Статья:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конференция: LXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Лукьянова Т.А., Кононова Е.Э. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(63). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 24-31.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лукьянова Татьяна Анатольевна
старший преподаватель кафедры физического воспитания, Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, РФ, г. Петропавловск-Камчатский
Кононова Елена Эдуардовна
старший преподаватель кафедры физического воспитания, Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, РФ, г. Петропавловск-Камчатский

 

CURRENT PROBLEMS OF FORMATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

 

Tatyana Lukyanova

Senior Lecturer of the Department of Physical Education, Kamchatka State University Vitus Bering, Russia, Petropavlovsk-Kamchatsky

Elena Kononova

Senior Lecturer of the Department of Physical Education, Kamchatka State University Vitus Bering, Russia, Petropavlovsk-Kamchatsky

 

Аннотация. Физическое развитие обучающихся представляет собой весьма значимую сторону образовательного процесса в высших учебных заведениях. Степень физической подготовки, обретенные навыки, умения а также способности предполагают собою одну из причин, которые характеризуют конкурентоспособность юного специалиста в области рынка труда. Собственно по этой причине учебным заведениям следует основательно вырабатывать учебные планы по дисциплинам, предполагающим занятия физической культурой и спортом. Без сомнения, процесс создания учебных планов связан с рядом нюансов, которые весьма принципиально принимать во внимание. Таким образом, в статье рассматриваются ключевые вопросы физического воспитания учащихся вузов, учитываются нюансы подобные, тому как мотивация обучающихся, качество учебного процесса, учёт стремлений студентов, на которые следует концентрировать внимание при исследовании и исполнении учебных программ. Кроме того предлагаются пути решения важных в данной сфере задач.

Abstract. The physical development of students is a very significant aspect of the educational process in higher educational institutions. The degree of physical fitness, acquired skills, abilities and abilities suggest one of the reasons that characterize the competitiveness of a young specialist in the labor market. Actually, for this reason, educational institutions should thoroughly develop curricula for disciplines that involve physical education and sports. Without a doubt, the process of creating curricula is associated with a number of nuances that are very important to take into account. Thus, the article discusses the key issues of physical education of university students, takes into account such nuances as the motivation of students, the quality of the educational process, taking into account the aspirations of students, which should be focused on in the study and implementation of curricula. In addition, ways to solve important problems in this area are proposed.

 

Ключевые слова: студенты; спорт; физическое воспитание; физическая культура; физическое развитие; высшие учебные заведения

Keywords: students; sport; physical education; Physical Culture; physical development; higher education institutions

 

Перемена концепции физического воспитания учащихся вузов считается одной из ключевых целей реформ в высших учебных заведениях. Совместно с этим обосновано, что бессмысленно делать упор на решении проблем только двигательного характера, так как в наибольшей степени подходящим выходом будет единое физическое развитие.

Обстоятельства, оказывающие большое влияние на конкурентоспособность будущего специалиста, предполагают собой как его высококлассные навыки, умения и способности, так и степень самочувствия специалиста, стойкости и способности трудиться. Подобное состояние дел сопряжено со специфичными чертами нынешней рыночной системы, выдвигающей существенные требования к качеству подготовки учащихся в университетах. Потребность формирования новейшего комплексного подхода к физическому воспитанию была определена коллизией между низким уровнем здоровья будущих специалистов а также колоссальными требованиями рынка труда.

Процедура физического воспитания содержит в себе поэтапную трансформацию от неукоснительных вариантов физической деятельности к конкретному самосовершенствованию обучающихся. Подобная концепция дает возможность учащимся всецело освоить достаточный уровень знаний, умений и способностей, необходимый для конкурентоспособности на рынке труда. При этом весьма немаловажно сохранять слаженную связь между внутренним и физическим аспектом воспитания. Создание такого рода учреждений физкультурной деятельности считается приоритетной проблемой, встающей перед работниками, занятыми составлением методических планов, а кроме того предполагает собою единственный из ключевых постулатов концепции физкультурного воспитания.

С точки зрения М.С. Кагана, физическая культура «по праву именуется культурой, так как она считается методом и итогом преобразования человеком его собственной естественной данности». Во взаимосвязи с этим также образуется явление физической культуры, проистекающий из социальных нужд в подобных  человеческих качествах, которые не могут быть сформированы естественным методом, то есть напрямую посредством физической деятельности. В рамках высших учебных заведений классической считается цель подготовки учащихся таким способом, чтобы они были готовы выполнить аттестационные нормативы согласно этой дисциплине. Однако проекты по физической культуре никак не обязаны останавливаться на этом, они обязаны подразумевать комплексное совершенствование как физического, так и внутреннего аспектов; физическая культура обязана исполнять роль одного из компонентов эффективного развития личности учащегося. Университетам следует держаться исключительно такого вектора, который в дальнейшем, после выпуска учащегося, гарантировал бы его конкурентоспособность за счёт определенных характеристик уровня самочувствия и совокупной физической подготовки. Собственно по этой первопричине университетам следует создать новейшую, особенную концепцию физического воспитания обучающихся, а кроме того выработать надлежащее педагогическое мышление у профессорско-преподавательского состава.

При этом имеется обстоятельство, затрудняющее полноценное формирование физических качеств у учащихся: нередко обучающиеся становятся неспособны вкладывать достаточно своего времени физической подготовке по той причине, что они обязаны заниматься подобной деятельностью одновременно с обучением в образовательном учреждении.

Существенным считается также вопрос мотивации обучающихся к занятиям физической культурой. С формированием информационно-коммуникационных технологий учащиеся потеряли интерес к спорту, участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. В совокупности данные условия однозначно указывают на то, что вопрос мотивации - это на самом деле трудная проблема, требующая комплексного подхода к ее решению.

Одним из методов решения этой задачи считается введение в систему уроков таких разновидностей спорта, которые в этот период популярны у молодого поколения. Таким образом, в учебные планы имеют все шансы включаться культуризм, атлетика, зарядка и т. д. - разновидности физической культуры, нацеленные на коррекцию формы и повышение силовых показателей обучающегося. Подобным способом, фактор мотивированности обучающихся заниматься физической культурой обязан обязательно предусматриваться при построении учебных планов занятий.

При этом весьма немаловажно иметь в виду обстоятельства, которые не дают возможность выработать успешную мотивационную основу у обучающихся; ими могут являться недостаток свободного периода времени, а также физкультурных познаний, физическое бессилие заниматься этим либо прочим видом спорта, невозможность пользования инвентарём.

Повышение качественных черт занятий физической культурой кроме того представляет большую значимость в росте стремления учащихся заниматься спортом. Помимо этого, значима также вещественно-техническая основа, к которой обучающиеся имеют все шансы прибегать во время занятий физической культурой.

На сегодняшний день показателем степени физической подготовленности обучающихся считаются также действующие отрицательные факторы окружающего мира, содержащие в себе психические, общественные а также экологические составляющие.

Статистические данные информируют об увеличении заболеваний подобными недугами, как рак, инфаркт а также кровоизлияние в мозг, в частности, среди молодого поколения, как фиксируют грамотные медицинские работники. Так, в случае если еще 20 лет назад кровоизлияние в мозг поражал, главным образом, людей после 60 лет, то на сегодняшний день от данной болезни всё больше мучаются люди в 30 лет «Особую тревогу порождает обнаруженный рост на 27% гипертонических реакций, на 41% вегетососудистой дистонии учащихся, увеличилось количество патологий органов зрения в 18%, сердечнососудистой системы - на 38%». Первопричина такого рода картины таится во вредном образе жизни, невысокой физической деятельности, а кроме того в злоупотреблении вредными привычками. Собственно ввиду подобного положения дел весьма значимой становится цель спортивного обучения нынешнего молодого поколения.

Необходимо подразумевать, что физическое воспитание обучающихся обязано складываться не только лишь из усвоения напрямую физических знаний, навыков и умений. Не менее весомую задачу исполняют подобные обстоятельства, как комплексное развитие личности, подготовка учащихся конкретным парадигмам мышления, а также возможностям принимать в порождающих проблемы житейских ситуациях подходящие решения.

Абсолютно всеми упомянутыми факторами обусловливается состав нынешнего хода физического обучения учащихся вузов, которая заключается в 3 частях:

1. Направленность физического обучения;

2. Качество физического воспитания;

3. Руководство ходом физического обучения.

Между тем очевидно усматривается умаление студентами внутренней ценности занятий физкультурно-спортивной деятельностью. Учащиеся крайне редко связывают занятия физической деятельностью с формированием целеустремленности, коллективизма, уравновешенности, интереса, жизнерадостности, художественного вкуса. Позволительно считать, что подобная обстановка считается результатом низкой образовательно-воспитательской ориентированности учебного процесса, а также преобладание в нем нормативного подхода, основанного на приоритете совокупной и мастерски-прикладной физической подготовки студентов. Это, в свою очередь, влияет на потребность учащихся в обращении к физкультурным ценностям.

Занятия спортом, кроме увеличения моторной деятельности учащегося, вызваны развивать такие насущно потребные качества, как первенство, целеустремление, сила воли, самоорганизованность, общительность и т. д. В условиях реформ высшего образования предпочтение отдается формированию созидательных способностей будущих профессионалов с опорой на интенсивную независимую работу. Высокие запросы общества к персоне, а также ее личные притязания к себе имеют все шансы быть реализованы только лишь при самообразовании и самовоспитании, в ходе которых она умножает собственные силы и этим самым доходит максимальной социальной эффективности. Необходимо иметь в виду и жесткое ограничение учебного времени. По этой причине приобщение учащихся к физическому самовоспитанию, введение в ход физического самосовершенствования заделывается в современных обстоятельствах ключевой особенностью процесса физического обучения будущих профессионалов.

Настоятельная необходимость сообщества в физическом и общественном оздоровлении устанавливает перед спортивной наукой значительный цикл ранее не известных задач и проблем. Научно-методическое поддержание проблем формирования оздоровительной физической культуры, массового спорта а также спорта для всех существенно отстает от изысканий по проблематике спорта. Нерешенной остается ведущая проблема спорта: как притянуть обучающихся к систематической физической деятельности, а также выработать необходимость в ней. Невзирая на присутствие действенных спортивно-оздоровительных технологий и концепций в будничной жизни, их применяет только небольшая доля учащихся вузов. Педагогической концепции вовлечения в систематические физкультурно-оздоровительные занятия можно сказать не существует.

Невзирая на рост экономической поддержки физической культуры и спорта, заметные достижения существуют исключительно на классическом направлении - в спорте высших достижений. При этом подавляющая доля населения остается в стороне от практики физической культуры и спорта.

Данное обстоятельство наглядно говорит о надобности переосмысления сформировавшейся практики и выработки прогрессивной научно обоснованной концепции становления физической культуры и спорта для всех.

В связи с этим увеличивается общественно-финансовая роль высококачественной профессиональной, в том числе физической, подготовки специалистов, чья деятельность в условиях прогрессивного научно-технического прогресса обладает особенной ценностью. Физическое развитие в концепции высшего образования опирается на новейшие технологические процессы обучения, обеспечивающие высококлассную психофизиологическую подготовку.

В последнее время были произведены попытки академического изыскания профессионально-практической физической подготовки учащихся. Тем не менее, к настоящему времени психофизиологические характерные черты высококлассной подготовки учащихся не достаточно изучены. Представляется, что необходимый минимум формирования профессионально значимых достоинств обязан устанавливаться параметрами модификации и степенью их существенности для обеспечения профессиональной готовности учащихся вузов. По этой причине считается крайне актуальным исследование воздействия разных средств, а также технологий физической культуры на развитие и коррекцию профессионально значимых физических качеств.

Социологические изыскания демонстрируют, что студенческая молодёжь положительно относится к занятиям физической культурой, спортом. Совместно с этим у огромный доли учащихся никак не сформированы физкультурно-спортивные пристрастия, а также природная необходимость в интенсивной двигательной работе. В силу данного фактора не формируются требуемые психические предпосылки для наилучшего освоения учебного плана к дисциплине. А это отрицательно влияет на физическую подготовленность, а также состояние здоровья обучающихся. Поэтому развитие надлежащей мотивации деятельности необходимо анализировать как одну из наиболее приоритетных педагогических проблем.

Таким образом, формирование у учащихся физкультурно-спортивных увлечений обязано реализовываться с учётом соответствующих нюансов:

а) рост общественно важной мотивации интереса;

б) рост качества тренировочного процесса;

в) последующее усовершенствование условий занятий по физическому воспитанию;

г) сообщение учащимся огромного объема специализированных познаний и развитие на этой базе сознательной необходимости в занятиях физической культурой и спортом;

Подобным образом, физическая подготовка в высших учебных заведениях существенна не только лишь для спорта высших достижений, однако и для учащихся. А также по этой причине при исследовании и осуществлении учебных планов нужен систематический подход, предусматривающий следование всем без исключения нюансам физического воспитания в учебных организациях.

 

Список литературы:
1. Бажин А. В., Дрягина Е. О. Актуальные проблемы развития физического воспитания студентов //СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПЛЮСЫ, МИНУСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. – 2017. – С. 18-21.
2. Косухин В. В., Кривцов А. С., Завизионова Н. А. Восстановление и поддержание здоровья студентов средствами физической культуры //ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И РЕКРЕАЦИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. – 2011. – С. 120.
3. Гусева Н. Л., Шилько В. Г. Физическое воспитание студентов с использованием учебных и внеучебных технологий физкультурно-спортивной деятельности в вузе //Вестник Томского государственного университета. – 2011. – №. 345. – С. 173-176.
4. Матвеев Л. П. Введение в теорию физической культуры //М.: ФиС. – 1983.
5. Федякина Л. К., Васильковская Ю. А., Авсарагов Г. Р. Анализ исследований по совершенствованию процесса физического воспитания студентов вузов //Физическое воспитание студентов. – 2010. – Т. 2. – С. 119-123.
6. Щербатенко М. В. Роль физической культуры и спорта в воспитании личности студента //Молодой ученый. – 2017. – №. 15. – С. 688-691.
7. Абдулов М. Р. Профилактика наркомании среди студентов средствами физической культуры //Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №. 6 (73). – С. 28-29.