Статья:

Организация каникулярного образовательного отдыха детей

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Павлюк Е.Н., Калашникова С.А. Организация каникулярного образовательного отдыха детей // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 85-89.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация каникулярного образовательного отдыха детей

Павлюк Елена Николаевна
учитель-логопед МБОУ «Федоровская СОШ №1», РФ, Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, пгт. Федоровский
Калашникова Светлана Анатольевна
учитель начальных классов МБОУ «Федоровская СОШ №1», РФ, Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, пгт. Федоровский

 

Organization of holidays for children

 

Elena Pavlyuk

speech therapist teacher MBOU "Fedorovskaya SOSH №1", Russia, Tyumen region, KHMAO-Yugra, Surgut district, village.Fedorov

Svetlana Kalashnikova

Primary school teacher MBOU "Fedorovskaya SOSH №1", Russia, Tyumen region, KHMAO-Yugra, Surgut district, village.Fedorov

 

Аннотация. В статье представлен опыт педагогов по организации работы лагеря с дневным пребыванием детей.

Abstract. The article presents the experience of teachers on the organization of work camps with day stay of children.

Ключевые слова: журналист; интервью; репортаж; источник информации; редактор.

Keywords: journalist; interview; reportage; source of information; editor.

 

В Сургутском районе ХМАО-Югры к организации каникулярного образовательного отдыха детей в привлечено большое внимание.

В МБОУ «Федоровская СОШ №1» творческой группой педагогов была разработана и апробирована модульная программа «Академия перА» для лагерей с дневным пребыванием детей при образовательной организации. Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений. Она ориентирована на развитие компетентности в области журналистики, формирование навыков на уровне практического применения.

Новизна программы заключается в том, что она даѐт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства на практике, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.  Главной отличительной особенностью данной программы от уже существующих является ее многофункциональность. Она может быть полностью реализована на базе школьного пресс-центра. 

Актуальность программы  обусловлена современным социальным заказом на гуманитарное образование и задачами духовно-нравственного воспитания учащихся, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования.  В настоящее время актуальной стала проблема отдаления человека от общества. Особенно остро этот вопрос стоит в сельской местности, где очень мало мест для культурного проведения досуга. Люди замыкаются в себе, в своих собственных заботах и теряют нить, связывающую с социумом. Основными источниками информации для сельского жителя являются  телевидение и газеты. При помощи средств массовой информации (СМИ) население узнает о проблемах, существующих в России и мире. Но, к сожалению, то обилие информации, которое несут СМИ, не всегда направлено на формирование духовных ценностей у молодежи.  

Образовательные форматы: практикумы, семинары, тренинги, индивидуальные консультации, ролевые игры, круглый стол, дискуссия, устные выступления, презентации, встречи с журналистами, экскурсии в редакцию газеты «Федоровская ярмарка» и на ТВ.

Тематические группы детей: редакторы, фотографы, иллюстраторы, корректоры, корреспонденты, видеооператоры.

Программа состоит из 4 модулей, работа по которым осуществляется в каникулярное время (весенние, летние и осенние каникулы):

1 модуль «Азбука журналистики» (март, 5 дней)

Воспитанники  должны осознать, что журналистика представляет собою специализированную область творческой деятельности, протекающей как осуществление определенных профессиональных обязанностей. Должны уяснить, какие факторы формируют систему профессиональных обязанностей сотрудников журналистики и как они влияют на их характер.

Образовательные задачи: ознакомление с историей журналистики; изучение методов сбора и обработки информации; освоение особенностей работы в основных журналистских жанрах; изучение особенностей собственной личности: темперамента, памяти, склада ума, внимания и воли.

Воспитательные задачи заключаются в развитии творческих способностей и формировании основных этических норм и понятий.

2 модуль «Школа журналистских наук» (июнь, 21 день)

Воспитанники  должны уточнить представление о составе профессиональных обязанностей журналиста. Составить развернутое представление о жанровых разновидностях авторского журналистского творчества.

Образовательные задачи: знакомство с историей отечественной журналистики; обзор  современных  СМИ; освоение особенностей работы в аналитических жанрах журналистики; развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; знакомство с методиками активизации  внимания, памяти.

Воспитательные задачи: расширение кругозора  будущих журналистов; формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей действительности.

3 модуль  «Магистры редакторского дела» (июль, 21 день)

Освоить основные формы участия журналиста в планировании, организации, конструировании массовых информационных потоков и выпуске их «в свет». Получить навыки редакторской работы.

Образовательные задачи: получение сведений об условиях труда журналистов; освоение особенностей работы в художественных жанрах журналистики; изучение правовых законов и актов, необходимых журналисту в его работе; формирование правовой культуры; развитие коммуникабельности.

Воспитательные задачи: расширение кругозора будущих журналистов; изживание подростковых комплексов; формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств.

4 модуль «Форум детского пера» (ноябрь, 5 дней).

Воспитанники должны на опыте выпуска газет постичь особенности темпоритма журналистского творчества и формы профессиональной рефлексии. Освоить на теоретическом и практическом уровне способ творческой деятельности журналиста как автора.

Обучающие задачи: научить  самостоятельно писать и составлять интервью, репортажи; различать жанры газетных материалов, уметь выбирать интересные темы; сформировать навыки компьютерной грамотности; расширить кругозор обучающихся, развить владение словом; научить школьников различать газетные жанры, стили написания материалов в средствах массовой информации.

Воспитательные задачи: формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой; сформировать навыки совместной деятельности и диалогового общения;
сформировать потребности в постоянном повышении информированности; воспитывать  самостоятельность, творческий подход, раскрытие причинно-следственных связей, обобщение  фактов,   использование знаний, полученных в ходе  практической деятельности.

В каждом модуле воспитанники детского лагеря приобретали базовые знания об истории журналистики, структуре построения печатных и электронных СМИ, основных жанров фотографии и иллюстрирования, методов обработки информации. Юные журналисты овладевали простейшими навыками выбора шрифта для различного рода статей, составляли эскизы газет, подбирали иллюстрацию, фотографировали различные объекты, брали  интервью, обрабатывали и анализировали первичную информацию, создавали и корректировали изображения с помощью Adobe Photoshop, создавали электронные презентации с помощью редактора Microsoft Power Point. Кроме того  работая в команде («редакции»), дети получили опыт групповой работы, коммуникаций и управления коллективом.

Продуктами модулей стали листовки каждой из «редакций» по темам: «Мой любимый телеканал», «За что мы любим соцсети», «О чем гласят журналы», «Лучшие журналисты истории», «Эволюция СМИ», «Обзор детских журналов 20 века». После проведения «Mannequin challenge» были сняты и смонтированы видеоролики по технике безопасности в быту и на природе.

Ребятами освоена техника ведения интервью и визирования материалов. Эти знания им пригодились при проведении конкурса пародий и перевоплощений «КВЧГ» (кто во что горазд), журналисты брали видеоинтервью у «звёзд» сцены. Воспитанники оттачивали свои навыки владения словом в «Говорун» и «Гиннес-шоу» при выпуске «Непутёвых заметок»; составлении синквейовн на тему «Россия – Родина моя».

Также воспитанники лагеря осваивали технические средства, связанные с фотографией (фотоаппараты, мобильные телефоны). Дети много фотографировали, учились выбирать важные события и фиксировать их; также учились работать с файлами (меняли яркость, контраст, размер); пробовали совмещать фотоматериал с печатным текстом, чтобы в дальнейшем получилась полноценная статья для газеты или журнала. Полученные навыки дети демонстрировали на конкурсе фотоколлажей «Защитим природу» и «Путешествуем по России».

Вместе с этим юные журналисты постигали тайны владения карандашом, кистью, мелом и создавали арт-проекты.

Основной продукт работы «Академии перА» – создание газет (электронный и печатный формат), освещающих жизнь каждой из редакций в течение лагерных смен.