Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕСТНОЙ ФЛОРЫ

Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Приходько Т.В., Данильченко Г.И. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕСТНОЙ ФЛОРЫ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 39-43.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕСТНОЙ ФЛОРЫ

Приходько Татьяна Валерьевна
бакалавр, Костанайский государственный педагогический университет имени У. Султангазина, Республика Казахстан, г. Костанай
Данильченко Галина Ивановна
канд. пед. наук, доцент, Костанайский государственный педагогический университет имени У. Султангазина, Республика Казахстан, г. Костанай

 

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому,

И я научусь.

Конфуций

 

Аннотация. В данной статье говорится о том, как организовать деятельность учащихся младших классов на уроке «Естествознание», которая будет способствовать стремлению ребенка к самостоятель­ной деятельности, побудит интерес к экспериментированию, создаст те условия, которые необходимы для исследовательской деятельности.

 

Ключевые слова: исследовательская деятельность; исследова­тельские умения; организация исследовательской деятельности.

 

Абсолютно каждый ребенок на земле любознателен и хочет учиться и именно на начальной ступени обучения проявляется его стремление к творчеству, познанию и активной деятельности

Каждый ребенок, как нам известно, расположен к исследованию, и, как правило, он полагается не только на те знания, которые дает ему традиционное обучение, но и на свои собственные, которые он приобретает в процессе активного изучения окружающего его мира, тем самым овладевая не только новой для себя информацией, но и неоценимым опытов творца-первооткрывателя.

Так чем же особенно ценно исследовательское поведение? А именно тем, что благодаря ему у ребенка формируется крепкий фундамент для постепенной эволюции процессов обучения и, конечно же, развития в такие процессы, как саморазвитие и самообучение.

Собственную исследовательскую активность ученика целесооб­разно рассматривать, предварительно, как одно из главных направлений развития творческих способностей [1, с. 46].

В книге А.И. Савенкова "Методика исследовательского обучения младших школьников" исследование имеет следующее обозначение: "Исследование – это творческий процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности" [2]. Таким образом, можно сказать, что исследовательская деятельность является неотъем­лемым условием для развития способности наблюдать, смотреть и видеть, для развития личности в целом.

Что же выступает основой формирования исследовательских умений?

Основой формирования исследовательских умений выступает деятельность, так как даёт возможность учащимся добиваться результата, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты, устанавливать связи, делать выводы. Не нужно делать за детей работу, которую они могут выполнить самостоятельно. Необходимо развивать в них любознательность и самостоятельность. Не нужно ругать ребенка если у него что- то не получается, это подавит в нем желание не то что к исследовательской деятельности, но и ко всему процессу обучения, наоборот, необходимо говорить ему «у тебя все получится!», «ты все сможешь!».

Давайте узнаем, что же лежит в основе исследовательской деятель­ности.

В основе исследовательской деятельности лежат:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • умение интегрировать знания из различных областей наук;
  • умение критически мыслить.

Исходя из ранее сказанного, можно выделить задачи исследова­тельской деятельности:

  • Образовательные: активизация и актуализация знаний, получен­ных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, бесспорно переступаю­щими за пределы школьной программы.
  • Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изу­чаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично показывать резуль­таты исследования.
  • Воспитательные: сотворить такой продукт, который будет интересен и необходим другими.

Уже в начальных классах на уроке «Естествознание» необходимо вводить элементы исследовательской деятельности. Ребенок не может действовать полностью сам, именно педагог помогает ему, направляет и корректирует. Организуя исследовательскую деятельность учитель должен использовать все имеющиеся возможности – классный кабинет, в котором имеются живые растения, школьную территорию, где имеется парковая зона, пришкольный участок, либо ближайший лес. Как известно из школьной жизни, особое внимание занимает летняя практика учащихся, которая развивает у младших школьников умения изучать природу, сохранять ее и преумножать, а также способствует сотрудничеству и взаимодействию между учащимися не только одного класса, но и других, и, конечно же, родителями.

Изучая предмет «Естествознание», дети накапливают знания о различных объектах и явлениях окружающего их мира. У них форми­руются понимания связи полученных знаний с повседневной жизнью через различную исследовательскую и практическую деятель­ность.

Учебная программа по предмету «Естествознание» в начальной школе (данная учебная программа разработана АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Национальной Академией образования имени И. Алтынсарина и учителями общеобразовательных школ) нацелена на формирование основ исследовательских, мысли­тельных операций, коммуникативных навыков и умений:

  • выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных;
  • определять проблемы, формулировать вопросы, составлять план исследований, наблюдать, проводить эксперименты, описывать и оцени­вать результаты исследований, высказывать суждения, делать выводы;
  • работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
  • проводить простые эксперименты и наблюдения, раскрывающие характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компо­нентов экосистемы, влияние деятельности человека на окружающую природу;
  • представлять в различной форме результаты собственных простых исследований;
  • объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук [3].

Большая роль в развитие познавательной активности по естествознанию у учащихся принадлежит таким разделам, как: «Я – исследователь» и «Живая природа». Особенность проведения учебного эксперимента на уроках данного предмета заключается в широком использовании живых растений местной флоры. Ученики, опираясь на собственные силы изучают виды растений в местах их произрастания, беря во внимание условия среды.

Начиная с первого класса, учитель на уроке «Естествознание» может использовать такую форму организации исследовательской деятельности, как «экспресс-исследование». Суть такого исследования заключается в том, что ученики, отправляясь на прогулку, получают каждый свое задание, проводят исследование по той теме, которую предложил и учитель. Задания могут быть разными, например, «Какие деревья растут возле вашего дома», «Как зимуют растения», «Как выпадают осадки» и т. д.

Благодаря исследованию младшие школьники учатся самостоя­тельно добывать знания, которые в дальнейшем переходят в умения. Обеспечить усвоение опыта творческой деятельности – это и является отчетливой целью, которая лежит в основе исследовательского метода.

Исследовательская деятельность сама по себе выступает мощным разви­вающим инструментом, но если соединить ее с такими факторами, как уже прочно сформированные учебные навыки, креативное мышление, то она, бесспорно, послужит развитию творческой гармоничной личности обучающегося.

Вовлечение ребенка в исследовательскую деятельность – процесс поэтапный и является эффективным путем обогащения индивидуального исследовательского опыта младшего школьника.

 

Список литературы:
1. Сатимова С.Ш. Статья: «Развитие исследовательских способностей учащихся». Экибастуз, 2017.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. [Текст] /А.И. Савенков // М.: Изд. дом «Федоров». 2006. С. 46.
3. Естествознание. Учебная программа для начальной школы (1-4 классы) в рамках обновления содержания среднего образования – Астана, 2015.