Статья:

Мониторинг качества подготовки кадров в образовательных организациях высшего образования, реализующих программы среднего профессионального образования

Конференция: VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Путихин Ю.Е., Майер Н.С. Мониторинг качества подготовки кадров в образовательных организациях высшего образования, реализующих программы среднего профессионального образования // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(7). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 48-53.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Мониторинг качества подготовки кадров в образовательных организациях высшего образования, реализующих программы среднего профессионального образования

Путихин Юрий Евгеньевич
канд. экон. наук, доц., Санкт-Петербургский филиал ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», РФ г. Санкт-Петербург
Майер Наталья Сергеевна
главный специалист отдела организационно-методической работы Санкт-Петербургский филиал ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», РФ, г. Санкт-Петербург

 

Monitoring the quality of training in educational institutions of higher education, implementing programs of secondary professional education

 

Yurii Putikhin

candidate of economic sciences, associate professor, St. Petersburg Branch of the Financial University of Finance of the Government of the Russian Federation, Russia, St. Petersburg

Natalya Mayer

chief specialist of the department of organizational and methodical work, St. Petersburg Branch of the Financial University of Finance of the Government of the Russian Federation, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. Статья посвящена изучению деятельности образовательной организации, параллельно реализующей несколько уровней образования, в частности, среднее профессиональное и высшее. Описываются проблемы, с которыми сталкивается данный тип образовательных организаций при прохождении процедур мониторинга эффективности вузов и мониторинга качества подготовки кадров.

Abstract. The article is devoted to study of educational institutions, implementing in parallel several levels of education, particularly, secondary vocational and higher education. Describes the problems faced by this type of educational institutions with the passage of the procedures for monitoring the effectiveness of higher education institutions and monitoring the quality of training.

 

Ключевые слова: мониторинг деятельности ВУЗов, Дорожная карта Правительства РФ, эффективность деятельности ВУЗа, мониторинг качества подготовки кадров, мониторинг СПО.

Keywords: the monitoring activities of Universities, a Road map of the Government of the Russian Federation, the effectiveness of the University, monitoring the quality of training, monitoring of SPO.

 

С 01 сентября 2013 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 г. №662. «Об осуществлении мониторинга системы образования» [1], регламентирующее правила осуществления мониторинга системы образования и перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу. Согласно указанному Постановлению, Мониторинг эффективности ВУЗов – это систематическое, стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности.

Мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования внедрен, как элемент контроля за деятельностью ВУЗов, а также как инструмент, с помощью которого осуществляется оценка деятельности высших учебных заведений по ключевым направлениям деятельности.

В Санкт-Петербурге по состоянию на 01 июня 2016 г. 36 ВУЗов параллельно осуществляют подготовку по направлениям подготовки высшего образования и специальностям среднего профессионального образования, что иллюстрирует развитую систему непрерывного образования в регионе. Доля таких ВУЗов составляет 46,6 % от всех образовательных организаций высшего образования в г.Санкт-Петербург.

На протяжении четырех лет с момента внедрения мониторинга эффективности ВУЗов, данная категория учебных заведений ориентировалась на достижение и сохранение показателей, характеризующих качество подготовки студентов, обучающихся по программам высшего образования. Система показателей мониторинга модернизировалась как с качественной, так и с количественной точки зрения. Неизменными для оценки деятельности ВУЗов остались такие показатели, как «Образовательная деятельность, «Приведенный контингент» и «Финансово-экономическая деятельность». На основании «Дорожной карты Правительства Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства от 30 апреля 2014 г., № 722-р, определяющей ключевые направления деятельности образования на период с 2013 по 2018 гг., пороговые значения таких показателей, как «Заработная плата ППС» и «Научно-исследовательская деятельность» [1], увеличились, что, безусловно, усложнило их достижение. Кроме того, помимо увеличения пороговых значений эффективности, менялся и подход к перечню показателей, а именно показатель «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса» внезапно был заменен на показатель «Заработная плата ППС», а показатель «Трудоустройство» (методика расчета которого до сих пор недостаточно прозрачна), пришел на смену показателю «Международная деятельность», который имеет силу только для «головных» ВУЗов.

Тем не менее, можно практически с уверенностью утверждать, что адаптационный период, в течение которого ВУЗы приспосабливались к мониторингу, практически завершен. Образовательные организации высшего образования привыкли к ежегодной оценке эффективности их деятельности, научились акцентировать внимание на первостепенных показателях развития, отраженных в «Дорожной карте Правительства РФ».

Позитивный опыт внедрения мониторинга высшего образования повлек за собой возникновение аналогичной системы оценки качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования.

С 2016 г. в «пилотном» режиме внедрен мониторинг образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования [3]. Мониторинг среднего профессионального образования, как позиционируется, признан более лояльным и демократичным по сравнению с мониторингом высшего образования за счет гибкой системы оценки образовательных организаций. Лояльность мониторинга СПО прослеживается в момент оценки эффективности образовательной организации, а именно: если при оценке деятельности ВУЗов существует ряд критериев и их пороговые значения, недостижение которых свидетельствует и неэффективности, то мониторинг СПО определяет «неэффективность», как отклонение от порогового значения в меньшую сторону, но при этом, не равное нулю. Иными словами, для организаций, реализующих программы СПО, существует определенный диапазон значений между пороговыми и нулевыми, попадая в который, образовательная организация, не выполняет необходимый уровень показателя, но при этом не считается неэффективной.

Безусловно, система, на первый взгляд, более лояльна, но качественная составляющая показателей мониторинга СПО не до конца ясна. 2015 отчетный год был признан пилотным с точки зрения оценки эффективности образовательных организаций, реализующих программы СПО. Итоги мониторинга объявлены осенью 2016 г. и опубликованы в виде четырнадцати параметров деятельности, подвергшихся анализу [6]. Очевидно, что все четырнадцать отраслей работы образовательных организаций СПО не войдут в перечень показателей эффективности мониторинга СПО за 2016 год. Кроме того, данные параметры справедливо были объявлены после сдачи статистической отчетности по форме СПО-1 с целью предотвращения представления образовательными организациями заведомо ложных данных, ведь около половины необходимых для проведения мониторинга сведений являются составной частью данного отчета.

Учитывая все вышесказанное, организациям, реализующим программы СПО остается ориентироваться на «Дорожную карту Правительства РФ» и на достижение максимального количества показателей из четырнадцати возможных и их абсолютное выполнение.

Если взять во внимание неопределенность системы мониторинга СПО, а также постоянно модернизирующуюся систему мониторинга высшего образования, то в самом уязвимом положении оказываются образовательные организации высшего образования, реализующие программы подготовки среднего звена (СПО), так как вынуждены достигать показатели сразу двух систем мониторинга.

По итогам 2015 года 11 ВУЗов Санкт-Петербурга (14 % от общего количества) не достигли необходимого количества показателей. Из них 2 (18% от «неэффективных) реализуют параллельно с высшим образованием, подготовку специалистов среднего звена (СПО) [6].

Очевидно, что с внедрением мониторинга СПО количество задач по достижению порога эффективности, удваивается, а с учетом неадаптированности организаций СПО к процедуре проведения мониторинга, увеличивается еще больше.

По итогам 2015 г. в мониторинге СПО приняли участие в общей сложности 120 организаций, реализующих программы СПО, в т.ч.: 31организация высшего образования и 5 филиалов (из них: 5 филиалов вузов) [6]. Предлагается условно оценить эффективность ВУЗов, реализующих программы СПО по принципу выполнения более 50% критериев мониторинга. Проведя такой анализ, выявлено, что только 4 ВУЗа, реализующие программы СПО выполнили более половины показателей эффективности по итогам мониторинга СПО, т.е это 11% таких организаций.

Очевидно, что предстоит долгий адаптационный период ВУЗов на пути к достижению очередных показателей эффективности, многие из которых неоднозначны и сложно преодолимы. Например, показатель «Образовательная деятельность», традиционно оцениваемы в мониторинге ВО, как средний балл ЕГЭ первокурсников, по аналогичной схеме в мониторинге СПО, оценивается как средний балл поступивших по программам СПО. Не секрет, что специальности среднего профессионального образования менее престижны среди абитуриентов по сравнению с направлениями подготовки высшего образования и на среднее профессиональное образование поступают, как правило, абитуриенты, не набравшие необходимого количества баллов ЕГЭ. Следовательно можно сделать вывод о потере объективности данного показателя.

Показатель «Численность студентов, обучающихся на основе договоров о целевом обучении» также сомнителен, так как с 2013 года на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации», среднее профессиональное образование – общедоступно [5], что автоматически исключает возможность поступления на специальности СПО на льготной основе и по целевому направлению. Следовательно, с 2013 года «целевики» в организации СПО не принимаются, что делает выполнение указанного показателя практически невозможным, за исключением заключения договора о целевом обучении со студентами в процессе обучения. Достижение порогового (и даже «ненулевого») значения показателя «Удельный вес победителей и призеров региональных чемпионатов профессионального мастерства WorldSkillsRussia» доступно только для образовательных организаций, реализующих подготовку по специальностям из числа, так называемых, «ТОП-50». Предпосылкой данного критерия эффективности было издание Приказа Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г.«Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» [2].

Традиционно, многие учебные заведения осуществляют подготовку студентов по определенным специальностям и направлениям подготовки в соответствии со своей спецификой. Подготовка по обозначенным в данном приказе профессиям, в некоторых организациях СПО не реализуется в принципе. Соответственно, для достижения указанного показателя, необходимо дополнительно лицензировать образовательные программы СПО, что также является процедурой сложной и трудоемкой.

В связи со всем вышесказанным, очевидно, что формируется ситуация, в которой ВУЗы, реализующие программы среднего профессионального образования, оказываются под давлением двойного мониторингового бремени, что, в свою очередь, может повлечь отказ ВУЗов от реализации программ СПО.

Безусловно, это пессимистичный вариант развития событий, но его нельзя исключать. Опираясь на неутешительную статистику за 2015 год, только 4 ВУЗа из 36 выполнили показатели эффективности СПО. Остается надеяться, что учебные заведения достигнут большее количество показателей и система непрерывного образования не пострадает.

 

Список литературы:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 05 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
2. Приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. №831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования».
3. Приказ Минобрнауки России от 17 июня 2016 г. № 723 «О проведении в 2016 году мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования».
4. Приказ Минобрнауки России от 18 марта 2016 г. № 244 «О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования».
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
6. https://www.miccedu.ru (дата обращения 20.04.2017 г.).