Развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи
Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи
The development of verbal-logical thinking of children of senior preschool age with speech and language disorders
Holavina Galina
educator I qualification category
MBDOU "Detskiy sad Promyshlennovskiy № 5", Russia, SMT. Industria
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи. Современные подходы развития словесно-логического мышления старших дошкольников с недоразвитием речи с использованием современных информационных технологий в условиях ДОО.
Abstract. The article discusses the development of verbal-logical thinking of children of senior preschool age with speech and language disorders. Contemporary approaches to the development of verbal-logical thinking of senior preschool children with speech and language disorders with the use of modern information technologies in the context of the OED.
Ключевые слова: словесно-логическое мышление; интеллектуальные операции; анализ; синтез; классификация; умозаключения; недоразвитие речи; современные информационные технологии; электронное пособие; мультимедийная программа.
Key words: verbal-logical thinking; intelligent operation; analysis; synthesis; classification; inference; underdevelopment of speech; modern information technologies; electronic manual; multimedia software.
Старший дошкольный возраст является периодом подготовки ребенка к школьному обучению. В этот период интенсивно развиваются психические процессы, в том числе и мышление. Изменения в мышлении старшего дошкольника, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи с речью. Такие взаимосвязи приводят к развитию словесно-логического мышления. По мере развития лексико-грамматического строя речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, обобщение, классификация, становится возможным установление логических связей. [3, C. 131-144]
Дети, страдающие недоразвитием речи, обладают скудным речевым запасом. Мы можем говорить о том, что в основе недоразвития мышления лежит недоразвитие речи. Речевое недоразвитие тормозит развитие мышления. Словесно-логическое мышление ниже возрастной нормы. Поэтому они испытывают затруднения в классификации предметов, обобщении явлений, признаков. Суждения бедны, умозаключения отрывочны, логически не связаны друг с другом.
Особая роль в развитии словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи отводится упражнениям. [4, 175 с.]
Упражнение – это многократное повторения ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Они являются одним из эффективных методов формирования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи. Широко используются игровые упражнения.
В настоящее время система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей, внедрению новых подходов, которые должны способствовать расширению возможностей традиционных методов. Одним из таких новых подходов является использование современных информационных компьютерных технологий. Применение компьютера в дошкольном образовании необходимо, так как способствует повышению интереса к обучению, его эффективности и является тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и всестороннего развития дошкольника. Использование современных информационных технологий является эффективным средством развития интеллектуальной сферы старших дошкольников с недоразвитием речи. [2]
Нами была разработана программа кружка «Логика» по развитию словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи с использованием упражнений в игровой форме, которые отражены в электронном пособии учебного назначения, созданного в мультимедийной программе Multimedia Builder (смотрите рисунок 1).
Рис 1. Скриншот страниц электронного пособия учебного назначения
Программа состоит из трех разделов:
1. анализ, синтез;
2. сравнение;
3. классификация, обобщение.
Цель первого раздела: Развитие у детей умения описывать различные свойства предметов, умение выделять существенных признаки. Способствовать развитию умения делить целое на части, выявлять взаимосвязи между ними; воссоздавать целое из частей.
Цель второго раздела: Развитие умения сравнивать предметы и явления на основе последовательного выделения признаков сходства и различия; подбор синонимов (слов близких по значению) и антонимов (слов с противоположным значением).
Цель третьего раздела: Развитие у детей умения классифицировать предметы по одному и ряду признаков, объединять предметы в однородные группы, обобщать их, классифицировать предметы по обобщающим словам.
В качестве примера в таблице «Учебно-тематическое планирование занятий» представлено планирование учебных занятий на три недели одного месяца.
Таблица 1.
Учебно-тематическое планирование занятий
Неделя |
Мыслительная операция |
Игровое упражнение |
Цель |
Октябрь |
|||
1 |
Анализ, синтез |
· Какой фигуры не хватает «Узоры на плитках»; · Найди предмет по описанию «Отыщи предмет»; · Найди фрагменты на рисунке «Правильный выбор»; · Подбери заплатку «Полосатый коврик» |
Учить путём зрительного и мыслительного анализа рядов фигур выбирать недостающую из предложенных. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, глазомера. Упражнять детей в доказательстве решения. |
2 |
Сравнение |
· Найди точно такую же «Куклы»; · Найди сходства и различия «Самолетики»; · Найди точно такой же «Карандаши»; · Найди отличия «Домашние птицы» |
Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения. |
3 |
Классификация, обобщение |
· Найди лишнюю фигуру «Лишняя парочка»; · Назови каждую группу предметов одним словом «Птицы. Насекомые»; · Распредели на группы «Животные»; · Назови одним словом. На сколько групп можно разделить слова? «Набор слов» |
Учить классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. |