Методы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Методы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Аннотация. Развитые творческие способности учащихся – одна из целей освоения образовательной программы в современной школе. В статье рассматриваются методы, позволяющие достичь поставленной цели.
Ключевые слова: федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС); развитие творческих способностей; метод эмпатии; метод мозгового штурма; метод проблемного обучения; метод творческого чтения.
В октябре 2009 года был принят федеральный государственный общеобразовательный стандарт второго поколения для начального образования. От предыдущего ФГОС он отличается структурой, методологией и требованиями к результатам образования. Основной целью освоения образовательной программы стало воспитание всесторонне развитой личности с серьезным интеллектуальным потенциалом [3]. В связи с принятым стандартом у учащихся должны сформироваться не только личностные качества, предметные и метапредметные компетенции, творческая деятельность и «…наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям» [3]. Проблема развития творческих способностей младших школьников не нова и является основой для всего педагогического процесса. Эта «вечная» проблема не теряет своей актуальности и в современной школе, несмотря на внедрение нового ФГОС. Для её решения проводятся нетрадиционные и инновационные виды уроков, внеклассная работа и творческие мероприятия. Кроме этого в ходе учебной деятельности целесообразно использовать методы, направленные на развитие творческой активности. Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития творческой личности, а урок литературного чтения – это тот предмет, который наиболее полно помогает развить чувства, волю и пробудить творца, художника. Произведения, изучаемые на уроках, несут огромный воспитательный и развивающий потенциал: приобщение к духовному опыту, формирование нравственности, всестороннее мышление.
Для развития вышеперечисленных компетенций учитель должен использовать методы, которые пробуждают интерес к чтению и творчеству, способность к осмыслению и анализу прочитанного материала. Рассмотрим следующие когнитивные методы: метод эмпатии, метод мозгового штурма, метод проблемного обучения и метод творческого чтения.
Метод эмпатии или метод личной аналогии помогает найти в исследуемом предмете или явлении новые характеристики. Чаще всего метод означает отождествление личности одного человека с личностью другого [1]. Учащиеся пытаются занять положение того или иного героя. В литературных произведениях часто используется прием олицетворения, когда животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями. Благодаря этому художественному приему школьники могут перенести свои качества или вообразить себя в роли рассматриваемого объекта. Применяя метод эмпатии, ребенок наделяет объект чувствами, поведением, целями и возможностями, которые могут реализовываться только в вымышленном варианте. Например, изучая стихотворение «Колокольчики мои…» А. К. Толстого, ученики представляют себя степными колокольчиками и рассказывают о себе в роли растений: где они находятся, что делают и как выглядят. Учитель не должен ставить рамки, ограничивать ребенка в рассуждениях и фантазиях, только в таком случае рассказ ученика будет получаться цельным, где каждое предложение дополняет другое. За несколько минут урока создается мини-сочинение в устном виде. Таким образом, этот метод развивает у младших школьников креативное мышление. Учащиеся пробуют себя в роли творца и писателя.
Метод мозгового штурма используется для поиска новых идей и решений, поставленной проблемы, задачи или вопроса с помощью стимулирования творческой активности [1]. В ходе проведения штурма учащиеся дают как можно больше вариантов решения на поставленный вопрос. Применяя этот метод в 1-2 классах, учитель записывает на доске варианты, предложенные учениками. В 3-4 классах учащиеся могут уже самостоятельно фиксировать идеи на стикерах или доске. Из всех высказанных предложений отбираются наиболее удачные и перспективные. Метод мозгового штурма значительно повышает активность учеников, так как работает весь класс, демонстрируя свои знания, креативность и четкость выражения мыслей, умения анализировать идеи. Главным отличием от метода эмпатии являются границы и рамки, так как ученики работают только над одним вопросом. Преимущества мозгового штурма заключаются в развитии творческого мышления, фантазии и воображения. Также дети учатся формулировать, высказывать четко и грамотно свои мысли, принимать мнение других.
Метод проблемного обучения также помогает достичь задач обучения, которые закреплены в новом ФГОС. Суть метода заключается в построении на уроке проблемной ситуации и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из сложившегося обстоятельства. Стоит обратить внимание, что они не получают готового задания. Ученики, включаясь в ход урока и опираясь на свой опыт и умение, должны найти решение возникающих в ходе урока проблем. Для создания проблемной ситуации используются следующие методические приемы: учитель вводит ситуацию противоречия и предлагает ученикам самостоятельно найти способы решения; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с разных позиций; ставит задачу с недостаточными или избыточными данными, с заведомо допущенными ошибками. Используя метод проблемного обучения, стоит учесть доступность поставленной проблемы для возрастной категории и то, что она будет побуждать к поиску новых знаний, быть нестандартной и интересной. Рассмотренный метод помогает развить творческое мышление и навыки самостоятельной работы, сформировать необходимый объем знаний, умений. На усвоение нового материала требуется больше времени, что является существенным недостатком. Несмотря на минусы, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.
Метод творческого или выразительного чтения широко использовался в начале XX века и продолжает применяться в современной школе. Он направлен на активизацию деятельности и использование творческих приемов работы с детским коллективом. Метод способствует развитию наблюдательности, умению находить верные слова для передачи своих мыслей и впечатлений. Достигаются цели путем выполнения творческих задач, например, словесного рисования, чтения по ролям, выразительного чтения наизусть, инсценировка небольших моментов произведения, пересказы, зарисовка интересных сюжетов. Основу метода составляет принцип связи прочитанного с жизнью и деятельностью учеников. Используя метод творческого чтения, следует учесть, что объем произведения, изучаемого на уроке, не может быть большим. Текст должен быть прочитан полностью. Чтение не рекомендуется прерывать объяснениями, рассуждениями и тем более вопросами. Все, что учитель считает непонятным, объясняется до чтения. На уроке важно создать нужное настроение и мотививацию для работы, для восприятия образов художественного произведения.
Улучшение преподавания литературного чтения использованием различных методов, означает повышение качества урока, на котором развиваются креативные и творческие способности учащихся. Уроки литературы и литературного чтения занимают ведущее место во всестороннем развитии ребенка. Они позволяют открывать новые знания, находиться в постоянном развитии и совершенствовании, учиться мыслить нестандартно, избегая шаблонов и клише. При правильном выборе методов проведения урока учитель будет мотивировать ребенка быть творчески активным как на уроках в школе, так и во внеурочной деятельности. Таким образом, будет выполняться основная цель общеобразовательной программы, прописанная в ФГОС второго поколения.