Статья:

К вопросу о формировании самовоспитания в педагогическом мышлении Востока

Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Машарипова Н.Р. К вопросу о формировании самовоспитания в педагогическом мышлении Востока // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(33). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 10-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о формировании самовоспитания в педагогическом мышлении Востока

Машарипова Насиба Рузматовна
базовый докторант, Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук, Узбекистан, г. Ташкент

 

To the question of the formation of self-education in the pedagogical thinking of the East

 

Nasiba Masharipova

Basic doctoral teacher, Research Institute of Uzbekistan, Uzbekistan, Tashkent

 

Аннотация. В данной статье приводятся сведения о педагогических и психологических основах самообразования в восточном педагогическом мышлении. Анализируются и раскрываются идеи и идеи восточных мыслителей о самосознании и воспитании гармоничного человека. Великие мыслители Абу Наср Фараби, Абу Райхан Беруни, Султан Валад, Хуссейн Войз Кошифи комментируют важность самообразования, самосознания, формирования духовного и нравственного воспитания.

Aabstract. This article provides information on the pedagogical and psychological foundations of self-education in Eastern pedagogical thinking. The ideas and ideas of the Eastern thinkers about self-awareness and upbringing of a harmonious person are analyzed and revealed. The great thinkers Abu Nasr Farabi, Abu Raykhan Beruni, Sultan Walad, Hussein Voiz Koshifi comment on the importance of self-education, self-awareness, the formation of spiritual and moral education.

 

Ключевые слова: самовосприятие; самовоспитание; самосознание; духовное наследие; мыслители; педагогическая мысль Востока; духовность; национальные ценности; нравственное совершенствование.

Keywords: self-perception; self-education; self-awareness; spiritual heritage; thinkers; pedagogical thought of the East; spirituality; national values; moral improvement.

 

Анализ наследия наших предков  позволят констатировать, что в нем нашли отражение истоки национальной духовности, общечеловеческих ценностей, вечные идеи и принципы самосознания, принципы саморазвития личности, социальная роль и значение обычаев и традиций, корни национальной гордости, основные направления воспитания гармоничной личности, идеи здорового образа жизни, междунационального согласия, взаимного уважения, гуманизма. В духовном наследии предков раскрыта сущность обучения и воспитания, даны наставления, призывающие к нравственному совершенствованию. Мыслители прошлого постоянно подчеркивали необходимость соблюдения гармонии в мыслях, поступках и внешнем виде, то есть душа человека должна найти отражение во внешнем облике. В результате анализа поведения и действий человека можно судить о целях и мотивах его внутреннего мира. В современных условиях усиливающейся идеологической  борьбы особенно возрастает значение здорового состояния духа человека, развитие его самосознания. Основным фактором защиты молодежи от различных негативных проявлений “массовой культуры” является усиление чувство самовосприятия. Сегодня особое значение в формировании у молодежи сознательного отношения к жизни общества, воспитании чувства сопричастности к происходящим событиям, уверенности в без граничном потенциале родной национальной культуры приобретает формирование чувства самосознания и национальной гордости. Соответственно должны обновляться методы идейной борьбы с чуждыми для нашей молодежи взглядами сторонников “массовой культуры”, которые очень быстро находят всё новые и новые способы воздействия на сознание и души молодого поколения. Для этого в первую очередь используются ценности, история, культура, нравственные принципы, язык и духовные символы узбекского народа, поскольку они оказывают наиболее сильное влияние на духовность молодёжи. Основная цель приверженцев “массовой культуры” состоит в ослаблении самосознания молодежи, разрушении чувства Родины, отдалении от национальных ценностей, истории, менталитета. Внутренний мир и дух человека укрепляет его вера, которая в данном контексте означает веру в Аллаха, убеждения, совесть, чистоту и дозволенность (с точки зрения религии) [1;185-с.].

Одним из важных признаков духовного мира считается воля. Воля (в арабском языке “ирода” – означает твердое намерение, желания, замысел). 1. Стойкость и непоколебимость человека при достижении цели. 2. Сильное желание. 3. Способность человека управлять своей деятельностью и психическими процессами. 4. Внутренние и внешние побуждения человека, мобилизация своих возможностей и потенциала на пути к цели, упорные действия, преодоление препятствий трудностей, умение сохранять психическую уравновешенность [2; 58-116]. Если духовный мир богатый, духовность крепкая, то человек полностью осознает свои действия и действия других. Поэтому самосознание придаёт человеку силу, укрепляет волю. Самосознание помогает человеку правильно воспринимать и оценивать свои права и обязанности и является основной для проявления верности своему долгу, ответственности обязательствам. Для того чтобы воспринимать других людей, надо, прежде всего, понимать собственный внутренний мир, духовность. Каждый человек стремится осознать себя, свои человеческие ценности, и эта задача является одной из приоритетных в комплексе задач формирования и воспитания личности.

Образовательный процесс, направленный на духовное развитие личности, мотивирует учащихся на достижение цели и формирует у них духовную активность. Наши предки всегда возвеличивали звание человека, культурные ценности, язык, религию, национальные обычаи, утверждали необходимость проявления уважения к каждому человеку независимо от социального статуса. Они проповедовали наказание за каждое злодеяние, и поощрение за добрые дела и поступки. Наши предки и сами творили добро, не позволяли себе проявлять раздражение и злобу, избегали раздоров и скандалов, призывали к знаниям, соблюдению нравственности и морали, к ношению красивой одежды и стремлению к спокойствию и согласию во взаимоотношениях. Здесь уместно привести высказывание нашего великого предка Абу Насра Фараби о сути человеческих отношений:  “Для достижения истинного счастья нужно жить в стране, объединяющей людей, которые помогающий друг другу. Счастлив народ, помогающий друг другу обрести счастье”. Важным признаком самосознания является гармония внутреннего и внешнего мира, так считают мыслители Востока.  Тела и душа взаимосвязаны, такова сущность человека. Один из учёных прошлого Хазрат Султан Валад в произведении “Просвещение” обратился к вопросам самовоспитания, где обосновал мысль о том, что человек достигает интеллектуальной, духовной зрелости в соответствии с требованиями своей эпохи и осуществляет выбор истинного пути, опираясь на исламские, суфистские постулаты и аргументы. Султан Валад особо остановился на единстве слова и дело, на том, что человек должен быть внимательных к слову и отвечать за свои слова, обязательно выполнять обещание.

Он утверждал: “Необходимо говорит с человеком”. Этим мыслитель подчёркивал огромное значение общения для самосознания человека.

По мнению ученого, умные люди от немногих вещей воспринимают много, несведущие же (невежды) от многих вещей воспринимают мало.

Для самосознания человека большую роль играют противоречия, одобрения и возражения, счет и количество. Важным показателем самосознания является речь и соблюдение речевой этики.  

Хусайн Ваиз Кошифий подчеркивал: “Человека прославило владение речью, но человек, не владеющий культурой речи, лишён этой славы. Слово всегда нужно использовать для доброго дела, правильно и справедливо” [3; 228-с.]. Выдающийся представитель исламской философии Мансур ибн Халлож призывал при обращении к Аллаху свободно и просто излагать свои мысли.

Крупнейший представитель мыслителей центральной Азии Фараби утверждал, что главным отличием человека от всех живых существ является его интеллект, способность мыслить. Идеи ученого сводятся к следующему: “Все знания о себе человек получает от познания внешнего мира.

Он обеспечен многими средствами и приёмами познания (память, воображение, восприятие, чувство, логическое мышление, речь), благодаря которым человек создаёт научные знания (науки)”.

На основе существующих знаний человек познает и воспринимает себя, выполняет практические работы.

Одним из высоких качеств человека признается способность мыслить. Всемирно известный учёный – энциклопедист Абу Райхон Беруни также определял человека как высшее создание из всего существующего отмечал его способность к самопознанию.

По определению ученого, такие качества как доброта, правдивость, заботливость, уважение, любовь являются продуктом самопознания.

Поступки человека, его образ жизни связаны с самовосприятием. Самосознание человека положительно влияет на развитие государства и общества, поэтому проблема совершенствования личности не теряет своего значения в любую эпоху.

В педагогической мысли Востока широко освещены вопросы самосознания и самовоспитания.

Основной задачей педагогики во все времена остается воспитание личности, осознаюшей своё место в обществе, свои жизненные цели.    

 

Список литературы:
1. Толковый словарь узбекского языка. Том II, стр. 185
2. Педагогическая энциклопедия. Том II, стр. 116
3. Комилов Н. Комил инсон ҳақида тўрт рисола.Тошкент, 1996. Стр. 228