Статья:

СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ С СУВОРОВЦАМИ В УСЛОВИЯХ УЛЬЯНОВСКОГО ГВАРДЕЙСКОГО СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА

Конференция: LXXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Куликов С.В. СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ С СУВОРОВЦАМИ В УСЛОВИЯХ УЛЬЯНОВСКОГО ГВАРДЕЙСКОГО СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 10(89). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ С СУВОРОВЦАМИ В УСЛОВИЯХ УЛЬЯНОВСКОГО ГВАРДЕЙСКОГО СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА

Куликов Сергей Владимирович
воспитатель учебного курса суворовцев, ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище», РФ, г. Ульяновск

 

THE SYSTEM OF WORK OF A TEACHER OF A TRAINING COURSE ON MILITARY PROFESSIONAL ORIENTATION WITH SUVOROV STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE ULYANOVSK GUARDS SUVOROV MILITARY SCHOOL

 

Sergey Kulikov

Teacher of the Suvorov training course, FSKOU "Ulyanovsk Guards Suvorov Military School", Russia, Ulyanovsk

 

Аннотация. В статье раскрыты понятие военно-профессиональной ориентации, рассмотрены особенности организации военно-профессиональной ориентации с суворовцами Ульяновского гвардейского суворовского военного училища. Приведены примеры влияния воспитательной среды на формирование военно-профессиональной ориентации суворовцев. Представлены воспитательные мероприятия и система работы воспитателя по формированию военно-профессиональной ориентации воспитанников.

Abstract. The article reveals the concept of military professional orientation, examines the features of the organization of military professional orientation with the students of the Ulyanovsk Guards Suvorov Military School. Examples of the influence of the educational environment on the formation of military-professional orientation of Suvorov residents are given. Educational measures and the system of work of the educator on the formation of military professional orientation of pupils are presented.

 

Ключевые слова: военно-профессиональная ориентация, военно-профессиональное воспитание, военно-профессиональное просвещение.

Keywords: military professional orientation, military professional education, military professional education.

 

Одно из важных мест в образовательной деятельности нашего училища занимают вопросы военно-профессиональной ориентации воспитанников, под которой мы понимаем систему проводимых в училище мероприятий, направленных на формирование у обучающихся готовности к сознательному и обоснованному выбору военной профессии в соответствии со своими знаниями, интересами, склонностями, способностями и с учетом имеющихся потребностей в военных специальностях.

Военно-профессиональная ориентация – это система социально-экономических, медицинских и организационных мероприятий, направленных на формирование у суворовцев психологической готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии офицера в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями и с учётом имеющихся потребностей в специалистах различного профиля.

Военно-профессиональная ориентация в Ульяновском гвардейском суворовском военном училище имеет своей целью формирование у обучающихся готовности к сознательному выбору военной службы на офицерских должностях в качестве приоритетного вида профессиональной деятельности и проводится в интересах полного и качественного комплектования высших образовательных организаций курсантами.

Основными задачами военно-профессиональной ориентации суворовцев в Ульяновском гвардейском суворовском военном училище являются:

- раскрытие огромного общественного смысла и героики службы российских офицеров, формирование на этой основе гордости за наш офицерский корпус, желания посвятить свою жизнь вооруженной защите Родины;

- оказание помощи суворовцам в сознательном выборе профессии офицера, конкретного военного учебного заведения, соответствующего их интересам и способностям;

- формирование у суворовца морально-боевых, организаторских, нравственных и других качеств, необходимых офицеру, оптимального соответствия между требованиями к профессии офицера и личностью воспитанника;

- разъяснение требований к общественно-политической активности и морально-боевым качествам, профессиональным качествам однородных групп офицерских профессий, состоянию здоровья, с учетом психологических данных, физической подготовленности, общеобразовательной подготовки кандидатов в ВУЗы и развитие у суворовцев стремления к поступлению в военные учебные заведения МО РФ.

Воспитательный аспект является, безусловно, ведущим в структуре военно-профессиональной ориентации, выделяющим значимость активного, действенного начала в ее содержании, позволяющим рассматривать профориентацию в качестве важного звена воспитания суворовцев, формирования всесторонне раз витой личности. Исходя из состояния и перспектив развития военного дела, основными задачами воспитательной работы в Ульяновском гвардейском суворовском военном училище являются:

- воспитание государственно-патриотического сознания, верности России. Воспитать патриота может только патриот. Это означает формирование у суворовцев готовности и способности мыслить категориями государственных интересов и ценностей, защищать их даже ценой собственной жизни;

- формирование и развитие у суворовцев гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, роду войск и учебному заведению;

- формирование общей культуры и высоких морально-нравственных качеств, как общего базиса для воспитания суворовца;

- воспитание дисциплинированности и исполнительности. Дисциплинированность и исполнительность по праву считаются душой военной службы, поскольку суворовец – человек государственный, который осознанно посвятил себя служению Отечеству;

- формирование и постоянное развитие у суворовцев добросовестного отношения к учебе, для суворовца учеба – это главная обязанность.

Ведущей целью в деятельности воспитателя является подготовка суворовцев к сознательному выбору военной профессии. На основе общей стратегической цели и главных задач военно-профессиональной ориентации воспитатель ставит перед собой задачу и более близкие, конкретные цели: вооружение учащихся определенными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытие творческих возможностей и потребностей, воспитание эстетического сознания, нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития личностных качеств воспитанников.

Своеобразными оказываются результаты деятельности воспитателей и суворовцев в процессе военно-профессиональной ориентации. Продукт деятельности воспитателя воплощается в психическом облике суворовцев ‒ в их знаниях, умениях, навыках, чертах личности, мировоззрении, духовных потребностях. Создание ценностей предметного и идеального характера, осознание собственного роста (интеллектуального, нравственного, эстетического, творческого и т.д.), стремление к более сложной и совершенной деятельности ‒ результат деятельности суворовцев. Продукт их деятельности ‒ конкретный выбор военной профессии, в котором реализуются их знания, умения, познавательные возможности.

Воспитателю необходимо помочь суворовцу выбрать именно ту военную профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к нему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

В деятельность воспитателя по военно-профессиональной ориентации входят следующие направления:

- профинформация (знакомство суворовцев с миром военных профессий, с военно-учебными заведениями и др.);

- диагностика (в идеале ‒ помощь суворовцу в самопознании, где важно выявить не только его личностные недостатки, но и реальные возможности, которые можно было бы использовать для достижения профессиональных целей);

- коррекция личностного развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности (такая работа проводится совместно с учителями-предметниками);

- оценка возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определения путей их преодоления;

- военно-профессиональная консультация (оказание помощи суворовцам в военно-профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе военного профессионального пути с учетом его интересов, способностей возможностей);

- профессиональный отбор (определение степени профессиональной пригодности суворовца к той или иной военной профессии);

- морально-эмоциональная поддержка самоопределяющихся суворовцев;

- помощь в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив.

Для достижения цели военно-профессиональной ориентации суворовцев, воспитателю учебного курса следует придерживаться следующих правил:

- взаимодействовать и согласовывать проведения мероприятий с другими суворовскими училищами, высшими военными учебными заведениями и войсками;

- модернизировать методы и средства военно-профессиональной ориентации суворовцев;

- создавать все условия, чтобы воспитанники суворовских училищ имели возможность осознать все особенности несения службы.

Формами воспитательной работы по военно-профессиональной ориентации суворовцев являются:

- ознакомление с профессией;

- мероприятия по военно-профессиональному просвещению;

- применение в процессе воспитания и обучения упражнений военно- прикладной направленности;

- консультации по профессиональной направленности;

- проведение встреч с суворовцами – выпускниками, кадровыми офицерами и ветеранами;

- посещение музеев, воинских подразделений;

- знакомство с жизнью, службой военнослужащих, офицеров [1, с. 67].

Методами воспитательной работы военно-профессиональной ориентации суворовцев являются: анкетирование, наблюдение, беседы, консультирование, диагностика, обобщение результатов.

Воспитательное сопровождение военно-профессиональной ориентации суворовцев заключается, прежде всего, во введении в специальность и организация воспитательного процесса. Система работы воспитателя должна соответствовать современным формам реализации процесса военно-профессиональной ориентации:

- презентация профессий, специальностей;

- выставки, промо-акции, экскурсии;

- мастер-классы, тренинги, практические пробы;

- профориентация на сайте военного училища;

- презентации военных специальностей, профессий;

- видеоролики о высших военных учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации;

- выход профориентологов на классные часы, классные и родительские собрания (классные, общие);

- индивидуальная работа, анкетирование, диагностика, консультирование;

- смотры, конкурсы профессионального мастерства;

- сотрудничество с представителями военных организаций и учреждений, проведение совместных мероприятий;

- мероприятия к 23 февраля и Дню Победы, Дням воинской славы;

- торжественное принятие клятвы и дни открытых дверей;

- прощание со знаменем в день выпуска.

Таким образом, воспитатель занимает ведущее место в военно- профессиональной ориентации и играет огромную роль в подготовке суворовцев к военно-профессиональному самоопределению и осознанному выбору военной профессии. Воспитатель является инициатором и организатором всего социально-педагогического процесса на выпускном курсе. Координируя и направляя суворовцев, воспитатель помогает им выбрать именно ту военную профессию, которая удовлетворяла бы как индивидуальные способности, особенности и возможности, так и требования военной профессии, которые она предъявляет ему.

 

Список литературы:
1. Кононов И. А. Военно - патриотическое воспитание кадетов / И. А.   Кононова, А. Г. Голованов // Вестник Донского государственного аграрного университета, 2017. – № 1-2 (23). – С. 67.