Статья:

К вопросу о воспитательном потенциале урока английского языка в начальных классах

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Шипилова А.Э., Мирошникова Д.В. К вопросу о воспитательном потенциале урока английского языка в начальных классах // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 112-117.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о воспитательном потенциале урока английского языка в начальных классах

Шипилова Анастасия Эдуардовна
студент Оренбургского государственного педагогического университета, РФ, г. Оренбург
Мирошникова Дарья Викторовна
канд. пед. наук, ст. преподаватель Оренбургского государственного педагогического университета, РФ, г. Оренбург

 

TO THE QUESTION OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE ENGLISH LANGUAGE LESSON IN THE INITIAL CLASSES

 

Anastasia Shipilova

Student of the Orenburg State Pedagogical University, Russia, Orenburg

Darya Miroshnikova

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer Orenburg State Pedagogical University, Russia, Orenburg

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме воспитания младших школьников. Автор статьи предлагает различные варианты мотива­ционных заданий как вариант достижения поставленных воспитательных задач. Они могут быть реализованы в процессе урока иностранного языка любого типа.

Abstract. The article is devoted to the problem of education of younger students. The author of the article offers various options for motivational tasks as an option to achieve the set educational tasks. They can be implemented in the process of a foreign language lesson of any type.

 

Ключевые слова: воспитание; младший школьник; мотивация.

Keywords: education; younger student; motivation.

 

Проблема воспитательного потенциала актуальна в настоящее время, так как с каждым годом его реализация в учебном процессе становится сложнее в виду изменяющихся условий образовательной системы в нашей стране. Воспитание в широком смысле представляет собой общественное явление, как воздействие общества на личность, подрастающее поколение. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов (воспитателей) и воспитанников по реализации целей обучения и воспитания в условиях педагогического процесса. В первую очередь, это относится к формированию у человека личностных качеств, взглядов, убеждений, ценностей и норм [1].

Воспитательный процесс на уроке иностранного языка можно увидеть в: воспитании культуры общения у учащихся; воспитании их потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности; поддержании интереса детей к учению и формированию их познавательной активности; формировании у учеников уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка.

Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время одной из задач овладения иностранным языком в школе является приобщение школьников к иноязычному общению. Это задача решается в том числе путём их погружения в контекст диалога культур. Следует отметить, что в ФГОС в воспитании граж­данской идентичности ребёнка наряду с метапредметными и пред­метными результатами освоения образовательной программы большое внимание уделяется личностным результатам, таким как «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной». Приобщение к родной культуре в совокупности с изучением культуры страны изу­чаемого языка способствует реализации воспитательного потенциала урока иностранного языка.

В процессе овладения лексикой и грамматикой иностранного языка, ученик в той или иной степени обращается к культуре и историческому наследию той нации, язык которой он изучает. Воспитательная и образовательная цели урока всегда тесно взаимосвязаны. Любой урок в той или иной степени способствует воспитанию учеников.

Однако, для реализации воспитательного потенциала урока, необходима мотивационная составляющая. Известно, что мотивация (от лат. movere) – побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направлен­ность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [4].

На уроке используются несколько вариантов мотивации, для переключения внимания детей и избегания быстрого переутомления. В основном, в начальной школе, это игры, головоломки, мультфильмы, использование различных предметов, например, игрушек, а также актёрского мастерства самого педагога.

Одним из эффективных методов долгосрочной мотивации является «метод проектов», когда дети выполняют в группах (или индивидуально) какую-либо работу по решению определённой проблемы. Она может быть выполнена в групповой или индивидуальной форме. Затем, перед учащимися ставится ряд задач, которые они должны выполнять, чтобы достичь результата в своей работы, здесь огромную роль будет играть мотивация [5].

К каждому классу мы предлагаем следующие варианты мотива­ционных заданий:

2 класс – «Собираем алфавит».

3 класс – «Путешествуем по миру грамматики».

4 класс – «Мотиваторы».

Рассмотрим эти варианты подробно:

2 класс – «Собираем алфавит»

Для второго класса целесообразен именно этот вариант, так как обучающиеся только приступили к изучению иностранного языка и им было бы интересно собрать свой собственный алфавит.

Чтобы собрать его полностью, нужно очень постараться. Так как в младших классах у детей преобладает именно познавательный интерес, то дети будут стараться, чтобы у них получалось выполнять различные задания.

За каждое удачно выполненное задание ученику вручается «звёздочка». Это могут быть как задания в классной работе, так и домашнее задание, контрольные и самостоятельные работы.

Каждые 3 звёздочки ученик может обменять на одну букву английского алфавита (рис. 1), которую будет необходимо разукрасить по своему усмотрению и вклеить в специальную таблицу (заранее распечатать таблицу для вклеивания букв для детей) (рис. 2).

 

      

  Рисунок 1. Пример задания          Рисунок 2. Специальная таблица

 

С учётом того, что у учащихся начальных классов по 68 часов в учебном году [6], они с лёгкостью смогут собрать весь алфавит, если будут стараться на уроках. При этом учтён тот момент, что дети могут болеть и не посещать школу. При необходимости, можно дать ученику возможность выполнить дополнительное задание, чтобы получить дополнительную звёздочку (особенно подойдёт для тех детей, кому тяжело даётся изучение языка).

3 класс «Путешествуем по миру грамматики».

В третьем классе предлагается, чтобы дети работали с картой по грамматике. Карта рисуется учителем, в соответствии с разделами в учебнике.

Благодаря этому методу, можно разнообразить уроки и проверить, как на самом деле дети усвоили тему.

Ученикам предлагается карта, по которой они будут путешествовать в течении года (полугодия, четверти). В ней дети будут закрашивать части, которые были пройдены и хорошо усвоены. Если у ребёнка возникли проблемы с какой-либо из пройденных тем, он оставляет эту часть незакрашеной. Учитель таким образом может отследить, как усвоена та или иная тема. Или, можно предложить другой вариант. Дети закрашивают часть карты только в том случае, если все успешно написали самостоятельную работу.

Этот способ может оказаться не совсем удобным для учителя. Поэтому можно предложить ещё один вариант. Учитель печатает одну большую карту на класс. Заполнять её можно двумя способами:

  1. Учитель делит каждый раздел по количеству учеников и по результатам самостоятельной работы закрашивает часть карты. У детей есть возможность пересдать пробелы в знаниях, чтобы их часть карты тоже была закрашена.
  2. Часть карты закрашивается только в том случае, когда все в классе усвоили тему.

В 3 классе по программе Spotlight изучаются следующие темы [1]:

  • Модуль 1: To be
  • Модуль 2: Притяжательные местоимения
  • Модуль 3: Present Simple
  • Модуль 4: Possessive case
  • Модуль 5: The verb «Have got»
  • Модуль 6: Prepositions of place
  • Модуль 7: Present Continuous
  • Модуль 8: Present Simple

Все эти разделы могут быть представлены на карте следующим образом (рис. 3):

 

Рисунок 3. Карта

 

4 класс «Мотиваторы».

В 4 классе мы предлагаем ввести «учебную валюту» под названием «Мотиваторы» (учитель может сам подобрать название для этой валюты).

Для детей будет предложена, аналогично тому, как мы описывали во втором классе, система заработка «Мотиваторов». Но здесь, они обме­нивают эти фишки не на буквы алфавита, а, например, на исправление своих отметок.

Чтобы дети не обменивались фишками и не отбирали друг у друга, учителю необходимо вести свой учёт фишек, чтобы в любой момент можно было контролировать процесс.

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитательный потенциал урока иностранного языка реализовывается за счёт мотивации, создаваемой в учебном процессе посредством мотивационно ориенти­рованных заданий, которые позволяют вовлекать учащихся в активную учебную деятельность и стимулируют их стремление к достижению успеха.

 

Список литературы:
1. Spotlight 3 класс 2017 год [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1ruEjrNFj8jFZAIHUlXfbT4eOhd8r7tjX/view (Дата обращения - 18.01.19).
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. / А.Г. Смолов, Г.В. Бурменская и др. - М.: Просвещение, 2011.
3. Воспитание в педагогическом процессе [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/vu/vuz/pedagogicheskie-nauki/pedagogika/vospitanie-v-pedagogicheskom-protsesse (Дата обращения - 14.04.2019).
4. Мотивация [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивацияь (Дата обращения 18.01.19).
5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. / Е.С. Полат - Иностранные языки в школе, 2000, № 2, 3.
6. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/309/39309/files/bup.pdf (Дата обращения - 18.01.19).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с.