Статья:

Развитие познавательных способностей детей с ограниченными возможностями посредством использования технологии «САУНДБИМ»

Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Завернина О.Г., Пургина О.Л. Развитие познавательных способностей детей с ограниченными возможностями посредством использования технологии «САУНДБИМ» // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 6-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие познавательных способностей детей с ограниченными возможностями посредством использования технологии «САУНДБИМ»

Завернина Ольга Геннадьевна
учитель-дефектолог ГБУ «Северодвинский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Ручеек»», РФ, г. Северодвинск
Пургина Ольга Леонидовна
логопед ГБУ «Северодвинский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Ручеек»», РФ, г. Северодвинск

 

The development of cognitive abilities of children with disabilities through the use of technology "SOUNDBEAM»

 

Olga Zavernina

defectologist GBU "Severodvinsk rehabilitation center for children with disabilities «Trickle»", Russia, Severodvinsk

Olga Purgina

logopedist GBU "Severodvinsk rehabilitation center for children with disabilities «Trickle»", Russia, Severodvinsk

 

Аннотация. Одной из новых технологий, позволяющей сделать процесс реабилитации не только эффективным, но и увлекательным для детей, является «Саундбим». В данной публикации представлены несколько вариантов игр для развития познавательных способностей детей с ограниченными возможностями, которые могут быть использованы учителями-дефектологами, логопедами и другими специалистами в качестве методической помощи при использовании технологии «Саундбим» на своих занятиях.

Abstract. One of the new technologies to make the rehabilitation process is not only effective but also fun for children is "Soundbeam". This publication presents several options of games for development of cognitive abilities of children with disabilities that can be used by speech pathologists, speech therapists and other specialists as a guidance when using technology "Soundbeam" in his classes.

 

Ключевые слова: технология «Саундбим»; познавательные способности; дети с ограниченными возможностями; коммуникация.

Keywords: technology "Soundbit"; cognitive ability; children with disabilities; communication.

 

Специалисты, работающие в области коррекционной педагогики, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития. Проблема сложного дефекта становится все более актуальной и заставляет задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом.Педагоги вынуждены искать новые технологии, позволяющие сделать процесс реабилитации не только эффективным, но и увлекательным для детей.

Одной из новых технологий, отвечающих перечисленным требованиям, является «Саундбим».

Что же такое «Саундбим»? Это необыкновенный бесконтактный музыкальный инструмент, снабженный высокочувствительными датчиками движения, с помощью которых даже самые маленькие движения пользователя в луче воспроизводят музыкальные фразы или звук, как будто музыкант играет на невидимом инструменте. В комплект входят четыре педали основных цветов и два лучевых сенсора [2] (рисунок 1).



Рисунок 1. Занятие с использованием системы «Саундбим»

 

Возможности использования системы «Саундбим»в области реабилитации детей с различными нарушениями безграничны. Чувство независимости и контроля над происходящим является мощным мотиватором, стимулирующим процесс развития и общения.

Направления использования системы «Саундбим» в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья:

-     развитие мелкой моторики и гашение гиперкинезов;

-     улучшение рисунка ходьбы и закрепление правильной осанки;

-     развитие ощущения собственного тела в пространстве;

-     обучение способности слушать и концентрировать внимание;

-     развитие мотивации;

-     развитие сенсорной сферы, усвоение сенсорных эталонов цвета;

-     развитие слухового восприятия, дифференциация звуков природы, голосов животных.

Познавательные способности — это естественные средства познания, являющиеся индивидуальными качествами человека [1, с. 420]. Они лежат в основе любой эффективной познавательной деятельности и служат базой для развития мышления и речи ребенка.

В своей практике мы используем технологию «Саундбим» с ноября 2012 года как во время совместных занятий учителя-дефектолога и логопеда, так и в процессе индивидуальной работы с детьми. Нами разработана и апробирована программа работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, основанная на применении данной технологии.

Использование технологии «Саундбим» на занятиях позволяет активизировать произвольное внимание ребенка, развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление и речь ребенка более эффективно.

Мы предлагаем несколько вариантов игр для развития познавательных способностей детей с ограниченными возможностями через использование технологии «Саундбим».

1. Игра «Чей голосок?»

Цель: развитие слухового восприятия.

Перед ребенком располагаются педали четырех основных цветов, на которых записаны голоса животных (например: утка, корова, собака и кошка). Ребенку предлагается догадаться, голосок какого животного он услышал, и подобрать соответствующую игрушку.

Вариант игры: ребенок нажимает на педаль того цвета, который озвучил педагог.

2. Игра «Разноцветные домики».

Цель: усвоение и закрепление сенсорных эталонов цвета.

Перед ребенком располагают педали четырех основных цветов и предлагают расселить игрушки по домикам, в соответствии со словесной инструкцией взрослого: «Кукла хочет жить в синем домике (ребенок показывает синюю педаль и усаживает на нее куклу), а мишка - в желтом домике. Найди желтый дом (ребенок располагает медведя на желтой педали)» и т.д. Если ребенок правильно выбрал педаль, то нажав на нее, он услышит смех или другой звук по выбору педагога.

3. Игра «Придумай свою сказку».

Цель: развитие связной речи.

На педалях, расположенных перед ребенком, устанавливаются следующие звуки: шум дождя, звук движущегося автомобиля, пение птиц и мяуканье кота. Педагог вместе с ребенком прослушивает выбранные звуки и составляет рассказ, нажимая на педали в зависимости от его содержимого. Например: «Однажды, ранним солнечным утром, вышел Вова погулять и услышал пение птиц (ребенок нажимает на педаль № 1 и удерживает ее). Вдруг пошел сильный дождь (педаль № 2), птицы испугались и улетели (ребенок отпускает педаль № 1). Вова побежал домой. Навстречу ему вышел кот Марсик (педаль № 3) и Вова погладил его. Вскоре приехала на машине мама (педаль № 4). Она сказала, что дождь уже закончился, и предложила Вове пойти погулять вместе. На улице снова светило солнце и пели птицы (педаль № 1)». Далее ребенку предлагается придумать свой рассказ.

4. Игра «Прогулка в лес».

Цель: развитие слухового восприятия.

Педагог беседует с ребенком о том, как изменяется природа в лесу с приходом весны, а затем и лета. Кого можно встретить в лесу? Кого можно услышать?

Далее педагог с ребенком прослушивают записанные на педалях и лучах системы «Саундбим» голоса лесных птиц и животных, звуки природы. Ребенку предлагается узнать по этим звукам того, кто их издает. Педагог просит ребенка представить себя в лесу. Вот запели птицы, вот дятел стучит по дереву, вот пошел дождь и т.д.

5. Игра «Покажи, на чем играли»

Цель: дифференциация звуков музыкальных инструментов.

На разноцветных педалях и лучах системы «Саундбим» записано звучание различных музыкальных инструментов. Ребенку предлагается нажать на педаль заданного педагогом цвета и попытаться угадать, какой музыкальный инструмент звучит? Если ребенок еще не различает цвета, он может опираться на образец, предъявленный педагогом: «Нажми на педаль такого цвета, как у меня». Ребенку необходимо показать изображение того инструмента, который звучал.

С помощью записанных на разноцветных педалях и лучах системы «Саундбим» различных музыкальных инструментов педагог может предложить ребенку организовать свой оркестр.

По результатам использования технологии «Саундбим» в течение нескольких лет мы можем сделать вывод о её эффективности. Детям стало легче владеть своим телом, расширился диапазон производимых движений, улучшились навыки общения, появилось ощущение достигнутой цели. Уровень развития слухового и зрительного восприятия, воображения, произвольного внимания и памяти стал значительно выше.

Важными достижениями, отмеченными нами, являются повышение уровня мотивации к общению, формирование коммуникативных навыков у детей. Эти навыки особенно ценны для нас, поскольку коммуникативная деятельность для детей со множественными нарушениями является средством дальнейшей социальной адаптации.

В качестве краткого вывода хотелось бы процитировать слова Нины Джерард, учителя музыки г. Бристоль: ««Саундбим» поможет открыть замок к потенциалу ребенка. Он дает возможность ребенку использовать любую, даже самую малую часть своих умственных и физических способностей для познания и входа в мир» [3, с.35].

 

Список литературы:
1. Словарь философских терминов /Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. – М., ИНФРА-М, 2007.
2. «Саундбим 5-музыкальный луч»: Руководство пользователя. – М., 2012.
3. Козырева В.П. Использование новых технологий на музыкальных занятиях с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Логопедия сегодня. – 2008. № 2(20). С. 34-36.