Статья:

Программа «Найди свой путь» как форма профориентационной работы в коррекционной школе

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Зарубина Н.И., Ахмерова Д.Ф. Программа «Найди свой путь» как форма профориентационной работы в коррекционной школе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 9-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Программа «Найди свой путь» как форма профориентационной работы в коррекционной школе

Зарубина Наталья Ивановна
учитель, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Школа №37», РФ, г. Анжеро-Судженск
Ахмерова Динара Фирзановна
канд. пед. наук, доцент, директор ГПОУ «Анжеро-Судженский политехнический колледж, РФ, г. Анжеро-Судженск

 

Аннотация. В статье представлен практический опыт организации профориентационной работы в коррекционной школе, описано содер­жание программы «Найди свой путь» как формы профориентационной работы в коррекционной школе.

 

Ключевые слова: коррекционная школа; профориентационная работа; коррекционная программа.

 

В организации образовательного процесса коррекционной школы большое место занимает организация профориентационной работы. В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционной школы очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда.

Некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

  • психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
  • отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
  • неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
  • неспособностью адекватно учитывать влияние производствен­ного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и другие.

Все это обуславливает появление серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

Очевидно, что в решении этих проблем существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профес­сиональному самоопределению обучающихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии. Поэтому профориентационная работа в коррекционной школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения обучающихся. В ходе данной работы необходимо подготовить обучающихся к сознательному профес­сиональному самоопределению и возможно это через реализацию коррекционного курса

«Найди свой путь».

Цель: Подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, через оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.

Задачи:

  1. Формировать представления о выборе жизненного пути и различных вариантов его решения.
  2. Развивать у обучающихся представления о мире профессий, воспитывать уважения к физическому труду, к разным профессиям.
  3. Организовать работу по профессиональному самоопределению обучающихся в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, и соотнесением их с требованиями выбираемой профессии.
  4. Воспитать уважение к рабочему человеку.

Данная программа профессионального самоопределения является комплексной по содержанию, т. к. её осуществление связано с приме­нением различных методов профориентационной работы:

  • Наблюдение, анкетирование, тестирование;
  • Беседа, объяснение, деловое письмо, пояснительное чтение, коррекционно - развивающие задания, просмотр фильмов;
  • Ролевая игра, проблемно-игровые ситуации, профориента­ционные игры с классом;
  • Консультации, помощь в изучении и использовании своих личных особенностей;

Реализация программы предполагает реализацию следующих этапов:

  1. Диагностический.
  2. Профпросветительский (профинформационный).
  3. Профконсультационный.

I этап: «Диагностический» – определение трудового прогноза, на основании результатов клини­ческих, функциональных и психологи­ческих исследований обучающихся с огра­ниченными возможностями.

Этот этап реализуется в двух планах:

  • самопознание, исследование обучающимися своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);
  • оценка своих возможностей, определение степени выражен­ности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.

II этап: «Профпросветительский (профинформационный)».

Цель этого этапа – создать у обучающихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий.

III этап «Профконсультационный» - содействие выбору. Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения.

Реализация второго и третьего этапов предполагает проведение различных форм работы. В таблице 1 и 2 представлены примеры тематического планирования в 6 и 7 классах в объеме 30 часов в год.

Таблица 1.

Тематическое планирование в 6 классе

Название тем

Кол-во часов

теория

практика

всего

 

Раздел 1 Знание о профессиях.

 

 

 

1

Диагностическое. Вводное.

 

1

1

2

Профессия и специальность

1

 

1

3

Профессия выжигальщик по дереву; выжигальщик рисунков

1

 

1

4

Профессии моей семьи

1

 

1

5

Оформление коллажа по теме “Профессии вокруг нас”.

 

1

1

6-7

Просмотр кинофильмов о профессиях

2

 

2

8

Профессия гардеробщик; гладильщик; машинист по стирке и ремонту одежды

1

 

1

9

Профессия грузчик, дворник.

1

 

1

10

Что такое профессиональная пригодность?

1

 

1

11

Профессия конюх, кроликовод

1

 

1

12

Оформление рисунков “Моя мечта о будущей профессии”

 

1

1

13

Профессия подсобный рабочий

1

 

1

14

Основные составляющие профессионального выбора

1

 

1

15

Профессия кухонный рабочий, мойщик посуды, подготовитель белья к глажению

1

 

1

16

Профессия садовник, садовод, цветовод, овощевод

1

 

1

17-19

Просмотр фильмов о профессиях.

3

 

3

20

Профессия санитар ветеринарный, санитарка (мойщица)

1

 

1

 

Раздел 2. Мои особенности.

 

 

 

21

Важно знать и уметь – (твои физические способности и возможности).

1

 

1

22

Самооценка и уровень притязаний

1

 

1

23

Что я знаю о себе?

1

 

1

24

Тестирование “Куда пойти учиться”.

1

 

1

 

Раздел 3. Профориентационные игры

 

 

 

25-28

Сюжетно-ролевые игры профессионального содержания

 

4

4

29

Дидактические игры

 

1

1

30

Итоговое занятие

 

1

1

 

Итого

21

9

30

 

Таблица 2.

Тематическое планирование в 7 классе

Название тем

Кол-во часов

теория

практика

всего

 

Раздел 1. Знание о профессиях.

 

 

 

1

Диагностическое. Вводное.

 

1

1

2

Склонность и профессиональная направлен­ность Темперамент и выбор профессии. Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии

1

 

1

3

Профессия сборщик обуви, игрушек, бумажных изделий, изделий из кожи и меха, изделий из пластмасс.

1

 

1

4

Рабочий бюро бытовых услуг, зеленого строительства, по обслуживанию бани.

1

 

1

5

Рабочий плодовоовощного строительства, по благоустройству населенных пунктов, по комплексному обслуживанию и ремонту зданий.

1

 

1

6

Рабочий по уходу за животными, ритуальных услуг.

1

 

1

7

Разрисовщик игрушек, раскрасчик изделий, ретушер.

1

 

1

8

Склонность и интересы в выборе профессии

 

1

1

9

Ошибки в выборе профессий

1

 

1

10

Составление личного профессионального плана

 

1

1

 

Раздел 2. Мои особенности.

 

 

 

11

Что я знаю о себе?

1

 

1

12

На пороге взрослой жизни

1

 

1

13-14

Развитие умений по принятию решений

1

1

2

15

Профессиональная зрелость

1

 

1

16-17

Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы.

1

1

2

18

Что такое характер?

1

 

1

19

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции

1

 

1

20

Поддержка друзей

1

 

1

 

Раздел 3. Профориентационные игры

 

 

 

21

Профориентационная игра «Угадай профессию»

 

1

1

22-25

Игровые пробы

 

4

4

26

Коллаж «Моя будущая профессия» (Арт‑терапевтическая техника).

 

1

1

27-29

Игровые профориентационные упражнения

 

3

3

30

Итоговое занятие

 

1

1

 

Итого

15

15

30

 

Список литературы:
1. Бякова Н.В. Групповая профориентационная игра "Путь в профессию" / Н.В. Бякова // Воспитание школьников. - 2011. – No 1. -С. 49-56.
2. Казарова Е. Проблема выбора: программа психолого - педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся / Е. Казарова // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.". - 2007. - No 2. - С. 17 23.
3. Резапкина Г. Профессия и карьера: сценарий тренинга профессионального самоопределения для учащихся 8 – 9 - х классов / Г. Резапкина // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.". - 2009. - No 2. - С. 13 36.
4. Усова Н.В. Любимая профессия всегда дарит радость!: классный час / Н.В. Усова // Воспитание школьников.-2011.-No 3.-С. 33 38.
5. Филимонова О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9- х классов / О.Г. Филимонова // Библиотечка «Первого сентября». Школьный психолог. – М.: Чистые пруды, 2008. - No 20. - С. 1 29.