РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ТРАНСФОРМАЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Конференция: LXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
LXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ТРАНСФОРМАЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
THE ROLE OF A TEACHER IN TRANSFORMATIONAL LEARNING
Svetlana Vidisheva
Senior Lecturer, Belarusian State University, Belarus, Minsk
Yana Liakh
Senior Lecturer, Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics, Belarus, Minsk
Elena Shevaldysheva
Associate Professor, Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics, Belarus, Minsk
Аннотация. В статье рассматривается теория трансформационного обучения Дж.Мезирова и роль педагога-фасилитатора в трансформационных процессах.
Abstract. The article considers the theory of transformative learning and the role of a teacher, who is supposed to facilitate transformative processes and to encourage reflexion and critical thinking on the part of learners.
Ключевые слова: обучение взрослых; критическое мышление; рефлексия; самореализация.
Keywords: adult learning; critical thinking; reflection; self-realization.
Трансформационное или преобразующее обучение — это одна из педагогических теорий, которая ориентирована на обучение взрослых. В ее основе лежит идея о том, что учащиеся могут корректировать свое мышление на основе новой информации. Согласно этой теории в процессе трансформационного обучения взрослые люди не применяют старую информацию и способы ее обработки к новым ситуациям, а приходят к выводу, что им необходимо взглянуть на вещи и понятия с новых точек зрения, чтобы по-новому их понять. Джек Мезироу, который считается основоположником этой теории, предположил, что важные возможности для преподавания и обучения, связанны именно с прошлым опытом обучаемых [1]. Мезироу обнаружил, что критическое осмысление и критический пересмотр могут привести к трансформации понимания, более того, обучающийся сам преобразуется в процессе обучения, у него происходит смена перспективы, и после этой смены он уже по-новому оценивает полученные знания и возможность их практического использования. Так как обучаемые оценивают свои прошлые концепции и понимание и меняют свое мировоззрение по мере получения новой информации и её критического осмысления, обучение выходит за рамки простого приобретения знаний учащиеся начинают подвергать сомнению все то, что они знали или к каким выводам пришли, меняют свою точку зрения, формируют новые идеи и стремятся получить нужную информацию. Многие преподаватели и эксперты сходятся во мнении, что такой тип обучения приводит к подлинной свободе мышления и понимания, трансформирует самого обучаемого. С этой точки зрения образование "опасно", поскольку оно предоставляет постоянный источник возможностей для личностных изменений, хотя в конечном счете ответственность за открытость к идее личностной трансформации лежит на обучающемся.
В теории трансформационного обучения выделяют типичные фазы, течение которых обусловлено получением новой информации, ее осмыслением и преобразованием/трансформацией прежних представлений.
Дезориентирующая дилемма. Дезориентирующая дилемма — это ситуация, когда обучающийся обнаруживает, что то, что он думал или во что верил в прошлом, может оказаться не совсем верным. Это может быть момент, когда мы задумываемся о том, чего раньше не понимали. Такая учебная ситуация может быть некомфортной или сложной для студентов, но она является ключевой в процессе трансформационного обучения, хотя само понятие "трансформация" не обязательно подразумевает негативный опыт, дезориентирующая дилемма часто переживается как таковая.
Самоанализ. После дезориентирующей дилеммы студенты проводят самоанализ своих убеждений, прошлого опыта и подумают о том, как это связано с этой дезориентирующей дилеммой, что может привести к трансформации перспективы и пониманию, что их точка зрения может не быть единственной. Учащийся реагирует на дилемму эмоционально, часто негативно, сопоставляет новые знания с тем, во что он верил до возникновения дилеммы и как эта вера была поставлена под сомнение данной дилеммой.
Изучение вариантов новых ролей, отношений и действий. Учащийся начинает процесс "изучения новых правил", которые возникли в результате первоначальной дилеммы и его реакции на нее.
Планирование действий. Учащийся берет под контроль свой собственный опыт и начинает представлять себе другое будущее, в котором он сможет извлечь пользу из изменения точки зрения и получения новых знаний. Планирует свое дальнейшее обучение, приобретение знаний и навыков для реализации своего плана, то есть ищет то, что ему необходимо для успешного продвижения по новому пути.
Приобретение новых ролей. Учащийся начинает видеть себя в другом свете и примеряет на себя новые роли в этом новом мире. Происходит формирование компетентности и уверенности в себе, в новых ролях и отношениях. Учащийся овладевает новыми навыками.
Реинтеграция в жизнь на условиях, диктуемых осмысленной перспективой. Процесс завершается тем, что обучающийся полностью включает пройденный путь в свою жизненную историю.
С точки зрения практиков или теоретиков трансформационного обучения, конечная цель педагога — помочь учащимся осознать и вырасти из моментов трансформации перспективы. С этой точки зрения педагог даже не является проводником в мир знаний или просто транслятором информации, он предлагает учащимся все более сложные и развитые способы понимания окружающего мира.
Педагог не призван облегчить процесс трансформации, когда фаза дезориентирующей дилеммы уже прошла. Напротив, задача педагога — помочь обучающемуся почувствовать себя желанным гостем в новой жизни, когда он борется за приобретение новых навыков и знаний и формирование нового самоощущения движению к собственной самореализации.
Преподаватели могут поощрять критическую рефлексию и упрощать трансформационное обучение через применение таких методов, как, составление ментальных карт и фреймов, репертуарные решётки групповые учебные проекты, ролевые игры, обучение на основе открытий, симуляцию, а также анализировать валидность нового знания. Они должны получить четкую информацию о том, для каких задач в будущем необходимо данное обучение, почему их знания и опыт возможно не соответствуют потребностям будущей ситуации. Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы обучаемые осознавали, что оно необходимо для их будущей профессиональной деятельности и четко представляли, над чем нужно работать [2]. Преобразующее обучение несомненно развивает автономное мышление.
Таким образом, понимание наших прошлых перспектив и способность взглянуть на новые идеи и перспективы являются ключом к теории преобразующего обучения.