Статья:

Коммуникативная культура как компонент профессиональной культуры личности педагога

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Жидких О.А. Коммуникативная культура как компонент профессиональной культуры личности педагога // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 14-17.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Коммуникативная культура как компонент профессиональной культуры личности педагога

Жидких Ольга Александровна
педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад №7 «Золушка», РФ, г. Рассказово

 

Olga Zhidkih

Educational psychologist MBDOU «kindergarten №7 «Cinderella», Russia, Rasskazovo

 

Аннотация. В данной статье анализируются особенности комму­никативной культуры педагога и её влияние на образовательный процесс. Приводятся конкретные примеры возникающих сложностей общения внутри педагогического коллектива и описываются элементарные приёмы конструктивного общения.

Abstract. This article analyzed the features of the communicative culture of the teacher and its impact on the educational process.

Specific examples of emerging difficulties of communication within the teaching staff are given and elementary method of constructive communication are described.

 

Ключевые слова: коммуникативная культура; профессиональная культура; педагог.

Keywords: communicative culture; professional culture; the teacher.

 

Психологу дошкольного учреждения ежедневно приходится сталки­ваться с решением многих задач - сложных и не очень. В основном конечно, основная масса работы – это маленькие воспитанники. Но часто работа идёт и в направлении педагогического коллектива. Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет коммуникативная культура педагога, его умение общаться конструктивно. Конфликтные ситуации внутри педагоги­ческого коллектива могут негативно сказываться как на самочувствии непосредственного участника конфликта, так и на самочувствии воспитанников дошкольного учреждения. Полноценное развитие ребёнка-дошкольника может обеспечить только уравновешенный, спокойный и положительно настроенный педагог.

Вся наша жизнь построена на ежедневном общении с другими людьми. Люди ежедневно обмениваются друг с другом своими эмо­циями, своими жизненными установками. Не всегда и не у каждого, получается, сделать это хорошо. Умение общаться имеет большое зна­чение для достижения в личной и общественной жизни стабильности, комфорта и счастья. Конструктивное общение – это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное. В современном мире умение общаться, умение слушать и слышать своего собеседника имеет очень большое значение для дальнейшего развития, как в профессиональном, так и в личностном плане.

Заметив в своих отношениях с людьми недостатки, постоянно сталкиваясь с конфликтными ситуациями в общении, необходимо обу­читься конструктивному общению. Это не просто овладение навыками. В первую очередь, придется пересмотреть целый комплекс своих нравственно-этических ценностей, определить, что наиболее важным моментом становятся отношения с людьми. Подумайте, вокруг чего вращается мир, где его ось? [1]

В процессе общения люди сознательно или подсознательно стремятся удовлетворить свои потребности в любви, защищенности, ощущении собственной значимости, а иногда - и власти над другим человеком.

Что же портит общение? Что вызывает негатив в услышанной фразе?

Это оценочные суждения, всевозможные слова-должники, выспра­шивание или допрос, смена темы разговора, соревновательный момент.

Общение – это чрезвычайно эмоционально насыщенная деятель­ность, и сильные эмоции могут мешать правильно, воспринимать собеседника, затруднять понимание мотивов его поведения, и приводить к конфликтам и недоразумениям.

Предположим такую ситуацию: кто-то громко кричит, обвиняет, нападает. Может быть, и понятно, почему это происходит, но тем не менее неприятно. Есть три варианта ответа:

Агрессивная реакция: накричать в ответ, что еще больше осложнит взаимоотношения.

Уйти в сторону. Это — отступление, и такая пассивная реакция часто приводит к охлаждению взаимоотношений, если не к полному разрыву.

Использовать оптимальное самоутверждение. Для этого необходимо найти формулировку, наилучшим образом отстаивающую определённую точку зрения.

Когда кто-то жалуется, нападает и критикует, он представляет вас виновником всех его неприятностей. Основная цель в этом случае — разрядить враждебность и приблизиться к урегулированию проблемы. Даже если прозвучали обидные высказывания, постарайтесь понять истинную причину — почему именно человек возмущен (раздражен, обижен) — и сдержите первую реакцию ответа агрессией на агрессию [2]. Итак, чтобы разрядить накаленную обстановку, когда несправедливо обвиняют, нападают, критикуют или просто человек находится в возбужденном эмоциональном состоянии, старайтесь придерживаться следующей линии поведения:

  • Не защищайтесь и не нападайте в ответ.
  • Отреагируйте сначала на эмоции. Иногда люди возмущены тем, что их не слышат или не ценят их усилия. Например, когда человек ни с того ни с сего кричит, обвиняя в том, что запачкан пол в коридоре, не огрызайтесь, а «присоединитесь» к чувствам рассерженного: «Конечно, Марья Ивановна, на улице так грязно, и у вас столько работы...»

Проговорите чувства партнера, предположите причину, про­демонстрируйте готовность понять другого, уважение к его чувствам, желание изменить ситуацию, чтобы нейтрализовать его негативную реакцию. Покажите, что услышали и поняли точку зрения человека. Подтверждайте это до тех пор, пока всё не нормализуется.

Обучение приёмам конструктивного общения проходит в рамках тренинговых занятий с персоналом дошкольного учреждения. Используются всевозможные игры и упражнения, направленные на развитие навыков общения друг с другом.

К примеру, схема «Я-высказывания» проста для запоминания и легко может использоваться при разрешении конфликтов в общении. Данная схема поможет наладить диалог и грамотно высказать своё мнение.

Схема «Я-высказывания» такова:

  • Событие «Когда…» (описание нежелательной ситуации) Необходимо точно назвать поведение другого, которое вызвало негативные чувства. Не указав, что именно в поведении человека вас расстроило, есть риск быть непонятым.

Например: «Когда ты кричишь на меня…»

  • Ваша реакция «Я чувствую…» (описание ваших чувств) Важно описать свои переживания, которые возникли сразу, после высказывания.

Например: «Я расстроен…» «Мне обидно…»

  • Предпочитаемый исход «Мне хотелось бы, чтобы…» (описание желательного варианта) Должны быть описаны желательные изменения в поведении другого человека.

Например: «Мне хотелось бы, чтобы вы не кричали на меня…»

При описании своего эмоционального состояния необходимо избегать элемента осуждения лично собеседника как причины этой реакции. Все слова необходимо произносить спокойным и уверенным тоном, чтобы у собеседника не возникло ни капли сомнения.

При определении уровня коммуникативной культуры 86 % педа­гогов характеризуют и свой, и уровень своих коллег как средний. Только незначительное количество (5 %) характеризуют уровень коммуникативной культуры как высокий [2]. Это вполне достаточно для реализации профессиональной деятельности, но «нет предела самосовершенствованию» и есть к чему стремиться.

5 февраля на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад № 7 «Золушка» города Рассказово прошёл областной научно-практический семинар «Коммуникативная культура – компонент профессиональной культуры личности», где была пред­ставлена система деятельности дошкольного учреждения по решению задач коммуникативной культуры. К участию привлечены не только воспитатели, но и младшие воспитатели, играющие также немало­важную роль в воспитании детей. При подведении итогов семинара было решено продолжить работу по развитию коммуникативной культуры педагогов, что значительно расширяет круг задач, которые необходимо решить психологу дошкольного учреждения. Его активная роль в данном аспекте – залог успешного протекания педагогического процесса, построенного на взаимопонимании.

 

Список литературы:
1. Донни Эбенштейн «Сила эмпатии» - Москва: Изд-во «ЛитРес», 2013 г.
2. Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т. П.Усольцева «Основы конструктивного общения. Учебное пособие для преподавателей» - Москва: Изд-во «Совершенство», 1997 г.