Статья:

Динамика изменения физической подготовленности студентов третьей функциональной группы с учетом заболевания

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Лосев А.С., Просвирина Л.Н. Динамика изменения физической подготовленности студентов третьей функциональной группы с учетом заболевания // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 134-139.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Динамика изменения физической подготовленности студентов третьей функциональной группы с учетом заболевания

Лосев Алексей Сергеевич
студент Иркутского национального исследовательского технического университета, первого курса института кибернетики им. Е. И. Попова, РФ, г. Иркутск
Просвирина Людмила Николаевна
старший преподаватель физической культуры Иркутского национального исследовательского технического университета, РФ, г. Иркутск

 

Аннотация. В работе представлены результаты исследования динамики изменения физической подготовленности студентов третьей функциональной группы с учетом вида заболеваний, за 2014-2016 гг. База данных составлена на основании обследований состояния физического здоровья студентов ИРНИТУ, которое было проведено в период с сентября 2014 г. по сентябрь 2016 г.

Ключевые слова: физическая культура; студенты; динамика.

 

Одной из важнейших мер по повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студентов является воссоздание системы мониторинга уровня здоровья и физической подготовленности учащихся. В Постановлении Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» (от 29 декабря 2001 г., № 916) отмечается, что формирование и воплощение общероссийской системы мониторинга состояния физического здоровья - это государственная задача в области социальной политики. Мониторинг необходим для того чтобы выявить причинно-следственные связи между состоянием здоровья и экологическими факторами, установить влияние социально-психологических, спортивно-педагогических, естественно-средовых факторов на качество жизни, содействовать осуществлению обоснованных управленческих решений по улучшению здоровья молодежи.  Так, учебной программой предусмотрено проведение мониторинга функционального состояния здоровья студентов ИРНИТУ в период освоения студентом учебной программы. Мониторинг функционального состояния студентов - это система постоянных наблюдений, оценки и прогноза изменений данного состояния. Таким образом, отслеживается динамика физической подготовленности студента. Целями данного мониторинга являются оценка физического состояния студента, и получение данных по динамике функционального состояния студентов, занимающихся физической культурой  во время обучения в университете, а так же  оценка влияния занятий физической культурой на их здоровье и физическое состояние. Задачи мониторинга: выявление причинно-следственных связей между функциональным состоянием студентов и воздействием факторов их жизнедеятельности, исследование показателей функционального состояния студентов разных учебных отделений.

Через стандартный мониторинг можно оценить состояние здоровья студента на данный момент, его адаптивные возможности, откорректировать программу учебных занятий по физической культуре, проконсультировать для самостоятельной работы и выбора вида спорта. 

Для оценки состояния подготовленности юношей III функциональной группы здоровья (специальной медицинской группы - СМГ) были использованы данные мониторингового обследования студентов технических специальностей ИРНИТУ за период с сентября 2014 г. по сентябрь 2016 г. К специальной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие заметные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, обучающиеся по стандартной учебной программе, но имеющие противопоказания от врача к занятиям физической культурой по государственным программам в общих группах.  Учебные занятия проводятся без нарушения программы занятий и контрольного тестирования. Однако, из-за определенных противопоказаний, часть студентов СМГ пропускали отдельные упражнения или ограничивали нагрузку.

При данном мониторинге проводились следующие тесты, отражающие уровень развития жизненно необходимых физических качеств и способностей: 1) подъём туловища за 30 секунд (максимально возможное количество повторений); 2) наклон назад из положения лежа на животе, руки за головой (максимально возможное количество повторений); 3) отжимание (максимально возможное количество повторений).

Полученный экспериментальный материал был подвергнут математико-статистической обработке. Результаты представлены в таблице  1.

Таблица  1.

Средние значения силы у студентов специальной медицинской группы

                     

                     

 

2014г.

2015г.

2016г.

Подъем туловища за 30 секунд (кол-во раз)

                     

24,45±1,23

28,16±1,56

28,11±1,05

Наклон назад из положения лежа на животе (кол-во раз)

         

29,81±4,13

40,92±2,54

39,11±5,30

Отжимание (кол-во раз)

32±3,65

32,91±3,00

29,22±2,50

 

Подъем туловища за 30 секунд. Измеряется скоростно-силовая выносливость мышц сгибателей туловища. Динамику изменения значений упражнения подъем туловища за 30 секунд можно проследить по Рисунку 2.

 

Рисунок 2. Динамика изменения значений в упражнении «подъем туловища за 30 с

 

В период с сентября 2014 г. по сентябрь 2016 г. года диапазон средних результатов составил от 24,45±1,23 раз до 28,11±1,05 раз. Наибольшее среднее значение зарегистрировано у студентов в 2015 г. (28,16±1,56 раз), наименьшее – в 2014 г. (24,45±1,23 раз). Заметно небольшое ухудшение к 2016 г.

Наклон назад из положения лежа на животе. В основном задействуются мышцы спины.  Динамику изменения значений данного упражнения можно проследить по Рисунку 3.

 

Рисунок 3. Динамика изменения значений в упражнении «наклон назад из положения лежа на животе»

 

В период с сентября 2014 г. по сентябрь 2016 г. года диапазон средних результатов составил от 29,81±4,13 раз до 39,11±5,30 раз. Наибольшее среднее значение зарегистрировано у студентов в 2015 г. (40,92±2,54 раз), наименьшее – в 2014 г. (29,81±4,13 раз). Так, заметно незначительное ухудшение показателей к 2016 году.

Отжимание. В основном задействуются грудные мышцы и трицепсы. Так же нагрузка идёт на передние пучки дельт, предплечья, мелкие мышцы кисти, мышцы низа спины, пресс и квадрицепсы. Динамику изменения значений данного упражнения можно проследить по Рисунку 4.

Рисунок 4. Динамика изменения значений в упражнении «отжимание»

 

В период с сентября 2014 г. по сентябрь 2016 г. года диапазон средних результатов составил от 32±3,65 раз до 29,22±2,50 раз. Наибольшее среднее значение зарегистрировано у студентов в 2015 г. (32,91±3,00 раз), наименьшее – в 2016 г. (29,22±2,50 раз). Выявлено небольшое улучшение показателей к 2015 году.

Проведённое исследование выявило, что у юношей наблюдаются улучшения показателей в трех тестах: «наклон назад из исходного положения лежа на животе», «подъем туловища за 30с» и «отжимание» в период с 2014 г. по 2015 г. В 2016 наблюдается спад по всем трем тестам. Сравнительные исследования значений силы учащихся позволяют откорректировать учебный процесс по дисциплине  «физическая культура». Полученная информация так же может быть использована для разработки тренировочных программ для целенаправленного улучшения силовых показателей студента, учитывая его специфические особенности.

 
Список литературы: 
1. Машошина И.В., Готовцев Е.В. «Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов как методология анализа и оценки продуктивности процесса физического воспитания» [Электронный ресурс] URL: http://bmsi.ru/doc/6b8d0429-924b-41c8-9e4c-d22ae2aeb709, (Дата обращения: 29.03.2017).
2. Шадрин Л.В. «Мониторинг функционального состояния студентов СПбГУ» [Электронный ресурс] URL: http://sport.spbu.ru/pdf/manuals/mfss.pdf, (Дата обращения: 29.03.2017).
3. Шпорин Э.Г., Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М. Мониторинг физического состояния студентов как аналитическая база формирования их здорового образа жизни/ Мат. межд. науч.-практ. конф. / Студенческое спортивное движение: Состояние, проблемы и перспективы развития (21 22 ноября 2013 г.), Красноярск. – 2013. С. 479, (Дата обращения: 29.03.2017).
4. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах. «Паспорт здоровья»: монография / под общ. ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского. – Иркутск: Изд-во Иркутского гос. техн. ун-та, 2008. – 268 с, (Дата обращения: 29.03.2017). 
5. Просвирина Л.Н., Колокольцев М.М., Колчанова М.Н., Цеслицка М.З., Станкевич Б.Я. «Возрастная характеристика двигательных качеств студенток технического вуза III-й функциональной группы здоровья (специальная медицинская группа)»: Физическое воспитание студентов. 2015. № 1. С.43-49, (Дата обращения: 29.03.2017).
6. Баринов Р.М., Колокольцев М.М., Просвирина Л.Н. «Динамика заболе-ваемости студентов ИРНИТУ III-й функциональной группы здоровья (спецмедгруппа)»: Молодежный вестник ИРНИТУ. 2015. №4. С.26, (Дата обращения: 29.03.2017).