Принцип индивидуальности в трудах Василия Васильевича Розанова и его актуальность в современной педагогике
Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Принцип индивидуальности в трудах Василия Васильевича Розанова и его актуальность в современной педагогике
The principle of identity in Vasily Vasilyevich Rozanov's works and his relevance in modern pedagogy
Vadim Pugin
student, Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities, Russia, Moscow
Аннотация. Современный этап развития общества характеризуется повышением интереса к личности, осознанием того, что человеческая жизнь — высшая ценность в мире, а система образования должна быть адаптирована не только к потребностям государства, но и к растущим образовательным, социокультурным и духовным запросам личности. Отдавая себе отчет в том, что научно-педагогические труды В.В. Розанова весьма многогранны и дают широкий простор для исследований, мы сочли возможным остановиться на главном принципе индивидуальности, выдвинутым ученым и его актуальность в современной педагогике.
Abstract. The modern stage of society development is characterized by the increasing interest of the individual, the realization that human life is the highest value in the world, and the education system needs to be adapted not only to the needs of the state, but also to the growing educational, social, cultural and spiritual needs of the individual. Realizing that teaching and research works of V. V. Rozanov's very versatile and give a wide scope for research, we were able to stay on the main principle of identity put forward by scientists and its relevance in modern education.
Ключевые слова: принцип индивидуальности; педагогика; образование; учебный процесс; личность.
Keywords: the principle of individuality; pedagogics; education; educational process; personality.
На современном этапе развития общества особое значение приобретают историко-педагогические и науковедческие исследования, выявляющие преемственность научных традиций и инноваций, определяющие научный потенциал педагогических теорий, концепций прошлого, их эвристическую и прогностическую ценность.
Концептуальным стержнем современного российского образования являются развитие и саморазвитие личности. Это объективно связано с реализацией главных направлений государственной политики России в области образования, представленных в следующих нормативных документах: федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»[1], Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года[3], Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года[2]. В этих документах отражены гуманистические ценности нашей страны, что обусловливает значимость обращения к гуманистическим основаниям отечественной педагогики и их становлению в историческом аспекте.
В ходе непрерывных изменений в современной педагогической науке у педагогов-исследователей и педагогов-практиков возникает потребность в осмыслении принципиальных теоретических положений и практических рекомендаций историко-педагогического наследия и соотнесения его с перспективами развития современной школы. Неразрывная связь истории педагогики с современностью является одним из условий познания педагогической истины.
Смысл обращения к историко-педагогическому наследию – не только познание педагогического прошлого, но и обеспечение развития науки на новом этапе, реализация накопленного предшествующими поколениями опыта в новых условиях, интеграция обоснованных и апробированных ранее теорий с новыми научными концепциями, определение основы для реализации потенциала педагогического наследия в решении современных социально-педагогических проблем [4, с. 16].
В этой связи представляется значимым изучение принципов индивидуальности в трудах Василия Васильевича Розанова представителя российской педагогической науки начала XX века и их значимость в современной педагогике. Его идеи оказываются особенно актуальными в свете гуманистической тенденции развития современной педагогики.
Главным педагогическим трудом является книга «Сумерки просвещения» (1899). Ключевым понятием для Розанова является понятие «культура», производимое от слова «культ» [9, с. 55].
Перечитывая сегодня составившие эту книгу статьи с символическими названиями: «Семья как истинная школа», «Педагогические трафаретки», «Беспочвенность русской школы», обжигаешься мыслью – как же мало в российском образовании XX века решено из тех насущных задач, которые резко и определенно выдвинул В.В. Розанов.
Кризис в экономической, политической и социальной жизни общества XX века затронул все ее сферы. Идеология, на которую не одно десятилетие опирались и на базе которой строили свои системы основные методологи советской педагогики, разрушилась. Создалась ситуация, о которой писал В.В. Розанов: «Учителя не умели учить, ученики не хотели учиться; те и другие были «при исполнении обязанностей» [9, с. 16]. В стране стал падать престиж образования, особенно узкоспециального; у людей пропадало желание учиться. Сложилась ситуация, когда отвергалось всё, ранее происходившее в стране – как отрицательное, так и положительное. Новое же еще не было разработано и введено в действие.
Школьное обучение не устраивало его целиком, а самым большим, даже решающим его недостатком мыслитель считал отсутствие в российской педагогике философии национального образования и воспитания. Без нее, по его мнению, все остальное становилось бессмысленным. Можно было бесконечно спорить о том, какой предмет, в каком объеме и как изучать, но от этого русская школа не избавлялась от главной беды – беспочвенности.
Розанов решительно отстаивал принципы культуросообразного образования, выступал за его развивающий и личностно-ориентированный характер. По его убеждению, весь процесс обучения должен быть насыщен поисковой, исследовательской деятельностью школьников, яркими и высокими эмоциональными переживаниями от поиска истины, «озарениями и просветлением».
Возникшие противоречия привели к пересмотру ценностей и целей образования, выдвижению на первый план идеи о ценности личности, её индивидуального свободного развития [5, с. 46].
Чтобы учебный процесс был эффективным, не тягостным, его надо строить, по мнению Розанова, с учётом трех основных педагогических принципов, определяющих успешность реализации личностью заложенных в ней духовных даров: принцип индивидуальности, принцип целости и принцип единства. Основными образовательными институтами считал семью, церковь и школу. Ведущую роль в воспитании личности отдавал искусству.
Индивидуальность была представлена В.В. Розановым как педагогическое понятие, характеризующее педагогическую цель, что придавало педагогическому процессу дополнительную направленность на формирование и развитие индивидуальности школьника.
Созданный педагогический принцип индивидуальности человека, в которой индивидуальность как целостность, а также отдельные ее составляющие выступают в качестве объекта и задачи деятельности педагога по развитию и совершенствованию в условиях процесса обучения и воспитания.
Педагогическая позиция В.В. Розанова состояла в том, что необходимо внести серьезные изменения в педагогическую теорию и практику, направленные на формирование и развитие индивидуальности школьника в процессе обучения и воспитания. Данная позиция отражала целостный взгляд ученого на становление личности и индивидуальности в единстве. Более того, формирование личности (социализация) тем успешнее, чем более гармоничным является развитие индивидуальности школьника [5, с. 57].
На основе исследования концептуальных теоретических положений, выдвинутых В.В. Розановым, выявлена прогностическая сторона его научной деятельности, позволяющая использовать его идеи и развивать их в современных условиях, определено проблемное поле, отражающее новые направления научного поиска в области как педагогики индивидуальности, так и общей педагогики, которое включает изучение возможностей современной образовательной среды в формировании и развитии индивидуальности субъектов образовательного процесса.
Принцип формирования индивидуальности оставались неизменными – они обогащалась новыми знаниями о целях, методах, формах, подходах, технологиях обучения и воспитания благодаря научным исследованиям учеников и последователей, одним из них является Гребенюк О.С..
Созданная и по сей день успешно функционирующая научная школа О.С. Гребенюка – это показатель фундаментальности и перспективности научных идей В.В. Розанова. Именно этот факт доказывает актуальность и ценность историко-педагогического изучения научного наследия ученого [6, с. 47].
Педагогика индивидуальности на сегодняшний день заняла прочное место в системе педагогических наук. Обладая рядом функций (методологическая, описательная, преобразующая и другие), она способствует не только совершенствованию педагогической теории и практики, но и позволяет прогнозировать множество научных исследований в области формирования и развития индивидуальности человека в силу объективных социальных, экономических, психолого-педагогических и других факторов преобразований в системе образования.
Принцип индивидуальности не только продолжает оставаться актуальным для современной теории и практики образования, но и обозначает один из аспектов развития педагогической науки [8, с. 94].
Прогностический характер данной концепции выражается в том, что с появлением на современном этапе новых параметров образовательной среды (целевых, содержательных, процессуальных, организационных) возникает потребность в поиске и исследовании влияния инновационных средств и технологий на формирование индивидуальности человека (что составляет одну из важнейших ценностей образования) [10, с. 73].
Принцип индивидуальности является базой для разработки педагогических технологий формирования и развития индивидуальности в современной образовательной среде, включающая современный понятийно-терминологический аппарат, современные научные концепции и подходы, инновационные педагогические технологии.
Таким образом, несмотря на интенсивное развитие современной педагогической теории и практики, результаты научных исследований В.В. Розанова, полученные им в начале XX века, обладают педагогической ценностью, остаются актуальными и перспективными в аспекте дальнейшего развития педагогической теории и практики, поскольку научно-педагогическое наследие ученого выступает в роли фактора, обеспечивающего постановку новых научных проблем в области индивидуальности личности, их осмысление и решение в современных научно-педагогических исследованиях.