Организация каникулярного образовательного отдыха детей
Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Организация каникулярного образовательного отдыха детей
Organization of holidays for children
Elena Pavlyuk
speech therapist teacher MBOU "Fedorovskaya SOSH №1", Russia, Tyumen region, KHMAO-Yugra, Surgut district, village.Fedorov
Svetlana Kalashnikova
Primary school teacher MBOU "Fedorovskaya SOSH №1", Russia, Tyumen region, KHMAO-Yugra, Surgut district, village.Fedorov
Аннотация. В статье представлен опыт педагогов по организации работы лагеря с дневным пребыванием детей.
Abstract. The article presents the experience of teachers on the organization of work camps with day stay of children.
Ключевые слова: журналист; интервью; репортаж; источник информации; редактор.
Keywords: journalist; interview; reportage; source of information; editor.
В Сургутском районе ХМАО-Югры к организации каникулярного образовательного отдыха детей в привлечено большое внимание.
В МБОУ «Федоровская СОШ №1» творческой группой педагогов была разработана и апробирована модульная программа «Академия перА» для лагерей с дневным пребыванием детей при образовательной организации. Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений. Она ориентирована на развитие компетентности в области журналистики, формирование навыков на уровне практического применения.
Новизна программы заключается в том, что она даѐт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства на практике, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Главной отличительной особенностью данной программы от уже существующих является ее многофункциональность. Она может быть полностью реализована на базе школьного пресс-центра.
Актуальность программы обусловлена современным социальным заказом на гуманитарное образование и задачами духовно-нравственного воспитания учащихся, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В настоящее время актуальной стала проблема отдаления человека от общества. Особенно остро этот вопрос стоит в сельской местности, где очень мало мест для культурного проведения досуга. Люди замыкаются в себе, в своих собственных заботах и теряют нить, связывающую с социумом. Основными источниками информации для сельского жителя являются телевидение и газеты. При помощи средств массовой информации (СМИ) население узнает о проблемах, существующих в России и мире. Но, к сожалению, то обилие информации, которое несут СМИ, не всегда направлено на формирование духовных ценностей у молодежи.
Образовательные форматы: практикумы, семинары, тренинги, индивидуальные консультации, ролевые игры, круглый стол, дискуссия, устные выступления, презентации, встречи с журналистами, экскурсии в редакцию газеты «Федоровская ярмарка» и на ТВ.
Тематические группы детей: редакторы, фотографы, иллюстраторы, корректоры, корреспонденты, видеооператоры.
Программа состоит из 4 модулей, работа по которым осуществляется в каникулярное время (весенние, летние и осенние каникулы):
1 модуль «Азбука журналистики» (март, 5 дней)
Воспитанники должны осознать, что журналистика представляет собою специализированную область творческой деятельности, протекающей как осуществление определенных профессиональных обязанностей. Должны уяснить, какие факторы формируют систему профессиональных обязанностей сотрудников журналистики и как они влияют на их характер.
Образовательные задачи: ознакомление с историей журналистики; изучение методов сбора и обработки информации; освоение особенностей работы в основных журналистских жанрах; изучение особенностей собственной личности: темперамента, памяти, склада ума, внимания и воли.
Воспитательные задачи заключаются в развитии творческих способностей и формировании основных этических норм и понятий.
2 модуль «Школа журналистских наук» (июнь, 21 день)
Воспитанники должны уточнить представление о составе профессиональных обязанностей журналиста. Составить развернутое представление о жанровых разновидностях авторского журналистского творчества.
Образовательные задачи: знакомство с историей отечественной журналистики; обзор современных СМИ; освоение особенностей работы в аналитических жанрах журналистики; развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; знакомство с методиками активизации внимания, памяти.
Воспитательные задачи: расширение кругозора будущих журналистов; формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей действительности.
3 модуль «Магистры редакторского дела» (июль, 21 день)
Освоить основные формы участия журналиста в планировании, организации, конструировании массовых информационных потоков и выпуске их «в свет». Получить навыки редакторской работы.
Образовательные задачи: получение сведений об условиях труда журналистов; освоение особенностей работы в художественных жанрах журналистики; изучение правовых законов и актов, необходимых журналисту в его работе; формирование правовой культуры; развитие коммуникабельности.
Воспитательные задачи: расширение кругозора будущих журналистов; изживание подростковых комплексов; формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств.
4 модуль «Форум детского пера» (ноябрь, 5 дней).
Воспитанники должны на опыте выпуска газет постичь особенности темпоритма журналистского творчества и формы профессиональной рефлексии. Освоить на теоретическом и практическом уровне способ творческой деятельности журналиста как автора.
Обучающие задачи: научить самостоятельно писать и составлять интервью, репортажи; различать жанры газетных материалов, уметь выбирать интересные темы; сформировать навыки компьютерной грамотности; расширить кругозор обучающихся, развить владение словом; научить школьников различать газетные жанры, стили написания материалов в средствах массовой информации.
Воспитательные задачи: формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой; сформировать навыки совместной деятельности и диалогового общения;
сформировать потребности в постоянном повышении информированности; воспитывать самостоятельность, творческий подход, раскрытие причинно-следственных связей, обобщение фактов, использование знаний, полученных в ходе практической деятельности.
В каждом модуле воспитанники детского лагеря приобретали базовые знания об истории журналистики, структуре построения печатных и электронных СМИ, основных жанров фотографии и иллюстрирования, методов обработки информации. Юные журналисты овладевали простейшими навыками выбора шрифта для различного рода статей, составляли эскизы газет, подбирали иллюстрацию, фотографировали различные объекты, брали интервью, обрабатывали и анализировали первичную информацию, создавали и корректировали изображения с помощью Adobe Photoshop, создавали электронные презентации с помощью редактора Microsoft Power Point. Кроме того работая в команде («редакции»), дети получили опыт групповой работы, коммуникаций и управления коллективом.
Продуктами модулей стали листовки каждой из «редакций» по темам: «Мой любимый телеканал», «За что мы любим соцсети», «О чем гласят журналы», «Лучшие журналисты истории», «Эволюция СМИ», «Обзор детских журналов 20 века». После проведения «Mannequin challenge» были сняты и смонтированы видеоролики по технике безопасности в быту и на природе.
Ребятами освоена техника ведения интервью и визирования материалов. Эти знания им пригодились при проведении конкурса пародий и перевоплощений «КВЧГ» (кто во что горазд), журналисты брали видеоинтервью у «звёзд» сцены. Воспитанники оттачивали свои навыки владения словом в «Говорун» и «Гиннес-шоу» при выпуске «Непутёвых заметок»; составлении синквейовн на тему «Россия – Родина моя».
Также воспитанники лагеря осваивали технические средства, связанные с фотографией (фотоаппараты, мобильные телефоны). Дети много фотографировали, учились выбирать важные события и фиксировать их; также учились работать с файлами (меняли яркость, контраст, размер); пробовали совмещать фотоматериал с печатным текстом, чтобы в дальнейшем получилась полноценная статья для газеты или журнала. Полученные навыки дети демонстрировали на конкурсе фотоколлажей «Защитим природу» и «Путешествуем по России».
Вместе с этим юные журналисты постигали тайны владения карандашом, кистью, мелом и создавали арт-проекты.
Основной продукт работы «Академии перА» – создание газет (электронный и печатный формат), освещающих жизнь каждой из редакций в течение лагерных смен.