Статья:

Одаренные дети в современной школе: рефлексия опыта взаимодействия с молодым педагогом

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Шарина Е.В., Еналеева Н.И. Одаренные дети в современной школе: рефлексия опыта взаимодействия с молодым педагогом // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 55-61.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Одаренные дети в современной школе: рефлексия опыта взаимодействия с молодым педагогом

Шарина Елена Валерьевна
учитель биологии ГБОУ РМ «Лицей для одаренных детей», магистрант, Мордовский государственный педагогический институт, РФ, г. Саранск
Еналеева Наталья Ивановна
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики Мордовский государственный педагогический институт, РФ, г. Саранск

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся работы с одаренными детьми в современной российской школе, особенности профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с такой категорией обучающихся, приводятся примеры основных результативных способов обучения одаренных детей.

Ключевые слова: Одаренные дети; современная школа; трудности работы с одаренными детьми; современный педагог; развивающие технологии.

 

Социально-экономическое развитие страны связано, прежде всего, с интеллектуально-творческим потенциалом населения, который в современных условиях рассматривается как стратегический ресурс. Поэтому сегодня государство и общество проявляет повышенный интерес к воспитанию и развитию талантливой молодежи. Особое значение приобретают выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей [9, с. 15]. Сохранение и развитие одаренности детей – важнейшая проблема нашего общества, поэтому перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности одаренного ребенка и раскрытию его талантов. По мнению Е. Р. Латыповой, осуществление этих процессов профессионально и личностно не подготовленным учителем невозможно [4].

Современная ситуация развития образования диктует необходимость организации работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе. Поэтому Е. В. Фаустова считает, что на сегодняшний день не представляется возможным найти образовательное учреждение, где не велась бы работа с такими детьми. Однако, по ее мнению, следует принять во внимание, что эта система имеет результат там, где есть одаренные учителя, где идет активная и планомерная работа в направлении подготовки высококвалифицированных педагогических кадров. Исходя из этого, Фаустова делает вывод, что система дополнительного профессионального образования имеет необходимый потенциал для создания условий формирования готовности учителей к организации подобного обучения [11].

В настоящее время успехи участников Всероссийской олимпиады школьников по учебным предметам являются важным критерием оценки работы учителя с талантливыми детьми и молодежью, как считает Е. Р. Латыпова. И, изучая этот вопрос, она заключает, что введение Нового Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом министерства образования и науки Российской Федерации № 1252 в 2013 году, ясно показало проблему нехватки одаренных учителей. Обобщая анализ результатов научных исследований, И. А. Дубовец делает вывод, что уровень сформированности умений самостоятельной учебно-профессиональной деятельности (СРУФД) у студентов педагогических вузов не в полной мере соответствует современным требованиям, что требует от практикующих педагогов больше внимание уделять саморазвитию и повышению квалификации. Дубовец считает, что если одаренного ребенка может распознать любой учитель, то потенциальную одаренность с большой долей вероятности увидит и раскроет только одаренный учитель [4, 1].

Трудности работы учителя с одаренными детьми связаны также и с многообразием видов одаренности. Одаренность – это качество психики, которое определяет возможность достижения человеком высоких результатов в различных видах деятельности [7, с. 567]. Впервые формулировка понятия «одаренность» встречается в работах английского психолога Ф. Гальтона в середине XIX в. Современные исследования рассматривают данное понятие как системное, развивающееся в течение жизни свойство личности. «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [8].

Большинство исследователей феномена одаренности считают словосочетания «одаренные ученики», «выдающиеся дети» весьма условными. Посредством данных выражений характеризуют обучающихся с ранним интеллектуальным развитием, обладающих предпосылками становления их научных способностей.

Природа одаренности связана с системными, динамическими и индивидуальными характеристиками личности. Плохая успеваемость и несообразительность не являются показателями отсутствия одаренности, так как одаренность не всегда имеет ярко выраженный характер и может присутствовать в латентной форме [5].

Виктория Юркевич, профессор и заведующая лабораторией «Психологии одаренных детей» Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), считает, что одаренность детей редко проявляется в разных сферах [3,  c. 81]. Гораздо чаще эта особенность реализуется в каком-то определенном диапазоне. Это так называемая дисинхрония. Таким образом, одаренные дети могут быть более интеллектуально развитыми, чем их сверстники в определенной области, но при этом страдает их коммуникативно-эмоциональная сфера.

Индивидуальную одаренность обучающегося можно рассматривать как врожденные способности, которые развивает учитель в учебном процессе. Для более качественного их развития необходимо раннее выявление одаренности и специальная организация учебных занятий, создание специфических учебных программ. Ориентирование учебного процесса идет на получение успешного результата именно по предметам, соответствующим  выявленному виду одаренности. Развитие, главным образом, имеет направленность на формирование личности. Из этого следует, что создание учебных программ и реализация учебного процесса  ориентированы на подготовку компетентного специалиста в сфере соответствующей одаренности обучающегося [5].

Всем учителям нужно помнить, что работая с одаренными обучающимися, необходимо не только вкладывать в них определенный объем знаний, но и осуществлять также коррекцию их развития, учить их мыслить творчески и самостоятельно в процессе переработки полученного материала. А главное, не следует забывать, что одаренность сама по себе не является показателем готовности к обучению.

Именно на плечи учителя ложится задача развития творческой натуры ученика посредством создания специальной образовательной среды. Этот процесс весьма сложен и требует не только отличного знания своего предмета, так как обучение при таком подходе носит лишь развивающий характер. В настоящее время просто необходимо использовать развивающие технологии, которые направлены на формирование способности обучающегося быть субъектом образовательной деятельности, выступающей процессом развития в целом (развития физического, эмоционального, интеллектуального, личностного и духовно-нравственного) [2].

Самым главным требованием к педагогу, работающему с одаренными детьми, является принятие индивидуальности обучающегося. Учитель должен владеть знаниями о психологических, физиологических, дидактических и других особенностях обучения и развития одаренных учеников, а подготовка будущих педагогов должна вестись в направлении изменения их сознания. Самый главный принцип работы с одаренными учениками – это принцип «принятия другого». Согласно ему учитель должен считаться с мнением обучающегося, воспринимать его как личность. Поэтому отмирает объект-субъектное взаимодействие: ученик и учитель в данном случае являются равноправными партнерами, то есть выступают субъектами совместной деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Учителю для продуктивной работы с одаренными детьми придется забыть об одном из наиболее распространенных стереотипов традиционного учительского сознания, в котором ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не как субъект совместного образовательного процесса. Ему нужно запомнить, что широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта одаренного ребенка. Акцент нужно делать не на то, что изучать, а на то, как изучать [5]. 

На уроках желательно разбирать задачи с практической направленностью, прослушивать доклады о достижениях в различных областях науки и техники с целью подготовить учеников к выбору профессии, к выходу в большую жизнь. Необходимо стимулировать обучающихся на работу с дополнительной литературой, интернет ресурсами при подготовке презентаций, видеороликов к уроку, где они представляют цели, задачи, делают выводы. Ведущее место в работе с одаренными обучающимися отведено теме проекта. Это просто кладезь межпредметных связей, а также это дает возможность создания групп по интересам, воспитывает взаимоподдержку и взаимовыручку. Еще одним вариантом работы с обучающимися является развитие специальных способностей детей на факультативах, тренингах, в работе научного общества учащихся общеобразовательных школ [12].

Возможность использования не только учебного материала, но и расширение информационного пространства за его рамки (развитие навыков поиска необходимой информации) и умение преподносить плоды собственной деятельности (презентации) позволят школьникам в последующем успешно показать себя в научно-практических конференциях и конкурсах научно-исследовательских работ [5].

Есть еще одна группа методов, которые по своим учебно-воспитательным возможностям гораздо эффективнее традиционных. Это проблемные методы. Постановка проблемы стимулирует познавательную мотивацию обучающихся, а поиск решения – понимание материала большинством учеников класса. Большое внимание следует уделять разноуровневым заданиям. Применение этой группы методов предполагает дифференциацию обучения. Так, встречаются такие формы работы: коллективная (все учащиеся выполняют одно задание), групповая (каждая из трех групп получает задание), индивидуальная (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Огромным потенциалом для развития одаренного ребенка обладает внеурочная деятельность, которая проявляется в участии школьников в олимпиадах, научно-практических конференциях. Кроме упомянутых форм работы существует и еще одна, которая предоставляет большие возможности развития одаренности. Это элективные занятия, где дети сами выбирают то, что им интересно [6].

По мнению Коровкиной А. В., одаренных обучающихся не следует отделять от остальных и объединять в особые группы для обучения по всем предметам. Лишь совместное обучение позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий [3].

Для развития одаренности в современных образовательных учреждениях необходимо создание определенных условий. Т.Н. Тихомирова выделяет два основных направления для развития креативности и интеллекта:

1) межличностное взаимодействие;

2) предметно-информационное взаимодействие.

Объединив данные направления, можно получить модель для развития всех сторон личности ребенка. Ведь только учитель, как никто другой может правильно и грамотно организовать такую работу. В работе с одаренными детьми целесообразно опираться на следующие принципы педагогической деятельности: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества [3].

Современное российское общество нуждается в новых поколениях не просто образованных и способных к интенсивному овладению знаниями, но и людей, способных к активному продуцированию новых знаний. В связи с этим общеобразовательная школа призвана акцентировать свое внимание на решении задач выявления и развития интеллектуально-творческого и личностного потенциала одаренных детей, создания условий для их успешной самореализации в настоящем и будущем [10].

Таким образом, дальнейшее решение проблемы выявления и поддержки одаренных детей в условиях современной школы требует комплекса мер, направленных на: изучение потребностей учителей и родителей в развитии одаренности детей и подростков; повышение профессиональной компетентности руководителей школ и учителей в сфере работы с одаренными школьниками;  разработку научно-методических основ процесса развития одаренности школьников и оказание учителям научно-методической и информационной помощи в данном направлении их деятельности.

 

Список литературы:
1. Дубовец, И. А. Методика формирования умений самостоятельной учебно–профессиональной деятельности студентов направления рекламы и связей с общественностью / И. А. Дубовец, А. А. Найн // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Образование. Педагогические науки. 2014. Т. 6. No 3. С. 48 – 53.
2. Камалова, О. Н. Актуальные вопросы исследования феномена одаренности в современных условиях / О. Н. Камалова, И. К. Жолобова // Педагогический опыт: от теории к практике : Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары : Интерактив плюс. – 2017. – С. 28–31.
3. Коровкина, А. В. Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми в условиях современной школы / А. В. Коровкина // Развитие творческого, научного, профессионального потенциала современной молодежи в условиях инновационной экономики: материалы международной научно-практической конференции молодых исследователей, 19 апреля 2016 г. – Спб.: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. – 2016. – С.80–82.
4. Латыпова, Е. Р. Организация системы работы педагога с одаренными учащимися / Е. Р. Латыпова // Современные аспекты модернизации технологий и содержания общего образования : Сборник материалов. Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». – Челябинск : ЧИППКРО, 2016. – С. 79–85
5. Майорова, Г. А. Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях модернизации российской системы образовани / Г. А. Майорова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : Материалы Всероссийской научно-методической конференции? 29-31 января 2014 года. – Оренбург: Издателсько-полиграфический комплекс  «Университет». – 2014. – С. 3602-3609.
6. Педагогическая деятельность по работе с одаренными детьми в гимназии / Л. В. Судоргина и [др.]. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 2 (12). – С. 14–23.
7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1998. – 816 с.
8. Савенков, А. И. Детская одаренность. Одаренные дети [Электронный ресурс] / А. И. Савенков. – URL: http://adalin.mospsy.ru/l_01_12.shtml (дата обращения 13.11.2017).
9. Солодкова, М. И. Государственно-общественное управление качеством общего образования: специфика осуществления на различных уровнях принятия решений : монография / М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова и др. ; науч. ред. д-р пед. наук В. Н. Кеспиков. – Челябинск : ЧИППКРО, 2015. – 300 с.
10. Ушатикова, И. И. Практика работы современной школы с одаренными детьми: опыт, проблемы, перспективы / И. И. Ушатикова // Вестник челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – №1. – С.159–169. 
11. Фаустова, Е. В. Одаренный ребенок в школе / Е. В. Фаустов, З. А. Ханаева // Альманах мировой науки.  – М., : «АР–Консал», 2016.  – №2(5)– С. 97–99.
12. Яныбаева, Г. Я. Работа с одаренными детьми в современной школе / Г. Я. Яныбаева // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 3 февраля 2014 г. В 7 частях. Часть VI. – М. : «АР-Консалт», 2014. – С. 126–127.