Статья:

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конференция: LXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория, методика и организация социальнокультурной деятельности

Выходные данные
Дорогова Я.В. РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(63). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 32-37.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дорогова Яна Владимировна
педагог дополнительного образования, Детская школа искусств № 4, РФ, г. Самара

 

THE ROLE OF MUSIC COMPETITIONS IN THE PEDAGOGICAL PRACTICE OF ADDITIONAL EDUCATION

 

Yana Dorogova

Teacher of additional education Children's Art School No. 4, Russia, Samara

 

Аннотация. В последнее время очень актуален вопрос конкурсной деятельности учащихся и педагогов. В статье рассматривается данная проблема на основе конкурса им. А.А. Трифонова. Выявляются сильные и слабые стороны данной деятельности.

Abstract. Recently, the issue of competitive activity of students and teachers has been very relevant. The article considers this problem on the basis of the competition named after A.A. Trifonov. The strengths and weaknesses of this activity are identified.

 

Ключевые слова: конкурсная деятельность; сценический страх; профессиональный рост; проблемы педагогики.

Keywords: competitive activity; stage fright; professional growth; problems of pedagogy.

 

С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенок еще только вступает на первую образовательную ступень и не знает, что для него важно, какова цель его обучения, что может и умеет делать лично он. Поэтому на сегодняшний день творческое развитие школьников в дополнительном образовании становится актуальным в качестве условия для их самореализации. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии творческих способностей детей, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей [1, с. 9].

Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса, своего рода педагогической практикой и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. Конкурсная деятельность помогает выявить различные проблемы и пробелы в работе педагога с учеником. Также концертные выступления помогают ребенку в становлении личности. В результате опытным путем определяются пути развития, заложенные в учащихся возможности и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.

Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся, так и педагогов. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям у одной категории учеников, а второй группе помогает решить проблему боязни сценического выступления. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими детьми в соревновательной форме [3, с. 9]. Также, после конкурсов у детей и педагогов появляется определенный этап в их личностном развитии - это этап саморефлексии.

Победы и участие детей в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования.

Участие в конкурсах помогает ребенку формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими, узнать много нового. Также на «грамотных» конкурсах между участниками складывается здоровая конкуренция, что помогает ученикам в дальнейшей работе. Творческие конкурсы объединяют обучающихся и педагогов, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения. Очень важно активно поддерживать ученика во время репетиций и проведения конкурса, так как для каждого ребенка – это колоссальная стрессовая ситуация. Ориентир педагога должен быть направлен не на результат, а на действие. Ведь каждый выход на сцену -это огромный скачок в развитии ученика.

Ценно участие в конкурсах и для старшеклассников, ведь это не только хороший способ углубить свои знания, но и возможность проявить себя в целом [2, с. 9]. Не стоит забывать и о том, что участники после подведения итогов, как правило, получают дипломы, которые могут стать отличным дополнением для дальнейшей ступени образования.

Конкурсы, фестивали – это не только показатель успешности ребенка, но и внешняя экспертиза, которая дает объективную оценку деятельности педагога. Когда обучающийся принимает участие в конкурсах, его неизбежно оценивают со стороны, такая оценка характеризует не только работу преподавателя, но и образовательного учреждения в целом.

Все вышеизложенные факторы помогает осуществить уже какой год конкурс им. А. А. Трифонова.

Конкурсу присвоено имя Алексея Александровича Трифонова – известного пианиста, общественного деятеля, который вошёл в историю музыкальной культуры города Самара как талантливый исполнитель и педагог, автор монографии «Теория и практика фортепианной педагогики». Его деятельность оказала огромное влияние на формирование профессиональной культуры молодых самарских музыкантов.

Организаторами конкурса являются кафедра музыкального образования факультета культуры и искусства федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет»; муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств № 4 г. о. Самара.

Цели конкурса:

– повышение уровня исполнительской подготовки учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств;

- развитие социальной деятельности педагога дополнительного образования:

«В конкурсах педагогического мастерства педагог дополнительного образования приобретает опыт, который влияет на становление его как специалиста, а также на построение собственной успешной траектории профессионального развития, достижение более высокого уровня социальной и гражданской значимости в обществе. Единая система развития профессионализма педагога представляет собой три взаимосвязанных этапа:

1 этап: вхождение педагога и ученика в конкурс, на котором происходит осознание возможностей ученика-конкурсанта и его готовности участвовать в конкурсе, выявление определенных сценических проблем (если таковые есть);

2 этап: конкурсный, на котором происходит раскрытие способностей ученика-конкурсанта, его самоутверждение в условиях конкурса, подтверждение его профессионального уровня, прослушивание других конкурсантов для получения нового опыта;

3 этап: постконкурсный, на котором происходит прогнозирование дальнейшей деятельности ученика-конкурсанта или педагога, более глубокое осмысление гуманистических, социальных, профессиональных ценностей, необходимости роста профессиональной успешности, саморефлексия.

- выявление сильных и слабых сторон дополнительного образования:

«Сильные стороны: высокий уровень самообразования педагогов; применение инновационных методик в обучении; умение осуществлять поиск и использование новой информации; обмен опытом между педагогами».

«Слабые стороны: информативное отставание педагога от современных детей; неумение систематизировать знания как свои, так и детей; отсутствие знаний по созданию программ, которые бы смогли заинтересовать и привлечь детей к творческой деятельности».

- привлечение внимания местной администрации к образовательной деятельности этой системы.

В последние годы конкурс им. А. А. Трифонова направлен на повышение роли дополнительного образования детей в развитии интересов, способностей, талантов, в формировании общей культуры обучающихся.

Задачи Конкурса:

-выявление наиболее талантливых учащихся, способных в дальнейшем обучаться на музыкальных факультетах вузов; 

- актуализация концертно-исполнительской деятельности педагогов и учащихся;

-осуществление взаимообогащающего творческого и практического профессионального взаимодействия преподавателей вузов и учреждений дополнительного образования.

- осуществление обмена знаниями и умениями между учащимися в ходе прослушивания выступлений в рамках конкурса;

Конкурс включает в себя множество номинаций, что помогает привлечь большее количество учащихся к участию: [4, с. 9].

1. «Пианист, виртуоз, мастер».

— сольное исполнительство (фортепиано);

— фортепианный ансамбль (2-4 участника).

2. «Инструменты народного, симфонического оркестров».

— сольное исполнительство (баян, аккордеон, скрипка, домра, балалайка, гитара, флейта, гобой, кларнет, труба, саксофон);

— ансамбль (2-12 участников);

— оркестр (13 и более участников).

Роль музыкальных конкурсов в педагогической практике такова:

«В первую очередь конкурс – это открытая площадка для зрителей. У каждого преподавателя есть возможность посетить «конкурсный концерт» на котором он может послушать участников и сделать определенные выводы для дальнейшей корректировки своей музыкальной деятельности. Также, очень часто, во время конкурса проводятся различные семинары, форумы и курсы, проектная деятельность, где педагог также может присутствовать как слушатель и как участник. Как показывает практика, на таких мероприятиях педагоги делятся актуальной и ценной информацией, которую можно будет позже применить в своей работе.

Есть еще одно немаловажное мероприятие, которое в последнее время набирает большую популярность- это мастер-класс. Обычно, после конкурса, победители получают возможность поработать с музыкантами-профессионалами, которые постоянно ведут концертную деятельность. Педагог, который будет присутствовать на мастер-классе получит уникальную возможность подчерпнуть знания выдающихся педагогов-исполнителей.

В пандемию конкурсы перешли в дистанционный формат, в связи с этим, все конкурсы выкладывают на различных Интернет-ресурсах. Соответственно, конкурсные видеозаписи можно просмотреть онлайн. Также дистанционные конкурсы открыли большие возможности для самореализации и профессионального роста категории педагогов и учеников, которые не готовы к очному публичному выступлению. Заочный формат участия поможет постепенно «мягко» ввести в свою жизнь сценические выступления.  Таким образом, мы получаем еще больше возможностей для раскрытия творческих способностей.

В заключении, я бы хотела сказать, что музыкальные конкурсы, такие как конкурс им. А. А. Трифонова не только решают главную задачу - ориентация образования и повышение уровня культурной жизни города, но и позволяет педагогам при помощи такой практики повышать свой профессиональный уровень.

 

Список литературы:
1. Методическая разработка: "Роль детских конкурсов в развитии способностей ребёнка и в образовательном процессе". Клюева Т.В. № 1URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/480764-rol-detskih-konkursov-v-razvitii-sposobnostej
2. Педагогическое чтение: «Влияние фестивалей, конкурсов и спартакиад на развитие личности ребенка» Фатеева С.А. № 2URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/09/04/vliyanie-festivaley-konkursov-i-spartakiad-na-razvitie-lichnosti
3. Методические рекомендации преподавателям по вопросам мотивации обучающихся к участию в творческом конкурсе. Файт Н.П. № 3 URL: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-prepodavatelyam-po-voprosam-motivacii-obuchayuschihsya-k-uchastiyu-v-tvorcheskom-konkurse-1010536.html
4. Положение конкурса А.А. Трифонова. № 4URL: http://dshi4.smr.muzkult.ru/Konkurs_Trifonova