Дополнительное образование учащихся в системе организации их социально-культурной деятельности
Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория, методика и организация социальнокультурной деятельности
V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Дополнительное образование учащихся в системе организации их социально-культурной деятельности
Aadditional education students in the organization of their socio-cultural activities
Natalia Levkovskaya
сandidate of pedagogical sciences, primary school teacher, Municipal educational institution "Lyceum No. 7 of Dzerzhinsky area of Volgograd", Russia, Volgograd
Аннотация. В статье проанализированы основные задачи государственной политики в сфере дополнительного образования детей. Представлен практический опыт выявления образовательных запросов и потребностей учащихся в рамках их дополнительного образования.
Abstract. The article analyzes the main tasks of the state policy in the sphere of education and additional education of children. The practical experience of identifying learning needs and learners' needs in their further education.
Ключевые слова: дополнительное образование; учащиеся; начальная школа.
Keywords: Additional education; pupils; primary school.
Развитие дополнительного образования детей, обновление его содержания и повышение охвата детей услугами дополнительного образования являются приоритетными направлениями деятельности в рамках современной подготовки детей в общеобразовательных школах.
По данным Федеральной службы государственной статистики к 2014 году в России численность учащихся в учреждениях дополнительного образования составляла 9617,2 тыс. чел., что на 8,2 % больше чем в 2013 г. (табл. 1).
Таблица 1
Численность учащихся в учреждениях дополнительного образования в РФ за период с 2000-2014 гг., тыс. человек
Показатели |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Учреждения дополнительного образования всего |
7905,8 |
8443,7 |
8083,3 |
7853,4 |
7976,5 |
8881,6 |
9617,2 |
в том числе: |
|||||||
работающие по всем видам образовательной деятельности |
4411,8 |
4817,4 |
4645,5 |
4587,9 |
4644,0 |
4789,0 |
4976,7 |
художественные |
294,6 |
294,0 |
627,2 |
603,6 |
597,9 |
867,4 |
976,1 |
эколого-биологические |
367,6 |
380,8 |
281,2 |
261,1 |
253,0 |
235,7 |
216,0 |
туристско-краеведческие |
206,8 |
219,6 |
175,3 |
181,6 |
167,5 |
159,5 |
160,4 |
технические |
434,2 |
435,5 |
268,4 |
271,2 |
252,9 |
232,8 |
213,0 |
спортивные |
1981,3 |
2120,4 |
1790,5 |
1624,0 |
1659,0 |
2106,1 |
2423,9 |
военно-патриотические и |
101,2 |
45,8 |
70,0 |
81,1 |
71,6 |
56,4 |
60,1 |
другие |
108,3 |
130,2 |
225,0 |
242,8 |
330,7 |
434,8 |
591,1 |
Детско-юношеские спортивные школы |
866,2 |
1097,3 |
1455,7 |
1674,3 |
1782,4 |
1860,6 |
1981,3 |
Детские музыкальные, художественные, хореографические школы и школы искусств |
1284,5 |
1280,9 |
1433,0 |
1446,6 |
1442,5 |
1458,6 |
1496,6 |
Источник: [3]
По данным Минобрнауки России охват детей дополнительными общеобразовательными программами в возрасте от 5 до 18 лет составляет 64% по состоянию на 01.01.2015 г. [2].
В этой связи, органами власти был разработан План мероприятий на 2015 - 2020 гг. по реализации Концепции развития дополнительного образования детей.
Согласно указанному плану к 2020 году планируется достичь охвата дополнительными общеобразовательным программами не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет [2].
Именно поэтому главными задачами в рамках современной подготовки детей в общеобразовательных школах в сфере дополнительного образования должны стать:
· совершенствование нормативно-правовой базы обучения;
· развитие инфраструктуры дополнительного образования;
· повышение качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка;
· обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с запросами и потребностями современного общества.
С целью выявления образовательных запросов и потребностей в рамках дополнительного образования учащихся, на наш взгляд, необходимо ежегодно проводить анкетирование родителей.
Так, например, в МОУ лицее № 7 г. Волгограда такое анкетирование проводится регулярно.
В анкетировании родителей первоклассников 2016 года приняло участие 100 чел.
На вопрос «Как организован режим дня Вашего ребенка, есть ли время для отдыха? как Вы его проводите?» все опрошенные ответили, что время для отдыха есть, большинство опрошенных проводит его на улице. Так, 56 чел. в свободное время с детьми гуляет в скверах и во дворе; 31 чел. предпочитает свободное время с детьми посвящать их культурному обогащению (театры, музей, выставки); 13 чел. в свободное время путешествуют.
На вопрос «Прислушивается ли Ваш ребенок к Вам при выборе своих увлечений и хобби, если да, то, как организован этот процесс? Все родители ответили, что помогают в выборе увлечений. Анализ анкет опрошенных, позволяет говорить о том, что указанный процесс влияния организован посредствам привлечений интереса детей, усиления их мотивации за счет объяснения преимуществ, получаемых при занятии каким-либо делом.
Так, например, занятия музыкой помогают развить слух и чувство ритма; занятия легкой атлетикой способствуют сохранению здоровья и приобретению хорошей физической формы.
На вопрос: «Посещает ли Ваш ребенок учреждения дополнительного образования?» большинство опрошенных (58 чел.) ответили, что нигде пока не занимаются; 22 чел. ответили, что посещают спортивные секции, 20 чел. ответили, что посещают музыкальные и художественные школы.
На вопрос «Какие виды дополнительного внеурочного образования Вы хотите выбрать для своего ребенка?» программу «Маленький мастер» выбрали 55 человек; программу «Хочу все знать» - 90 человек; программу «Акробатика» - 30 человека; «Мир вокруг нас» - 68 человек; «Юный шахматист» выбрали 62 человека.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дополнительное образование сегодня является востребованным, особенно в рамках образовательного процесса в начальной школе.
Посредствам получения знаний и навыков, в том числе, в процессе дополнительного образования младший школьник получает возможность для сопротивления таким негативным явлениям как:
1) неприятие или непонимание индивидуальности человека, где непохожесть вызывает снижение коммуникативной толерантности;
2) категоричность или консерватизм в оценках людей. Данное положение вытекает из первого: неприятие индивидуальности другого порождает предвзятое требование от других однообразия (делай как я);
3) стремление переделать, перевоспитать партнеров. Названное стремление часто приводит к противостоянию партнеров и навязыванию своего стереотипа поведения и взглядов. Выражаться это может по-разному, вплоть до крайних форм проявления психологического и физического принуждения;
4) нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту партнера. Отражает низкий уровень эмпатии личности;
5) неумение приспосабливаться к партнерам. Неумение идти на компромиссы в межличностном общении, стремление переделать партнера, а не меняться самому [1, 44-47].
Дополнительное образование способствует:
- развитию личности;
- созданию условий для личностного самоопределения детей;
- повышению интеллектуальных способностей ребенка;
- формированию прикладных практических навыков, необходимых для успешной социализации детей;
- расширению возможностей для удовлетворения познавательного интереса учащихся.