Статья:

Самостоятельное изучение и повторение физики учащимися – фактор фундаментальных знаний

Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Хусанов З.Ж. Самостоятельное изучение и повторение физики учащимися – фактор фундаментальных знаний // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLVI междунар. науч.-практ. конф. — № 1(46). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 53-56.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Самостоятельное изучение и повторение физики учащимися – фактор фундаментальных знаний

Хусанов Зафар Журакулович
старший преподаватель, Навоийский государственный горный институт, Узбекистан, г. Навои

 

INDEPENDENT STUDY AND REPETITION OF PHYSICS BY STUDENTS-A FACTOR OF FUNDAMENTAL KNOWLEDGE

 

Zafar Khusanov

Senior Lecturer, Navoi State Mining Institute, Uzbekistan, Navoi

 

Аннотация. В статье изложены аспекты повторного изучения и повторения самостоятельно учащимися элементарного курса физики, а также освещены проблемы оценки знания учащихся по физике.

Abstract. The article outlines the aspects of re-learning and repetition of the elementary course of physics independently by students, and also highlights the problems of assessing students' knowledge of physics.

 

Ключевые слова: физика; понятия и термины физики; законы; правила; закономерности; процессы физики; опорный конспект; задачи и тесты по физике; оценка знания; экстернат; сертификат.

Keywords: physics; concepts and terms of physics; laws; rules; regularities; processes of physics; basic notes; problems and tests in physics; assessment of knowledge; external studies; certificate.

 

Знание толъко тогда знание, когда оно приобретено

усилиями своей мыслью, а не памятъю.

Л.Н.Толстой

 

Умственное развитие при повторении обеспечивается его вариативностью. Обычно повторение проводится на новых примерах, в ином порядке с применением новых способов деятельности с постоянным нарастанием сложности заданий. Благодаря этому повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся.

Большую роль в процессе повторения и в целом в учебном процессе играет самостоятельная работа учащихся с учебной литературой, со справочниками, пособиями по физике. Под самостоятельной работой понимают деятельность учащихся без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его наблюдением и руководством, в специально отведенное время. Эта работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поиском наиболее рациональных способов решения и анализом полученных результатов.

Для формирования умения выделять главное в прочитанном, можно предложить учащимся планы обобщенного характера, которые служат алгоритмом усвоения прочитанного. Приведем примеры типовых планов:

I. О физическом явлении и процессе:

1.Признаки, по которым обнаруживают явление или процессы;

2.Условие, при котором они выполняются;

3.Сущность явления или процесса и его объяснение современной наукой;

4.Использование явления или процесса на практике; 

5.Способы предупреждения вредного воздействия явлений или процессов

II. О физическом законе и закономерности;

1. Связь между какими либо величинами устанавливают закон и закономерность;

2. Формулировка закона или закономерности;

3. Математическое выражение;

4. Опыты, подтверждающие законы или закономерности;

5. Объяснение закона или закономерности с точки зрения современного   представления;

6.  Применение закона или закономерности на практике;

7. Границы применения  закона.

III. О физической величине:

1. Какое свойство или явление она описывает;

2. Определение физической величины;

3. Единицы измерения;

4. Формула, выражающая связь с другими величинами;

5. Способы измерения физической величины.

Приступая к преподаванию темы, учитель планирует не только основные цели ее изучения, но и продумывает систему учебных самостоятельных заданий, с помощью которых можно судить, достигнуты ли выдвинутые цели. При умелой постановке вопроса (проблемы) учителем, возрастает уровень самостоятельности в добывании знаний, стремления к самосовершенствованию в интеллектуальной сфере. С течением времени знания, полученные самостоятельно, осознано сделанные выводы из опытов, самостоятельная работа над дополнительной литературой остаются надолго в памяти, а это и есть то, что остается, когда все выученное забыто.

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие.

Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева и др. Эта проблема является актуальной и сейчас.

Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.

Для организации и проведения самостоятельного занятия учащихся по физике, а также для самостоятельной подготовки и повторения физики за короткий срок, как мы ранее отметили, нужны следующие учебные пособия и справочники, позволяющие снять ряд психологических барьеров и облегчающие деятельность учащихся.

  1. Физический словарь, предоставляющий более точный перевод физического термина с русского языка на тот язык, по которому готовится ученик;
  2. Физический толковый словарь, позволяющий кратко характеризовать физический термин или физический параметр (величину);
  3. Глоссарии по физике, позволяющий характеризовать и объяснить суть физического термина и понятия за короткий срок;
  4. Справочники или справочные пособия по языку, позволяющие  относительно за короткий срок изучить суть физического явления или процесса;
  5. Учебники или учебные пособия по физике по форме опорного конспекта;
  6. Сборник задач и вопросов по физике, имеющие задачи с разными категориями трудности, позволяющий снять ряд психологических барьеров учащихся;
  7. Электронные учебники и электронные материалы, позволяющие обучать.

 

Список литературы:
1. Жарова Л. В. Учить самостоятельности. – М.: Просвещение, 1993. – 205с.
2. Обобщающее повторение: Методические указания / Под ред.Карева В. А.- Уфа, 1982. – 82с.
3. Гидронович В. А. Организация обобщенного повторения и выпускных экзаменов по физике.: Автореф.дис. канд .пед.наук. – М., 1988. − 21 с.
4. Разумовский В. Г. Преподавание физики в условиях гуманизации образования // Педагогика. 1998. − №6. − С. 102-111с.
5. Хабибуллаев П. К. и др.Толковый словарь по физике (на узбекском языке)  Ташкент: «Энциклопедия» , 2002. – 304 с.
6. Турсунметов К. А. и др. Содержание и аспекты глоссария  по физике (на узбекском языке). Непрерывное образование. − Ташкент: 2014. − № 3. − С. 61-65.
7. Турсунметов К. А., Хусанов З. Ж., Худойбердиева А. И. Повторим физику (на узбекском языке). − Ташкент: “Укитувчи” 2007 (1 изд.), 2009 (2-изд.), 2012 (3-изд.). − 200 с.