Игра как метод активизации профессионального самоопределения воспитанников суворовского военного училища
Конференция: XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Игра как метод активизации профессионального самоопределения воспитанников суворовского военного училища
Меняющиеся общественно-экономические условия обуславливают новый подход к проблеме активизации самоопределения личности в профессиональной среде. Исследователи, занимающиеся изучением данной проблемы, сделали вывод, что профессиональное самоопределение – это не создание пределов развитию человека, не впадение в профессиональную ограниченность, а поиск возможностей безграничного развития. Это не однократное действие, а длительный, многолетний процесс, неотделимый от развития личности в целом, который на разных возрастных этапах связан с разными целями и имеет разное содержание. Многие исследователи сходятся во мнении, что профессиональное самоопределение личности неразрывно связано с самореализацией человека в других значимых сферах ее жизнедеятельности.
Для того, чтобы процесс выбора военной профессии был успешным, необходимо создать комплекс условий, способствующих осознанию того, что каждый суворовец именно сам выбрал данный профессиональный путь, хотя профессиональное самоопределение, безусловно, только этим не ограничивается.
На современном этапе существует достаточно большое количество технологий активизации профессионального самоопределения несовершеннолетних, которые могут использовать педагоги – организаторы, призванные не только организовывать социально полезный досуг и свободное времяпровождение воспитанников, но и максимально обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления будущих защитников Отечества по разнообразным направлениям и помочь осознанному выбору военной специальности.
Можно выделить следующие технологии профессиональной ориентации и профессионального самоопределения личности:
- психологическая диагностика – такая технология подразумевает применение комплекса психолого-педагогических методик, обеспечивающих возможность, во-первых, получения каждым воспитанником информации о своих индивидуально - психологических качествах и степени их соответствия той или иной военной профессии; во-вторых, рекомендации по развитию этих психологических качеств.
- объяснительно – иллюстративные технологии (включают в себя беседы, рассказ, объяснение, лекции, выставки, диспуты, обсуждение прочитанной литературы) направлены на формирование системы знаний об особенностях военных специальностей. При использовании данных технологий целесообразно применять средства наглядности: схемы, таблицы, плакаты, фотографии, фрагменты из кинофильмов и видеофильмов, компьютерные средства.
- информационно-поисковые технологии. К ним, например, относятся методы организации исследовательской деятельности. Они также способствуют формированию и развитию познавательной активности у воспитанников. Эти методы используются, например, при составлении развернутой модели профессиональной деятельности.
- игровые технологии - система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, связанных с игровой формой взаимодействия педагога и воспитанников через реализацию определенного сюжета. При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе воспитанников суворовского военного училища могут быть использованы занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
Игра - это не только вид увлекательной деятельности человека, способствующий снятию эмоционального напряжения и релаксации, но и организованная форма занятий, которая требует напряжения умственных и эмоциональных сил, средство общения, средство обучения и развития, средство накопления жизненного опыта. Игра всегда предполагает принятие решения, а желание выиграть обостряет мыслительную деятельность ее участников. Именно поэтому игра как метод и как средство организации деятельности суворовцев может активно использоваться в системе профессиональной подготовки воспитанников.
Интерес к игре как методу и средству обучения среди педагогов и психологов во все периоды развития науки и практики был достаточно высок, так как ее особенностями является то, что в ходе игровой деятельности:
- легче осваиваются правила поведения (для того, чтобы участники более точно выполняли правила игры, используются различные приемы: назначение штрафных очков, пропуск хода, выбывание из игры, получение штрафных меток и другие меры воздействия);
- воспитанник учится эффективно взаимодействовать со сверстниками, осваивает различные роли в социальной группе;
- актуализируются и формируются индивидуальные психолого-педагогические и социальные характеристики воспитанника (ответственность, целеустремленность, внимательность, находчивость, самостоятельность и т. д.), необходимые для достижения поставленных целей;
- усваиваются такие понятия, как равенство, подчинение, справедливость, несправедливость, соперничество, сотрудничество;
- игровые технологии способствуют развитию творческого мышления.
Так или иначе, основным в игре является условность игрового действия, которое, с одной стороны, протекает в реальном пространстве и времени, но с другой стороны, осуществляется в воображении. В этом смысле планирование (в воображении) перспектив своего развития очень близко к игровой деятельности, поэтому ее использование в профориентации будущих воинов – защитников Отечества потенциально содержит в себе огромные возможности.
С помощью игрового метода возможно моделировать различные ситуации, в том числе и такие, которые требуют анализа и поиска информации по профессиональной ориентации. Игра позволяет создавать контекст, в рамках которого работа с информацией превращается в увлекательное занятие.
Педагогу-организатору, проводящему профориентационные игры с воспитанниками суворовского военного училища, рекомендуется использовать следующие приемы, содействующие поддержанию уровня игровой дисциплины:
- динамичное ведение игры;
- ограничение переключения внимания участников;
- поддержание дисциплины во время игры;
- включение в игру пассивных участников с помощью использования дополнительных вопросов и игровых заданий;
- разнообразие форм предъявления заданий;
- использование всевозможных дидактических средств и методов;
- в случае чрезмерной активности игроков рекомендуется введение новых правил во избежание затягивания игры и т. п.
Игры, которые можно использовать в профориентационном процессе воспитанников суворовского военного училища можно классифицировать следующим образом:
- игры на развитие смекалки, памяти, актуализацию знаний («Угадай военную специальность», «Цепочка военных профессий», викторина «Предметы труда»);
- игры, моделирующие различные аспекты профессиональной деятельности - информируют воспитанников о специфических особенностях различных военных профессий, условиях труда, профессиональных требованиях, предъявляемых к сотруднику («Защити профессию», «Профконсультация», «Приемная комиссия» и др.);
- дидактические игры с раздаточным материалом («Четвертый лишний», «Найди общее», «Военная техника»);
- тематические квесты - представляют собой игры (компьютерную или на местности), в которых команды или отдельные игроки в рамках заранее объявленной легенды проходят этапы, последовательно выполняя задания и находя спрятанные или зашифрованные организаторами ключи (коды, ответы на вопросы). Такая игровая форма может быть использована применительно к любому виду деятельности, в данном случае — к реалиям любой военной профессии или специальности.
Таким образом, главными достоинствами игр является их наглядность и эмоциональная насыщенность. Игровые методы профориентационной работы ориентированы на активизацию воспитанников суворовского военного училища в их профессиональном выборе. Такие игры непосредственно связаны с освоением профессиональных и социальных ролей, а также с выбором жизненного профессионального пути, поскольку во время игры у суворовцев есть возможность проиграть социальные роли и профессиональные взаимоотношения. Именно игровые методы оказываются своеобразной альтернативой другим формам профориентационной работы, позволяющим заинтересовать и активизировать воспитанников в профессиональном самоопределении.