Статья:

Влияние интернета на личностное развитие подростков

Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Жуломанова М.М., Котельникова Е.Н. Влияние интернета на личностное развитие подростков // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. — № 4(5). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 17-21.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние интернета на личностное развитие подростков

Жуломанова Мадина Муратовна
студент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, МГТУ им. Г.И. Носова, РФ, г. Магнитогорск
Котельникова Елена Николаевна
студент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, МГТУ им. Г.И. Носова, РФ, г. Магнитогорск

 

The influence of the Internet on the personal development of adolescents

 

Madina Zhulomanova

student, Nosov Magnitogorsk State Technical University, NMSTU, Russia, Magnitogorsk

Elena Kotelnikova

student, Nosov Magnitogorsk State Technical University, NMSTU, Russia, Magnitogorsk

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния интернета на развитие личности подростка. В работе рассматриваются причины данной проблемы и приводятся рекомендации для родителей с целью ее профилактики.

Abstract. The article is devoted to the problem of the influence of the Internet on the development of the personality of a teenager. The paper considers the causes of this problem and provides recommendations for its prevention for parents.

 

Ключевые слова: интернет-пространство; личностное развитие; подростковая среда; интернет-зависимость.

Keywords: Internet space; personal development; the teenage environment; Internet addiction.

 

С каждым днем интернет все стремительнее внедряется во все сферы деятельности, а потому становится неотъемлемым атрибутом повседневной жизни многих людей. Глобальная сеть оказывает колоссальную поддержку людям в работе, учебе, развлечениях и др., но, несмотря на это, также причиняет им всевозможный вред в зависимости от возраста. Самой уязвимой категорией пользователей считаются подростки.

Сегодня интернет занимает большую часть существования подростков: обучение, досуг, общение, творчество. Интернет является мощным средством психологического воздействия на личность. Психологи считают, что информация из сети влияет на подсознание подростка и оказывает воздействие на становление его личности, формирование характера и мировоззрения.

Основное место в личностном становлении подростков занимают родители, те воспитательные формы и методы, которые они применяют по отношению к детям. Родители, которые уделяют недостаточное внимание воспитанию детей, уже не могут обеспечить гармоничное развитие личности своего ребенка, поскольку не могут отследить в полной мере, чем он занят в сети и в обычной жизни.

Наличие большого количества свободного времени, разногласия между поколениями, ссоры в семье, а также ослабление взаимоотношений между родителями и детьми часто становятся причинами их внутренних терзаний, и тогда интернет для детей становится единственным убежищем от всех наболевших проблем. Подростки, погружаясь в виртуальный мир, получают удовольствие от того, что у них появляется возможность быть некими анонимными существами, где, по их мнению, совсем не обязательно нести ответственность за свои слова и действия. Интернет становится для них зоной комфорта, выход из которой сопровождается негативными эмоциями.

Ввиду того, что обычное общение заменяется виртуальным, у подростка не расширяется круг потребностей, теряется интерес к остальным занятиям, он становится безразличным по отношению к родителям и друзьям, к животным и природе, к хобби и творчеству. В подростковом возрасте левое полушарие еще недостаточно функционально развито, поэтому такая степень загруженности часто приводит к скорой усталости. Подростки становятся обидчивыми, капризными, не в силах самостоятельно справляться с собственными проблемами, не могут адаптироваться в стрессовых ситуациях [2].

Реальный мир кажется подросткам унылым и неинтересным, у них формируется интернет-зависимость, появляется склонность уходить от ответственности, исчезает былая целеустремленность, тяга к знаниям и активной деятельности. Всё это негативно воздействует на их память и концентрацию внимания, а потому и на успеваемость в школе. Многие подростки, хорошо ориентирующиеся в интернет-пространстве, вместо самостоятельного выполнения заданий, находят решения в глобальной сети и представляют результаты как свои собственные. Кроме того, большая часть подростков сегодня отказывается от чтения книг в пользу сетевых игр или другого интернет-досуга. Всё это сказывается не только на качестве успеваемости подростка, но и на эрудиции, словарном запасе и на интеллекте в целом.

Очень часто дети пытаются самоутвердиться в интернете, убивая героев в видеоиграх или оскорбляя сверстников в социальных сетях. При постоянном пребывании в интернете подростки порой не могут различать виртуальное пространство и обычное, и тогда они ведут себя и в повседневной жизни так, будто им всё дозволено, забывают о своих обязанностях, о том, что несут ответственность за совершенные поступки. Нередки случаи, когда у преступников дома находили видеоигры. Конечно, нельзя сказать, что игры являются главной причиной подростковых преступлений, однако они могут быть причиной конкретного случая жестокости и равнодушия [7].

Помимо отрицательного влияния интернета на психику подростков, компьютер и интернет способны негативно сказываться на их физическом здоровье. Постоянное пребывание за монитором компьютера может вызвать целый ряд заболеваний, среди которых ухудшение зрения, потеря слуха, сколиоз и многие другие серьезные отклонения.

Для повышения уровня эмоционального, психологического и физического развития подростков необходимы действия родителей, направленные на структурные изменения свободного времени детей. Родителям следует уделять больше времени ребенку, планировать совместный досуг. Это могут быть настольные или подвижные игры, прогулки, походы по магазинам, посещение культурных заведений и мероприятий. Если у подростка есть интерес к информационным технологиям, то необходимо направить его здоровое русло: он может изучить полезный ресурс или записаться в кружок по профилю. В будущем это может стать частью его профессии [4].

Необходимо по всем правилам организовать рабочее место пользователя ПК. Оно должно обеспечить подростку возможность удобного выполнения работы в положении сидя и не создавать нагрузки позвоночнику [6]. Кроме того, родителям необходимо сформулировать правила взаимодействия ребенка с интернетом, договориться с ним о фиксировании времени и ограничить сайты и ресурсы, которые он может использовать.

Посредством соблюдения этих рекомендаций у ребенка выработается система ценностных ориентиров, морально-нравственных принципов, а также появится осмысленная избирательность в выборе деятельности, в контактах с людьми как в реальности, так и в интернете.

Таким образом, подростки не в силах самостоятельно, без вреда для себя, адаптироваться в интернет-пространстве, поэтому задача родителей и педагогов заключается в оказании помощи ребёнку на стадии прогноза, планирования вида деятельности, определения главных целей посещения интернета, выполнения внешнего мониторинга. Совместное с родителями времяпрепровождение, разумный режим работы в интернете, соблюдение оговоренных правил, оборудованное рабочее место, внимание и забота взрослых способны не только свести к минимуму негативное воздействие интернета на подростков, но и обеспечить их гармоничное личностное развитие. Только при соблюдении перечисленных мер можно ожидать положительные последствия.

 

Список литературы:
1. Варфоломеева Т.Н., Григорьев Н.А. К вопросу о безопасности персональных данных в сети интернет [Текст] / Научные открытия материалы XII Международная научно-практическая конференция. Издательство: Научный центр «Олимп»: сб. трудов конф. Москва, 03 июня 2016. – С. 219–222.
2. Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Социальные сети и их воздействие на молодежную среду // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 – [Электронный ресурс] – URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64393 (дата обращения: 11.03.2016).
3. Гиляжева Г.З. Применение информационно-коммуникационных технологий для профессионального самоопределения учащихся старших классов [Текст] / Гиляжева Г.З., Варфоломеева Т.Н. // Новые информационные технологии в образовании материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет: сб. трудов конф. Екатеринбург, 2015. – С. 306–311.
4. Ефимова И.Ю. Роль родителей в обеспечении информационной безопасности учащихся при использовании интернета [Текст] / Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н. // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи материалы внутривузовской конференции. Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова: сб. трудов конф. Магнитогорск, 2015. – С. 205–219.
5. Иванов М.С. Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/ netpsy/gameaddict (дата обращения: 14.11.2013).
6. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков.клиника, диагностика, профилактика: Пособие для школьных психологов, родителей, педагогов / Под.общ. ред. В.Л. Малыгина. – М.: Арсенал образования, 2010. – 136 с.
7. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография / под общ.ред. А.В. Мудрика. – М., 2011.