Статья:

Развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи

Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Хохлявина Г.А. Развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 40-44.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи

Хохлявина Галина Александровна
воспитатель I квалификационной категории, МБДОУ «Промышленновский детский сад № 5», РФ, пгт. Промышленная

 

The development of verbal-logical thinking of children of senior preschool age with speech and language disorders

 

Holavina Galina

educator I qualification category

MBDOU "Detskiy sad Promyshlennovskiy № 5", Russia, SMT. Industria

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи. Современные подходы развития словесно-логического мышления старших дошкольников с недоразвитием речи с использованием современных информационных технологий в условиях ДОО.

Abstract. The article discusses the development of verbal-logical thinking of children of senior preschool age with speech and language disorders. Contemporary approaches to the development of verbal-logical thinking of senior preschool children with speech and language disorders with the use of modern information technologies in the context of the OED.

 

Ключевые слова: словесно-логическое мышление; интеллектуальные операции; анализ; синтез; классификация; умозаключения; недоразвитие речи; современные информационные технологии; электронное пособие; мультимедийная программа.

Key words: verbal-logical thinking; intelligent operation; analysis; synthesis; classification; inference; underdevelopment of speech; modern information technologies; electronic manual; multimedia software.

 

Старший дошкольный возраст является периодом подготовки ребенка к школьному обучению. В этот период интенсивно развиваются психические процессы, в том числе и мышление. Изменения в мышлении старшего дошкольника, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи с речью. Такие взаимосвязи приводят к развитию словесно-логического мышления. По мере развития лексико-грамматического строя речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, обобщение, классификация, становится возможным  установление логических связей. [3, C. 131-144]

Дети, страдающие недоразвитием речи, обладают скудным речевым запасом. Мы можем говорить о том, что в основе недоразвития мышления лежит недоразвитие речи. Речевое недоразвитие тормозит развитие мышления. Словесно-логическое мышление ниже возрастной нормы. Поэтому они испытывают затруднения в классификации предметов, обобщении явлений, признаков. Суждения бедны, умозаключения отрывочны, логически не связаны друг с другом.

Особая роль в развитии словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи отводится упражнениям. [4, 175 с.]

Упражнение – это многократное повторения ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Они являются одним из эффективных методов формирования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи. Широко используются игровые упражнения.

В настоящее время система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей, внедрению новых подходов, которые должны способствовать расширению возможностей традиционных методов. Одним из таких новых подходов является использование современных информационных компьютерных технологий. Применение компьютера в дошкольном образовании необходимо, так как способствует повышению интереса к обучению, его эффективности и является тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и всестороннего развития дошкольника. Использование современных информационных технологий является эффективным средством развития интеллектуальной сферы старших дошкольников с недоразвитием речи. [2]

Нами была разработана программа кружка «Логика» по развитию словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи с использованием упражнений в игровой форме, которые отражены в электронном пособии учебного назначения, созданного в мультимедийной программе Multimedia Builder (смотрите рисунок 1).

Рис 1. Скриншот страниц электронного пособия учебного назначения

 

Программа состоит из трех разделов:

1.  анализ, синтез;

2.  сравнение;

3.  классификация, обобщение.

Цель первого раздела: Развитие у детей умения описывать различные свойства предметов, умение выделять существенных признаки. Способствовать развитию умения делить целое на части, выявлять взаимосвязи между ними; воссоздавать целое из частей.

Цель второго раздела: Развитие умения сравнивать предметы и явления на основе последовательного выделения признаков сходства и различия; подбор синонимов (слов близких по значению) и антонимов (слов с противоположным значением).

Цель третьего раздела: Развитие у детей умения классифицировать предметы по одному и ряду признаков, объединять предметы в однородные группы, обобщать их, классифицировать предметы по обобщающим словам.

В качестве примера в таблице «Учебно-тематическое планирование занятий» представлено планирование учебных занятий на три недели одного месяца.

Таблица 1.

Учебно-тематическое планирование занятий

Неделя

Мыслительная операция

Игровое упражнение

Цель

Октябрь

1

Анализ, синтез

· Какой фигуры не хватает «Узоры на плитках»;

· Найди предмет по описанию «Отыщи предмет»;

· Найди фрагменты на рисунке «Правильный выбор»;

· Подбери заплатку «Полосатый коврик»

Учить путём зрительного и мыслительного анализа рядов фигур выбирать недостающую из предложенных. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, глазомера. Упражнять детей в доказательстве решения.

2

Сравнение

· Найди точно такую же «Куклы»;

· Найди сходства и различия «Самолетики»;

· Найди точно такой же «Карандаши»;

· Найди отличия «Домашние птицы»

Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.

3

Классификация, обобщение

· Найди лишнюю фигуру «Лишняя парочка»;

· Назови каждую группу предметов одним словом «Птицы. Насекомые»;

· Распредели на группы «Животные»;

· Назови одним словом. На сколько групп можно разделить слова? «Набор слов»

Учить классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

 

 

 

Список литературы:
1. Логика / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова и др. – М.: ОЛИС ДЕЛЬТА, 2005. – 64 с.: ил.
2. Попова Л.А. Использование ИКТ в дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Учебные презентации / Режим доступа: http://учебныепрезентации.рф/ispolzovanie-ikt-v-doshkolnom-obrazovanii.html (дата обращения 17.10.2016)
3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 131-144
4. Детская логопсихология / Под ред. В.И. Селиверстовой. – М.: «Владос», 2008. – 175 с.