ЛУКИЗМ: СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Конференция: LXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
LXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ЛУКИЗМ: СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
В статье рассматривается проблема оценки деятельности преподавателей техникума со стороны студентов как один из способов повышения мотивации педагогов к профессиональному совершенствованию, что, несомненно, ведёт к повышению качества образования в техникуме. Педагог учит не только дисциплине, но и закладывает понимание того, следует ли держать слово, можно ли обидеть другого, имеет ли человек право на собственное мнение. Педагог учит этому в ходе образовательного процесса, демонстрируя студентам образцы того или иного поведения.
Обратимся к нормативной составляющей данного вопроса: в международных документах и отечественных нормативных актах, каким образом должен вести себя педагог.
1. В частности, в «Конвенции о правах ребенка» [1] (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года) сказано, что Педагог должен уважать личность ребенка, его человеческое достоинство, уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.
2. В Рекомендациях ЮНЕСКО «О Положении Учителей» от 05.10.1966 г. [2] указано, что учитель должен вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива. Быть нравственным примером для учеников.
3. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3] педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. Правовые нормы и ответственность за их нарушение определены законодательством. Что касается нравственных и этических норм, то образовательная организация может установить их самостоятельно.
4. Существует также Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [4] (далее-Приказ). Приказ разъясняет, кто допускается к педагогической деятельности, какие трудовые умения, знания и действия необходимы педагогу. Также Приказ предъявляет конкретные требования к образованию педагога.
Помимо прочего в профессиональный стандарт включены следующие компетенции педагога:
- соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
5. Интересным для рассмотрения в рамках данной статьи будет Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее-Кодекс)( разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г.) [5].
Данный документ достаточно подробно описывает этические нормы поведения педагога и отражает основополагающие принципы поведения в образовательном учреждении.
В соответствии с Кодексом:
-педагог должен проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным; -педагогу рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик;
-внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.
Плюсом ко всем вышеперечисленным документам будет и Программа воспитания, которая активно вошла в нашу жизнь и ориентирована на организацию воспитательной деятельности субъектов образовательного и воспитательного процессов.
Итак, для измерения удовлетворенности потребителей в части взаимотношений педагога со студентами было проведено анкетирование. В анкетировании принимали участие студенты всех курсов и специальностей техникума .
Анкетирование проводилось путем анонимного заполнения листов с вопросами. Количество респондентов 393 .
Анкета «Педагогическая этика»
1. Соответствие внешнего вида педагога (сотрудника) образовательного учреждения нормам делового стиля
-да
-нет
-иное
2. Соответствие морально-этическим нормам, правилам и принципам педагогической этики и профессионального поведения педагога (сотрудника).
-Уважительное и доброжелательное отношение к студентам
-Грубое и негуманное отношение
-Унижение человеческого достоинства
-Проявление превосходства
-Объективность в оценках
-Гендерное неравенство
Рекомендац сотрудникам
Замечания сотрудникам
Отзывы сотрудникам
Цель: определить состояние межличностного взаимодействия педагогов и студентов в коллективе и соответствие внешнего вида
Задачи проведенного анкетирования со студентами 1, 2, 3, и 4 курса:
1.Соответствие внешнего вида педагога (сотрудника) образовательного учреждения нормам делового стиля
2. Соответствие морально-этическим нормам, правилам и принципам педагогической этики и профессионального поведения педагога (сотрудника).
3.Обеспечение руководства образовательного учреждения информацией о различных аспектах педагогической деятельности преподавателей.
Вывод: задачи, поставленные в ходе проведения анкетирования и обработки результатов, выполнены:
1.Соответствие внешнего вида педагога (сотрудника) образовательного учреждения нормам делового стиля – респонденты считают: соответствует на 98 %
2. Соответствие морально-этическим нормам, правилам и принципам педагогической этики и профессионального поведения педагога (сотрудника).
Уважительное и доброжелательное отношение к студентам - 86%
Грубое и негуманное отношение – 4%
Унижение человеческого достоинства – 2%
Проявление превосходства – 9%
Объективность в оценках – 50%
Гендерное неравенство – 8%
Некоторые предложения и замечания. Рекомендации – не переходить границу, не относится предвзято, быть толерантнее.
Замечания – склонность к расизму, превосходство в должности, не умение общаться, злоупотребление властью, сексизм, не отражать настроение на оценках
Отзывы – адекватные и сдержанные, самые лучшие, доброжелательные и общительные, самые позитивные.
3.Обеспечение руководства образовательного учреждения информацией о различных аспектах педагогической деятельности преподавателей – да, обеспечили в ходе выступления и представления информации на педагогическом совете
Преподаватель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим студентам. Требовательность преподавателя по отношению к студентам должна быть позитивной и обоснованной. Нарушение профессиональной этики педагогами недопустимы, так как в большинстве случаев они влекут за собой нарушения прав личности студента. ОН может потерять интерес к учебе, замкнуться или даже впасть в депрессию.