Статья:

Методы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Кривко А.О. Методы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 77-80.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методы развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Кривко Алёна Олеговна
студент, Сочинского государственного университета, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. Развитые творческие способности учащихся – одна из целей освоения образовательной программы в современной школе. В статье рассматриваются методы, позволяющие достичь поставленной цели.

 

Ключевые слова: федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС); развитие творческих способностей; метод эмпатии; метод мозгового штурма; метод проблемного обучения; метод творческого чтения.

 

В октябре 2009 года был принят федеральный государственный общеобразовательный стандарт второго поколения для начального образования. От предыдущего ФГОС он отличается структурой, методологией и требованиями к результатам образования. Основной целью освоения образовательной программы стало воспитание всесторонне развитой личности с серьезным интеллектуальным потенциалом [3]. В связи с принятым стандартом у учащихся должны сформироваться не только личностные качества, предметные и метапредметные компетенции, творческая деятельность и  «…наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям» [3]. Проблема развития творческих способностей младших школьников не нова и является основой для всего педагогического процесса. Эта «вечная» проблема не теряет своей актуальности и в современной школе, несмотря на внедрение нового ФГОС. Для её решения проводятся нетрадиционные и инновационные виды уроков,  внеклассная работа и творческие мероприятия.   Кроме этого в ходе учебной деятельности целесообразно использовать методы,  направленные на развитие творческой активности. Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период  для развития творческой личности, а урок литературного чтения – это тот предмет, который наиболее полно помогает развить чувства, волю и пробудить творца, художника. Произведения, изучаемые на уроках, несут огромный воспитательный и развивающий потенциал: приобщение к духовному опыту,  формирование нравственности, всестороннее мышление.

Для развития вышеперечисленных компетенций учитель  должен использовать методы, которые пробуждают интерес к чтению и творчеству, способность к осмыслению и анализу прочитанного материала.  Рассмотрим следующие когнитивные методы: метод эмпатии, метод мозгового штурма, метод проблемного обучения и метод творческого чтения.

Метод эмпатии или метод личной аналогии помогает найти в исследуемом предмете или явлении новые характеристики. Чаще всего метод означает отождествление личности одного человека с личностью другого [1]. Учащиеся пытаются занять положение того или иного героя. В литературных произведениях часто используется прием олицетворения, когда животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями. Благодаря этому художественному приему школьники могут перенести свои качества или вообразить себя в роли рассматриваемого объекта.  Применяя метод эмпатии, ребенок наделяет объект чувствами, поведением, целями и возможностями, которые могут реализовываться только в вымышленном варианте.  Например, изучая стихотворение «Колокольчики мои…» А. К. Толстого, ученики представляют себя степными колокольчиками и рассказывают о себе в роли растений: где они находятся, что делают и как выглядят. Учитель не должен ставить рамки,  ограничивать ребенка в рассуждениях и фантазиях, только в таком случае рассказ ученика будет получаться цельным, где каждое предложение дополняет другое. За несколько минут урока создается мини-сочинение в устном виде.  Таким образом, этот метод развивает у младших школьников креативное мышление.  Учащиеся пробуют себя в роли творца и писателя.

Метод мозгового штурма используется для поиска новых идей и решений, поставленной проблемы, задачи или вопроса с помощью стимулирования творческой активности [1]. В ходе проведения штурма учащиеся дают как можно больше вариантов решения на поставленный вопрос. Применяя этот метод в 1-2 классах, учитель записывает на доске варианты, предложенные учениками. В 3-4 классах учащиеся могут уже самостоятельно фиксировать идеи на стикерах или доске. Из всех высказанных предложений отбираются наиболее удачные и перспективные. Метод мозгового штурма значительно повышает активность учеников, так как работает весь класс, демонстрируя свои знания, креативность и четкость выражения мыслей, умения анализировать идеи. Главным отличием от метода эмпатии являются границы и рамки, так как ученики работают только над одним вопросом. Преимущества мозгового штурма заключаются в развитии творческого мышления, фантазии и воображения. Также  дети учатся формулировать, высказывать четко и грамотно свои мысли, принимать мнение других.

Метод проблемного обучения также помогает достичь задач обучения, которые закреплены в новом ФГОС. Суть  метода заключается в построении на уроке проблемной ситуации и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из сложившегося обстоятельства. Стоит обратить внимание, что они не получают готового задания. Ученики, включаясь в ход урока и опираясь на свой опыт и умение, должны найти решение возникающих в ходе урока проблем.  Для создания проблемной ситуации используются следующие методические приемы: учитель вводит ситуацию противоречия и предлагает ученикам самостоятельно найти способы решения; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с разных позиций;  ставит задачу с недостаточными или избыточными данными, с заведомо допущенными ошибками. Используя метод проблемного обучения, стоит учесть доступность поставленной проблемы для возрастной категории и то, что она будет побуждать к поиску новых знаний, быть нестандартной и интересной. Рассмотренный метод помогает развить творческое мышление и навыки самостоятельной работы, сформировать необходимый объем знаний, умений. На усвоение нового материала требуется больше времени, что является существенным недостатком. Несмотря на минусы, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.

Метод творческого или выразительного чтения широко использовался в начале XX века и  продолжает применяться в современной школе. Он направлен на активизацию деятельности и использование творческих приемов работы с детским коллективом. Метод способствует развитию наблюдательности, умению находить верные слова для передачи своих мыслей и впечатлений. Достигаются цели путем выполнения творческих задач, например, словесного рисования, чтения по ролям, выразительного чтения наизусть, инсценировка небольших моментов произведения,  пересказы, зарисовка интересных  сюжетов. Основу метода составляет принцип связи прочитанного с жизнью и деятельностью учеников. Используя метод творческого чтения, следует учесть, что объем произведения, изучаемого на уроке, не  может быть большим.  Текст должен быть прочитан полностью. Чтение не рекомендуется прерывать объяснениями, рассуждениями и тем более вопросами.  Все, что учитель считает не­понятным, объясняется до чтения. На уроке важно  создать  нужное настроение и мотививацию  для работы, для восприятия  образов художественного произведения.

Улучшение преподавания литературного чтения использованием различных методов, означает повышение качества урока, на котором развиваются креативные и творческие способности учащихся. Уроки литературы и литературного чтения  занимают ведущее место во всестороннем развитии ребенка. Они позволяют открывать новые знания, находиться в постоянном развитии и совершенствовании, учиться мыслить нестандартно, избегая шаблонов и клише. При правильном выборе методов проведения урока учитель будет мотивировать ребенка быть творчески активным как на уроках в школе, так и во внеурочной деятельности. Таким образом, будет выполняться основная цель общеобразовательной программы, прописанная в ФГОС второго поколения.

 

Список литературы:
1. Горев П. М., Утемов В. В. Формирование творческой личности на уроках и во внеурочной деятельности. Учитель – Волгоград, 2016. – 64 с.
2. Зиновкина М. М., Утемов В. В., Горев П. М. Педагогика креативности. Прикладной курс научного творчества. Межрегиональный ЦИТО. – Киров, 2013. – 2014 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Федеральный закон РФ от 6 октября 2009г. №373- ФЗ.