме, что может приводить к улучшению настроения, уменьшению чувства тревоги и депрессии. Эндорфины – это естественные опиоиды, вырабатываемые головным мозгом во время физической активности. Они могут привести к ощущению эйфории и повышению настроения, а также снижению болевых ощущений.

Во-вторых, упражнения и тренировки могут помочь снизить уровень стресса и тревоги, поскольку физическая активность может помочь улучшить функционирование нервной системы и снизить уровень гормона кортизола, который отвечает за стрессовые реакции в организме. При этом, адаптивная физическая культура может быть специально адаптирована для людей с ОВЗ, что дополнительно уменьшает уровень стресса, связанного с занятиями физической культурой.

Физическая реабилитация – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление функций организма после травмы, болезни или операции. Физическая реабилитация может включать в себя физические упражнения, массаж, лечебные ванны и другие процедуры.

Адаптивная физическая культура в вузе имеет свои особенности. Она направлена на адаптацию студентов с ограниченными возможностями здоровья к учебному процессу и жизни в обществе. Занятия адаптивной физической культурой в вузе могут проводиться как в рамках общего курса физической культуры, так и в специальных группах.

Одним из важных элементов адаптивной физической культуры является индивидуальный подход к каждому студенту. Каждый студент имеет свои особенности здоровья, физические ограничения и потребности, поэтому необходимо создать индивидуальную программу занятий, учитывающую все эти особенности. Индивидуальные занятия – это занятия, которые проводятся индивидуально с каждым студентом отдельно, учитывая его индивидуальные особенности и потребности. В контексте адаптивной физической культуры, индивидуальные занятия могут включать в себя различные упражнения и тренировки, которые адаптированы под конкретного студента.

Для того, чтобы студенты с ограниченными возможностями здоровья могли заниматься адаптивной физической культурой в вузе, необходимо обеспечить им соответствующие условия. В первую очередь, это касается оборудования спортивных залов и других помещений, где проводятся занятия.

Специальное оборудование – это специально разработанные инвалидные коляски, спортивные снаряды и другие средства, которые позволяют студентам с ограниченными возможностями здоровья заниматься спортом и физическими упражнениями. Оборудование должно быть доступным для людей с ограниченными возможностями и соответствовать их потребностям. Также важно обеспечить наличие специальных тренеров, которые знают, как правильно организовывать занятия для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптивная физическая культура в вузе также имеет социальную значимость. Она помогает создавать дружественную атмосферу в учебных заведениях, развивает культуру общения и взаимопонимания, а также позволяет студентам с ограниченными возможностями здоровья стать полноправными членами общества.

Таким образом, можно заключить, что адаптивная физическая культура в вузе является важным фактором, обеспечивающим успешную адаптацию студентов с ограниченными возможностями здоровья. Вузы должны продолжать разрабатывать и совершенствовать программы по адаптации таких студентов, обеспечивать им доступ к специализированным занятиям и оборудованию, а также предоставлять им условия для улучшения своего физического и психологического состояния. Только так можно обеспечить всем студентам равные возможности и создать дружественную и поддерживающую атмосферу в учебных заведениях.

 

Список литературы:
1. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. – Москва : Спорт-Человек, 2016. – 616 с. 
2. Федеральный закон от 24.11.2015 № 181-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Ключкина Г.О., Ушакова Ю.О. Адаптивная физическая культура – важнейший элемент в структуре восстановительных мероприятий студента. // Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) – 2018.
4. Государственный доклад «О реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 2018 год»
5. Воронов Н.А. Адаптивная физическая культура и здоровье. //Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2018 
6. Абашкина, Р. А. Адаптивная физическая культура в формировании здоровья у молодежи с ограниченными возможностями. // Молодой ученый. — 2018. 
7. Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта. // журнал Столыпинский вестник. – 2023
8. rosstat.gov.ru
9. mintrud.gov.ru – Отчет 2020
10. Мелина Е.В. Адаптивная физическая культура для детей с нарушением зрения.