Статья:

Среда APP Inventor разработки мобильного ПО как решение проблемы обучения школьников средних классов программированию

Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Арменков А.Г., Прыгин Г.С. Среда APP Inventor разработки мобильного ПО как решение проблемы обучения школьников средних классов программированию // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(31). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 15-19.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Среда APP Inventor разработки мобильного ПО как решение проблемы обучения школьников средних классов программированию

Арменков Артём Геннадьевич
аспирант, Набережночелнинский государственный педагогический университет, РФ, г. Набережные Челны
Прыгин Геннадий Самуилович
проф., Набережночелнинский государственный педагогический университет, РФ, г. Набережные Челны

 

Уже с появлением первых языков программирования, разработчики и педагоги стремились к тому, чтобы максимально упростить обучение. Блочное программирование – самая последняя разработка. Процесс программирования стал больше похож на собирание конструктора, где каждая деталь имеет свои имя и назначение. Если конструктор собрать правильно, то получится настоящий рабочий код. 

До недавнего времени проблема обучения школьников средних классов программированию казалась неразрешимой — прежде всего из-за отсутствия инструмента, который, с одной стороны, был бы достаточно прост в освоении, а с другой — позволял бы создавать действительно стоящие продукты. Попытки поголовно обучать школьников Бейсику или Паскалю приводили только к тому, что предмет «информатика» оказывался по зубам лишь очень узкому кругу учащихся — тем, кому в силу интеллектуальных особенностей, семейного воспитания или чрезвычайного везения с учителем удавалось продвинуться в освоении программирования дальше, чем другим. Для большинства остальных школьников информатика так и оставалась чем-то недоступным.

Ситуация начала меняться в начале 2000-х годов, с возникновением и развитием визуальных языков программирования, флагманом которых по праву считается язык Scratch. Этот язык совершил настоящую революцию в школьном преподавании программирования под десктопные ОС. Программировать на Scratch так же легко, как складывать детскую мозаику-паззл. Операторы и процедуры языка представляют собой цветные блоки. Перетаскивая и соединяя их, мы создаём программы. Ошибку в синтаксисе этого языка сделать просто невозможно — если блоки не встанут рядом, паззл просто не сложится.

Естественным развитием этого подхода стал язык программирования App Inventor, разработанный профессором Массачусетского технологического института (MIT) Халом Абелсоном в 2010 году. В основе его — тот же принцип перетаскивания визуальных кирпичиков и собирания программы из блоков.

Отличие App Inventor от Scratch состоит в том, что App Inventor ориентирован не на десктопное использование, а предназначен для создания приложений под мобильное устройство — смартфон или планшет с ОС Android. Он умеет, например, «понимать» данные акселерометра мобильного гаджета, управлять встроенной камерой, видит, как ориентирован телефон в пространстве и многое другое.

MIT App Inventor - это облачная среда быстрой визуальной разработки приложений для платформы Android (Рисунок 1). Для разработки приложений в App Inventor требуются базовые знания языка программирования Java и Android SDK. Построение программ в среде разработки MIT App Inventor осуществляется полностью в визуальном режиме с использованием перетаскиваемых блоков программного кода на простейшем языке программирования, который напоминает Basic.

App Inventor — это полностью облачное приложение. Чтобы начать программировать на нём, нужен только интернет и браузер. Интерфейс на английском и на русском языках.

В App Inventor приложения строятся объединением стандартных компонентов. Компоненты являются основным элементом разработки Android-приложений. Некоторые компоненты очень просты, например Label(метка), который просто показывает текст на экране, или Button, который реализует кнопку. Другие же компоненты более сложны: Canvas, в котором можно располагать изображения или анимацию; accelerometer (motion) sensor, который работает как контроллер от Wii, и определяет когда вы трясете или переворачиваете телефон; компоненты, отправляющие сообщения, проигрывающие видео, получающие данные с сайтов, и много других.

 

Рисунок 1. Среда разработки MIT App Inventor

 

Интерфейс языка программирования MIT App Inventor состоит из двух основных частей — дизайнера и редактора блоков.

Для начала работы с MIT App Inventor потребуется перейти на страничку с проектами и создать новый проекn (Рисунок 2).

 

Рисунок 2. Окно создания нового проекта

 

В дизайнере мы конструируем наше приложение из элементов — экранов, кнопок, ячеек, изображений, звуков. (Рисунок 3).

 

Рисунок 3. Страница нового проекта MIT App Inventor

 

В редакторе блоков программируется поведение этих элементов.

 

Рисунок 4. Программирование блока

 

Как вы видите формат работы со средой MIT App Inventor доступный и достаточно мобильный для разных возрастов и принципов работы с детьми.

В изучении программирования, одной из основных сложностей является то, что надо запоминать большое количество слов-команд, структуру кода.В MIT App Inventor цветные блоки всегда подсказывают, что с помощью них можно выполнить.

Программирование одновременно творческий и логический процесс. С чем новичкам справится не легко. Применение блоков минимизирует когнитивную нагрузку до восприятия считанного числа цветных деталей. Обучаемый больше сосредотачивается на том, как именно их расставить правильно.

Ошибку в коде всегда найти нелегко. Представьте, как тяжело ребенку, когда его программа не работает, просто потому, что он забыл поставить точку с запятой в конце строки. Множество мелких ошибок часто отбивает желание у новичков продолжать программировать. Блоки уменьшают количество таких ошибок. Достаточно логически думать, как правильно соединить их друг с другом.

Таким образом, можно смело сказать, что блочное программирование идеально подходит не только для детей, но и для тех, кто не готов мгновенно принять и впитать огромное количество информации при обучении.

 

Список литературы:
1. Уитни Дэвид «Программирование для детей. Учимся создавать сайты, приложения и игры. HTML, CSS и JavaScript». Издательство «Питер» 2018г.
2. Tyler Jason « App Inventor for Android. Build Your Own Apps - No Experience Required! ». Издательство « John Wiley & Sons Limited » 2011г.
3. Walter Derek «Learning MIT App Inventor».Gardners Books.2013 г.