Статья:

Интернет-ресурсы как основной путь развития рецептивных умений на уроках английского языка

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Грекова Д.М., Петрущенкова К.Ю., Щукина И.В. Интернет-ресурсы как основной путь развития рецептивных умений на уроках английского языка // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 26-32.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Интернет-ресурсы как основной путь развития рецептивных умений на уроках английского языка

Грекова Дарья Михайловна
студент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Петрущенкова Ксения Юрьевна
студент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Щукина Ирина Владимировна
канд. пед. наук, доцент кафедры английской филологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Internet resources as the main way to develop receptive skills at English lessons

 

Daria Grekova

student Tula State Pedagogical University named after Lev Tolstoy, Russia, Tula

Kseniia Petrushchenkova

student of Tula State Pedagogical University named after Lev Tolstoy, Russia, Tula

Irina Shchukina

candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor in Tula State Pedagogical University named after Lev Tolstoy, Russia, Tula

 

Аннотация. В связи c развитием информационно‑коммуника­тивных технологий, изменилось и содержание образовательного процесса. В данной статье рассмотрены способы формирования и развития таких видов речевой деятельности, как аудирование и чтение, в контексте использования ресурсов сети Интернет.

Abstract. As the result of the evolution in information and communication technologies the content of teaching process has been changed. In the given article we have considered the major ways of formation and developing such types of language activities as listening and reading with the help of the Internet resources.

 

Ключевые слова: обучение; рецептивные умения; информация; Интернет – ресурсы.

Keywords: teaching; receptive skills; information; Internet resources.

 

Современный мир невозможно представить без информационных технологий, настолько сильно они влияют на нас и на все, что нас окружает. В образовательном процессе следствием данного влияния может служить новое техническое оснащение учебных заведений и, главным образом, изменение социального заказа, а так же содержание деятельности педагога и конечного результата обучения иностранным языкам. Что в свою очередь приводит к образованию абсолютно новых методов и форм обучения.

Ученик должен не только владеть какой-либо нужной инфор­мацией, но и иметь навык работы с ней, ведь информационные ресурсы являются одной из главных ценностей современного общества, а умение работать с иноязычной информацией стало одной из приоритетных целей, в частности в процессе обучения иностранным языкам.

По мнению А.А. Миролюбова, использование Интернет-ресурсов в образовательном процессе дает нам ряд следующих преимуществ:

1) для создания проблемной ситуации на уроке, ознакомления учащихся с альтернативными точками зрения на изучаемую проблему;

2) для выполнения проектных, исследовательских работ, подго­товки рефератов, докладов, эссе и пр.;

3) для проведения совместных телекоммуникационных, в том числе международных, проектов школьников;

4) для организации и проведения познавательных телеком­муникационных олимпиад, викторин для школьников;

5) для самостоятельной познавательной деятельности учащихся по совершенствованию знаний в иностранном языке, ликвидации пробелов;

6) для организации дистанционного обучения учащихся;

7) для проведения разного рода тестирования;

8) для организации и проведения телеконференций школьников и учителей по актуальным проблемам современного образования, жизни общества;

9) для организации сетевых методических объединений (сообществ) учителей иностранных языков [7, с. 269].

Анализируя ряда работ, посвященных применению Интернет-ресурсов в обучении, можно выделить следующие их основные преимущества:

· создание иноязычной ситуации общения, которая обуславливает возникновение потребности общения на иностранном языке и отсюда - потребности в его изучении;

· формирование общеучебного пространства для успешного сот­рудничества учеников и учителей в рамках дистанционных олимпиад, исследовательских проектов и т. д.;

· формирование и развитие умения поиска и обработки информации из различных источников при помощи современных компьютерных технологий;

· культурное, эстетическое и гуманистическое воспитание учащихся;

· формирование критического мышления и способности к анализу, путем сопоставления и сравнения информации из различных информа­ционных источников;

· возможность получения грантов и стипендий на обучение;

Таким образом, можно сказать, что ресурсы сети Интернет являют собой некое информационное поле, содержание которого имеет разнообразную педагогически ценную и современную информацию.

Теперь обратимся непосредственно к формированию рецептивных умений в контексте использования информационных ресурсов. Под рецептивными умениями понимают восприятие связного иноязычного текста при чтении или при восприятии речи на слух, а также понимание своих собеседников при диалоге и полилоге. Таким образом, среди видов речевой деятельности это аудирование и чтение.

Обучение аудированию

«Аудирование – это вид речевой деятельности, который пред­ставляет собой целенаправленный процесс восприятия и понимания иноязычной речи на слух в рамках той или иной сферы деятельности на основе лингвистического экстралингвистического опыта аудитора» [11, с. 78].

Согласно Е.И. Пассову, как любое другое умение, аудирование базируется на определенных навыках:

· навыки подсознательного распознавания грамматических форм речи на морфологическом и синтаксическом уровнях и их соотнесение с определенными значениями (грамматические навыки аудирования);

· навыки непосредственного понимания слов и словосочетаний (лексические навыки аудирования);

· навыки подсознательного восприятия и различия звуковой стороны речи: звуков, звукосочетаний, интонации) [8, с. 184].

Итак, для формирования и развития данного умения можно использовать следующие ресурсы сети Интернет:

1. Подкасты

https://learningenglish.voanews.com/programs/radio

http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/general/sixminute/

https://www.audioenglish.org/

Под подкастом следует понимать любой отдельный аудиофайл либо видеофайл, например форматов MP3, AAC, Flash Video и AVI. Так же это может быть и серия подобных файлов. Пользователь имеет возможность прослушивать те или иные файлы, выбирая их в зави­симости от уровня владения иностранным языком. Стоит отметить, что пользователи имеют возможность создавать и загружать свои собственные подкасты.

2. Ресурсы видеохостинговой компания YouTube

https://www.youtube.com

Один из самых популярных ресурсов среди изучающих иностран­ные языки. Главная черта данного ресурса – большое количество аутентичного материала, прекрасно иллюстрирующего те или иные особенности изучаемого языка. Здесь можно выделить различные акценты и диалекты, сленговые выражения, посторонний шум на видео и т. д., что позволяет практически полностью окунуться в ситуацию иноязычного общения.

3. Интернет - ресурс Ello

http://www.elllo.org/

На данном сайте собраны интервью с людьми из разных уголков планеты. К каждому аудиофайлу прилагается полный текст, что позволяет учителю варьировать задания и осуществлять контроль понимания аудиотекстов (так же можно использовать уже готовые тесты, приведенные непосредственно на сайте к каждому из аудио). Один из главных плюсов данного ресурса наличие не только текстов, но и словаря позволяющего снять трудность с новой лексикой при прослушивании.

4. Интернет – ресурс Eslfast

http://www.eslfast.com/

Здесь приведены 365 коротких историй с дополнительными упражнениями. Данный ресурс в целом схож с предыдущим, выбирать аудиофайлы можно согласно уровню владения языком.

В результате изучения различных источников сети Интернет мы приходим к выводу, что использование аутентичных аудио-материалов в процессе обучения английскому языку – это возможность оптимизировать учебный процесс: аутентичные задания соответствуют реальной жизненной коммуникативной ситуации, деятельностно-ориентированы и ситуатитвны.

Обучение чтению

«Чтение представляет собой вид речевой деятельности, входящий в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей, реа­лизуемой в форме вербального опосредованного общения» [5, с. 182]. То есть, чтение – это коммуникативная деятельность, основной задачей которой является получение информации через письменные источники.

В контексте использования сети Интернет в процессе обучения английскому языку на старшем этапе обучения превосходным вариантом могут быть web- страницы известных зарубежных газет, например:

· The Guardian (https://www.theguardian.com/international)

Одна из самых популярных британских газет, известна своими либеральными взглядами и быстрой реакцией на события, происходящие в Великобритании и мире. На сайте издания можно найти рубрики политических и мировых новостей, новости спорта и футбола (ему отведена почетная отдельная рубрика), экономики, культуры, мира моды, современных технологий, образа жизни, путешествий, а также интервью с известными людьми.

· The Independent (http://www.independent.co.uk/)

Сравнительно молодое британское издание The Independent начало выходить в 1986 году. Наиболее полезными для использования в процессе обучения английскому языку будут такие рубрики, как «Политика, «Люди», «Мнения», «Спорт», «Технологии», «Искусство», «Путешествия».

· The Daily Telegraph( http://www.telegraph.co.uk/)

Популярная сегодня газета The Daily Telegraph была основана в 1855 году. Как и другие издания, ежедневно публикует статьи разной тематики: политика, экономика, технологии, спорт, здоровье, мировые новости, культура, мода, путешествия и т. п.

· The Times (https://www.thetimes.co.uk/)

Одна из самых известных газет в мире, освещает новости Великобритании и события в мире, новости здоровья, политики, экономики, спорта, образования, культуры, науки и техники.

Следует отметить, что эффективность обучения чтению во многом зависит от правильного отбора и организации материала. Так, Миролюбов А.А. выделяет следующие критерии отбора текстового материала для учащихся, подразделяя их на содержательную и языковую стороны.

Итак, обратимся к содержательной стороне:

1. Познавательная ценность текста

Необходимо учитывать образовательную и воспитательную ценность материала, который бы способствовал формированию факти­ческих знаний и определенных ценностей.

2. Соответствие текста интересам учащихся

Мотивировать к деятельности может только та информация, которая имеет значимость для учащихся.

3. Культуроведческая ценность

Одним из содержательных компонентов Иноязычной Коммуни­кативной Компетенции является Социокультурный компонент. Видео и текстовые материалы – это путь, который способствует достижению данной компетенции.

Языковая сторона включает лексическую и грамматическую части. А именно: неизвестные ученикам лексические единицы не должны препятствовать понимаю; ранее не изученные грамматические структуры не должны быть включены в материал [7, с. 120-122].

Таким образом, проведя анализ вышеперечисленных Интернет- ресурсов, мы можем сказать, что использование различных web- страниц зарубежных газет в процессе обучения английскому языку на старшем этапе в полной мере способствует формированию такого вида речевой деятельности, как чтение, поскольку данные ресурсы сети Интернет полностью соответствуют перечисленным нами требованиям

Итак, анализ данных материалов показывает, что ресурсы сети интернет представляют собой огромную методическую копилку. Рассмотренные нами сайты отличаются универсальностью: на них представлен широкий спектр полезной учебной информации, так же они имеют культуроведческую и познавательную ценность, более того, отбирая материал учитель ориентируется на интерес учащихся, что так же повышает мотивацию.

В рамках интеграции сети Интернет в процесс образования, вопрос использования информационных технологий и ресурсов является приоритетным, поэтому необходимо найти наиболее рациональные и методически верные пути реализации целей и задач обучения и воспитания посредством глобальной сети.

 

Список литературы:
1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Опыт использования Интернет в образовании. Аналитический обзор. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 1999. - 95 с.
2. Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. - М.: "Европейский центр по качеству", 2003. - 384 с.
3. Гальскова Н.Д., Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — 3-е изд.— М.: Изд-во Моск. ун-та. — 1972.— 575 с.
5. Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словарик. Толковый словарь терминов методики обучения языкам. -М.: Высшая школа, 1996. -240 с.
6. Миролюбов А.А., Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. — Обнинск: Титул, 2010. — 464 с.
7. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М.: Изд-во «Русский язык». 1989, - 276 с.
8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - 3-е изд. -М.: Просвещение, 2005. - 239 с.
9. ФГОС среднего общего образования [Электронный ресурс] //Российское образование. Федеральный портал: [http://www.edu.ru]. [2012]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (Дата обращения: 12.01.18).
10. Ходакова А.Г., Ульянова Н.В., Щукина И.В. Интернет в обучении английскому языку: новые возможности и перспективы. – Тула: Тульский полиграфист, 2013. – 99 с.