Статья:

Организация предметно-развивающей среды для театральной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС

Конференция: XXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Рощина О.А. Организация предметно-развивающей среды для театральной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(37). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 9-12.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация предметно-развивающей среды для театральной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС

Рощина Ольга Александровна
учитель начальных классов ГКОУ ВО Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат о. Муром, РФ, г. Муром

 

Театральное искусство - это самое прекрасное средство, создающее особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности.

Нужен ли ребёнку театр, если он получает информацию с помощью видео и компьютерных технологий, а средства массовой информации все чаще становятся «воспитателями» наших детей?

Особенно важно оградить детей с ограниченными возможностями здоровья от негативной информации, так как у таких детей не сформированы познавательные интересы, эмоционально-волевая сфера, у них проявляется характерное недоразвитие личностных компонентов, снижена критичность к себе и окружающим, они склонны к неоправданным аффектам.

Театральная игра близка к впечатлительному характеру ребёнка, и в этом сила её воспитательного воздействия. У ребёнка развивается художественное восприятие, переживания становятся богаче. Через театр потерянное воспроизводится в сознании ребенка, и открывается огромное поле деятельности для «культивирования» самого себя.

Занятие театральным искусством для детей - это не только удовольствие, но и огромный труд, связанный с необходимостью приобретения новых знаний и навыков. Эта работа творческая, радостная и настойчивая, направленная на достижение определенного результата, требующая любознательности, инициативы, умения самостоятельно преодолевать трудности и критически относиться к тому, что сделано.

Играя на сцене, ребёнок не только усваивает азы актерского мастерства, но самое главное - развивает такие качества, как уверенность в себе, учится концентрировать и собирать внимание. Умение держаться на людях, действовать в экстремальной ситуации - качества, которые необходимы ребёнку не только при работе в группе, но и в жизни. Занятия в творческом коллективе помогают приобщить ребёнка к стране художественного воображения. Дети обретают веру в свои силы и способности, учатся деловому общению в процессе совместной творческой деятельности. Театральное искусство активизирует познавательный интерес, пробуждает воображение и фантазию, учит сопереживанию и сочувствию. Этюды - упражнения обеспечивают коммуникативные навыки. Опыт общественной деятельности, приобретенный детьми в процессе обучения - бесценен.

В процессе занятий по театрализации у детей формируется связная устная речь, развиваются её выразительные и интонационные возможности, корригируется внимание, память, появляется художественный вкус, жизнь обогащается яркими ощущениями.

Определяющим моментом в организации предметно - развивающей среды театральной деятельности должны стать цель, задачи и методы выполнения.

Цель. Создание условий для включения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в активную познавательную и творческую деятельность, содействие формированию и утверждению чувства уверенности в себе, самостоятельности, коммуникативных навыков, инициативности и творчества.

Задачи по всем образовательным направлениям ФГОС.

Социальное - коммуникативное развитие:

  • формирование межличностных отношений детей в процессе совместной деятельности;
  • воспитание у ребёнка уважения к себе, сознательного отношения к
  • деятельности;
  • развитие эмоциональной - волевой сферы;
  • выработка этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие:

  • знакомство с разными видами театра, профессиями людей, создающих спектакль;
  • наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
  • коррекция памяти, внимания.

Речевое развитие:

  • развитие монологической и диалогической речи;
  • обогащение и уточнение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов;
  • овладение выразительными средствами общения: словесными
  • (регулирование темпа, громкости, произношения, интонации) и
  • невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Художественно-эстетическое развитие:

  • приобщение к художественной литературе, музыке, русскому народному фольклору;
  • развитие воображения;
  • привлечение к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
  • создание выразительного художественного образа;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства.

Физическое развитие:

  • согласование действий и сопровождающей их речи;
  • формирование умения воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
  • коррекция и развитие общей и мелкой моторики: координации движений, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

При проектировании предметно - развивающей среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей необходимо:

  • следовать принципам построения развивающей игровой среды;
  • учитывать индивидуальные возрастные, социально-психологические особенности детей, индивидуальные предпочтения;
  • соблюдать правила ТБ;
  • развивать любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.

Работа распределена на следующие разделы:

  • «Сказкотерапия»;
  • «Основы театральной культуры»;
  • «Гимнастика чувств»,
  • «Ритмопластика»,
  • «Культура и техника речи»,
  • «Драмматические опыты».

Содержание работы:

  • упражнения на развитие дыхания и дикции;
  • задания, направленные на развитие речевой интонационной выразительности;
  • игры - превращения;
  • упражнения на развитие детской пластики;
  • ритмические минутки;
  • пальчиковые игротренинги;
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
  • постановка театральных этюдов;
  • разыгрывание мини - диалогов, потешек, песенок, стихов;
  • просмотр кукольных спектаклей.

Театральный уголок:

  • информационный стенд;
  • настольный театр;
  • настенный театр;
  • кукольный театр;
  • раздвижная ширма;
  • наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур);
  • театр, сделанный детьми и учителем;
  • материал для изготовления персонажей и декораций;
  • костюмы, маски для разыгрывания сказок;
  • костюмерная.

Советую будущим организаторам предметно - развивающего пространства для театрализованной деятельности помнить о том, что нужно стремиться создавать такую среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный мир театра!

 

Список литературы:
1. Никитина А. Б. Театр, где играют дети: Пособие для педагогов. - М., ВЛАДОС, 2003.
2. Чурилова Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., ВЛАДОС, 2001.
3. Фоминцев И. Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы.