Статья:

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Сюмак А.А. ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LIX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(59). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Сюмак Ангелина Александровна
студент, Амурский государственный университет, РФ, г. Благовещенск

 

VOLUNTEER ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS

 

Angelina Syumak

Student, Amur State University, Russia, Blagoveshchensk

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы самоорганизации российской студенческой молодежи, которая может приобретать различную направленность, в т.ч. волонтерскую деятельность. Отмечается просоциальный потенциал волонтерской самоорганизации студентов вуза и сущностные характеристики данного явления.

Abstract. The article deals with the issues of self-organization of Russian youth, which can acquire a different focus, incl. volunteer activity. The prosocial potential of volunteer self-organization of university students and the essential characteristics of this phenomenon are noted.

 

Ключевые слова: волонтерство; студенческое добровольчество; мотивация волонтеров-студентов; добровольческая деятельность.

Keywords: volunteering; activity of young volunteers; motivation of student volunteers; student’s volunteers.

 

На сегодняшний день волонтерская (добровольческая) деятельность приобретает все большее распространение в различных социальных группах и слоях населения. Не остается в стороне от этого процесса и студенческая молодежь, активно вовлекаясь в инициируемые органами государственной власти и местного самоуправления, а также общественными организациями проекты благотворительной направленности. Не редко сами студенты становятся организаторами волонтерских акций – «безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях решения социальных задач в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, социальная поддержка и социальное обслуживание населения, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций» [1].

Содействие развитию и распространению волонтерской деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики, что находит свое отражение в положениях действующего законодательства (рис. 1).

 

Рисунок 1. Правовые основы волонтерской деятельности студентов вуза

 

Основными целями развития добровольчества (волонтерства) студенческой молодежи являются расширение возможностей для самореализации, повышение роли добровольчества (волонтерства) в профессиональном становлении будущего специалиста, формирование и распространение добровольческих (волонтерских) инновационных практик социальной деятельности.

Содействие развитию волонтерства в студенчнской среде способствует развитию и укреплению потенциала самоорганизации учащейся моложежи, развитию профессионально-важных знаний, умений и навыков, получению необходимого в будущем опыта практической деятельности. При этом следует учитывать, что роли студентов-волонтеров, реализуемые ими в ходе участия в волонтерской деятельности, предполагают не только исполнительскую деятельность, но и более широкий круг функциональных действий: начиная от разработчика социальных программ, проектов, планов, их информационного сопровождения и ресурсной поддержки и заканчивая руководством реализацией разработанных инициатив, координацией работ отдельных групп волонтеров, взаимодействие с партнерскими организациями и т.п. [2]. (рис. 2).

 

Рисунок 2. Права и обязанности студента-волонтера

 

В последние годы наблюдается устойчивый рост числа студентов и молодежных организаций, участвующих в добровольческой (волонтерской) деятельности, расширяются масштабы реализуемых ими программ и проектов. Однако сохраняется проблема непосредственного участия широких слоев студентов в волонтерстве. Так, свое участие в добровольческой (волонтерской) деятельности в настоящее время подтверждают 15 % опрошенных молодых людей. В то же время, по данным социологических опросов, свою готовность работать на добровольной основе декларировали 50 % опрошенных [3].

Таким образом, остается значительным разрыв между числом молодых людей, заявляющих о потенциальной готовности участвовать в добровольческой (волонтерской) деятельности, и числом студентов, реально ее осуществляющих. Это связано, в частности, с недостатком информации о деятельности добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), неразвитостью инфраструктуры поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности, слабостью межсекторного и межведомственного взаимодействия по вопросам развития добровольчества (волонтерства), а также с общей неустойчивостью многих российских некоммерческих организаций, что ограничивает их возможности быть организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности [4].

В тоже время следует отметить вклад ресурсных центров и центров поддержки волонтеров в популяризации идей волонтерской деятельности, а также расширении границ и возможностей участия в ней студентов вузов. Все чаще такие подразделения создаются на базе учебных заведений, становясь координационными и методическими партнерами тех представителей студенческого сообщества, которые изъявляют желание стать волонтерами.

Таким образом, напрашивается вывод – с одной стороны, о достаточной методической и норматиыной разрабобтке основ волонтерской деятельности учащейся молодежи, а с другой – о необходимости предпринять более активные шаги по поддержке волонтерского движения студентов вуза, обеспечении связи занятия волонтерством и содержания учебного процесса (в первую очередь по направлениям подготовки социально-гуманитарной направленности), включая возможности прохождения учебной и производственной практики студентов на базе волонтерских организаций и объединений, инициирования научно-исследовательской и учебно-научной работы студентов в области изучения различных аспектов волонтерства.

 

Список литературы:
1. ФЗ РФ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 №135-ФЗ (посл. ред. от 21.11.2022). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ (дата обращения: 07.04.2023).
2. Кисиленко А.В. Волонтерство: потенциал самоорганизации российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2018. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-potentsial-samoorganizatsii-rossiyskoy-molodezhi. (дата обращения: 09.04.2023).
3. Купцова И.А. Формирование культуры волонтерства в процессе профессиональной подготовки студентов // Педагогика и психология образования. 2018. №3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-volonterstva-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki-studentov. (дата обращения: 10.04.2023).
4. Певная М.В. Студенческое волонтерство: особенности деятельности и мотивации // Высшее образование в России. 2015. №6. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskoe-volonterstvo-osobennosti-deyatelnosti-i-motivatsii. (дата обращения: 12.04.2023).