Статья:

ЛУКИЗМ: СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Конференция: LXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Меретукова Т.А. ЛУКИЗМ: СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(68). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЛУКИЗМ: СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Меретукова Тамила Аслановна
канд. экон. наук, преподаватель экономических дисциплин, ЧПОУ «Газпром техникум Новый Уренгой», РФ, г. Новый Уренгой

 

В статье рассматривается проблема оценки деятельности преподавателей техникума со стороны студентов как один из способов повышения мотивации педагогов к профессиональному совершенствованию, что, несомненно, ведёт к повышению качества образования в техникуме. Педагог учит не только дисциплине, но и закладывает понимание того, следует ли держать слово, можно ли обидеть другого, имеет ли человек право на собственное мнение. Педагог учит этому в ходе образовательного процесса, демонстрируя студентам  образцы того или иного поведения.

Обратимся к нормативной составляющей данного вопроса: в международных документах и отечественных нормативных актах, каким образом должен вести себя педагог.

1. В частности, в «Конвенции о правах ребенка» [1] (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года) сказано, что Педагог должен уважать личность ребенка, его человеческое достоинство, уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.

2. В Рекомендациях ЮНЕСКО «О Положении Учителей» от 05.10.1966 г. [2] указано, что учитель должен вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива. Быть нравственным примером для учеников.

3. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3] педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. Правовые нормы и ответственность за их нарушение определены законодательством. Что касается нравственных и этических норм, то образовательная организация может установить их самостоятельно.

4. Существует также Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [4]  (далее-Приказ). Приказ разъясняет, кто допускается к педагогической деятельности, какие трудовые умения, знания и действия необходимы педагогу. Также Приказ предъявляет конкретные требования к образованию педагога.

Помимо прочего в профессиональный стандарт включены следующие компетенции педагога: ​

- соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.

5. Интересным для рассмотрения в рамках данной статьи будет  Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее-Кодекс)( разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г.) [5].

Данный документ достаточно подробно описывает этические нормы поведения педагога и отражает основополагающие принципы поведения в образовательном учреждении.

В соответствии с Кодексом:

-педагог должен проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным; ​-педагогу  рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик;

-внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

Плюсом ко  всем вышеперечисленным документам будет и Программа воспитания, которая активно вошла в нашу жизнь и ориентирована на организацию воспитательной деятельности субъектов образовательного и воспитательного процессов.

Итак, для измерения удовлетворенности потребителей в части взаимотношений педагога со студентами было проведено анкетирование. В анкетировании принимали участие студенты всех курсов  и специальностей техникума .

Анкетирование проводилось путем анонимного заполнения листов с вопросами. Количество респондентов 393 .    

Анкета «Педагогическая этика»

1. Соответствие внешнего вида педагога (сотрудника) образовательного учреждения  нормам делового стиля

-да

-нет

-иное

2. Соответствие морально-этическим нормам, правилам и принципам педагогической этики и профессионального поведения педагога (сотрудника).

-Уважительное и доброжелательное отношение к студентам

-Грубое и негуманное отношение

-Унижение человеческого достоинства

-Проявление превосходства

-Объективность в оценках

-Гендерное неравенство

Рекомендац  сотрудникам

Замечания сотрудникам

Отзывы сотрудникам

Цель: определить состояние межличностного  взаимодействия педагогов и студентов в коллективе и соответствие внешнего вида

Задачи проведенного анкетирования со студентами 1, 2, 3, и 4 курса:

1.Соответствие внешнего вида педагога (сотрудника) образовательного учреждения  нормам делового стиля

2. Соответствие морально-этическим нормам, правилам и принципам педагогической этики и профессионального поведения педагога (сотрудника).

3.Обеспечение руководства образовательного учреждения  информацией о различных аспектах педагогической деятельности преподавателей.

Вывод: задачи, поставленные в ходе проведения анкетирования и обработки результатов, выполнены:

1.Соответствие внешнего вида педагога (сотрудника) образовательного учреждения  нормам делового стиля – респонденты  считают: соответствует на 98 %

2. Соответствие морально-этическим нормам, правилам и принципам педагогической этики и профессионального поведения педагога (сотрудника).

Уважительное и доброжелательное отношение к студентам - 86%

Грубое и негуманное отношение – 4%

Унижение человеческого достоинства – 2%

Проявление превосходства – 9%

Объективность в оценках – 50%

Гендерное неравенство – 8%

Некоторые предложения и замечания. Рекомендации – не переходить границу, не относится предвзято, быть толерантнее.

Замечания – склонность к расизму, превосходство в должности, не умение общаться, злоупотребление властью, сексизм, не отражать настроение на оценках

Отзывы – адекватные и сдержанные, самые лучшие, доброжелательные и общительные, самые позитивные.

3.Обеспечение руководства образовательного учреждения  информацией о различных аспектах педагогической деятельности преподавателей – да, обеспечили в ходе выступления и представления информации на педагогическом совете

Преподаватель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим студентам. Требовательность преподавателя  по отношению к студентам  должна быть позитивной и обоснованной. Нарушение профессиональной этики педагогами недопустимы, так как в большинстве случаев они влекут за собой нарушения прав личности студента.  ОН может потерять интерес к учебе, замкнуться или даже впасть в депрессию.

 

Список литературы:
1. «Конвенции о правах ребенка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года)
2. Рекомендациях ЮНЕСКО «О Положении Учителей» от 05.10.1966г.
3. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
5. будет  Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее-Кодекс)( разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г.)