Статья:

Сетевое взаимодействие как условие формирования качества профессионального педагогического образования в СОГПИ

Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Масалкова Е.С., Течиева В.З. Сетевое взаимодействие как условие формирования качества профессионального педагогического образования в СОГПИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 65-71.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сетевое взаимодействие как условие формирования качества профессионального педагогического образования в СОГПИ

Масалкова Елена Сергеевна
магистрант Северо-Осетинского государственного педагогического института, РФ, г. Владикавказ
Течиева Виктория Заурбековна
канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, РФ, г. Владикавказ

 

Network interaction as a condition of formation of quality of professional pedagogical education in SSPI

 

Elena Masalkova

master student North Ossetian State Pedagogical Institute, Russia, Vladikavkaz

Victoria Techieva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy, North Ossetian State Pedagogical Institute, Russia, Vladikavkaz

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема достижения качества профессионального педагогического образования в педвузе в условиях сетевого взаимодействия. Приведены основные преимущества сетевого взаимодействия в реализации основных образовательных программ. Обосновывается необходимость сетевой формы как средства повышения качества образования, как условия обеспечивающего академическую мобильность обучающихся; как способ использования ресурсов других организаций, современных технологий и средств обучения и др.

Раскрыта эффективность деятельности образовательной организа­ции в достижении образовательных задач на примере системы сетевого взаимодействия между Северо-Осетинским государственным педагоги­ческим институтом и общеобразовательными школами, дошкольными образовательными организациями, учреждениями дополнительного образования города Владикавказа и РСО-Алания.

Обоснован выбор образовательных учреждений для создания базовых кафедр. Выявлены компетенции, которые формируются у будущих педагогов, благодаря подобному кооперированию с целью подготовки новых кадров в соответствии с Профессиональным стандартом педагога.

Abstract. The article deals with the problem of achieving the quality of professional pedagogical education in the pedagogical University in the process of implementation of network interaction. The main advantages of network interaction of educational organizations in the implementation of network programs. The need for the existence of a network form of implementation of educational programs is defined by such goals as improving the quality of education; ensuring academic mobility of students; ensuring the possibility of using the resources of other organizations; the use of modern technologies and learning tools; use of international experience; organization of network interaction of various educational organizations.

The article reveals the effectiveness of the educational organization in achieving educational objectives on the example of the network interaction between the North Ossetian state pedagogical Institute and secondary schools, pre-school educational organizations, institutions of additional education of the city of Vladikavkaz and RSO-Alania.

The choice of educational institutions for the creation of departments is justified. The competencies that are formed in future teachers due to such cooperation in order to train new staff in accordance with the professional standard of the teacher are identified.

 

Ключевые слова: сетевое взаимодействие; профессиональные образовательные программы; профессиональная подготовка; повышение качества образования.

Keywords: network interaction; professional educational programs; professional training; improvement of quality of education.

 

Совершенствование системы профессиональной педагогической подготовки является одним из важнейших направлений реформирования системы российского образования. Проблема достижения современного качества профессионального педагогического образования является актуальной на сегодняшний день и требует современных подходов в ее решении.

Процессы реформирования педагогического образования связаны с приведением системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога, с обновлением содержания общего образования.

Особенно сильно стала ощущаться потребность в повышении качества, эффективности средств его достижения и управления им при нарастающем рассогласовании между условиями существования и развития общества и неспособностью системы образования быстро адаптироваться к этим изменениям [5].

Сегодня общество выдвигает новые требования к содержанию образования, к организации учебно-воспитательного процесса, в области образования выделен приоритет – повышения доступности качествен­ного образования при эффективном использовании имеющихся ресурсов.

Сетевая форма реализации образовательных программ рассматри­вается как наиболее актуальная, оптимальная и эффективная форма обеспечения качества подготовки педагогических кадров.

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Сетевое взаимодействие предлагает взаимоотношения участников, которые основаны на равноправии и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений, что обеспечивает эффективность дея­тельности образовательной организации в достижении образовательных задач[7].

В основе сетевого взаимодействия лежит понятие «сети» как особого типа совместной деятельности людей и организаций, основой возникновения которой является определенная общая проблема. В решении этой проблемы заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть. При этом они сохраняют независимость своей основной деятельности, объединяя при необходимости ресурсы [1].

Необходимость существования сетевой формы реализации образовательных программ подчинена таким целями, как повышение качества образования; обеспечение академической мобильности обучаю­щихся; возможности использования ресурсов других организаций; использование современных технологий и средств обучения; исполь­зование международного опыта; организация взаимодействия различных образовательных организаций [2].

В теории и практике образования уже накоплен определённый опыт сетевого взаимодействия образовательных учреждении для реше­ния задач повышения качества образования, улучшения работы по подготовке обучающихся.

Философские и методологические основы исследования процесса реализации сетевых форм обучения разработаны в исследованиях В.И. Слободчикова, М.И. Фишера, П.Г. Щедровицкого и др. Теорети­ческие, организационно-управленческие и методические аспекты сетевой формы образования процесса представлены в исследованиях А.И. Адамского, В.И. Загвязинского, И.П. Капустина, С.Д. Полякова, М.М. Поташника, Г.Н. Прозументовой, А.В. Хуторского и др.

«Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (далее СОГПИ) в настоящее время реализует профессиональные образовательные программы в условиях сетевого взаимодействия.

В 2017 году Институтом открыты базовые кафедры на базе следую­щих образовательных учреждений республики: в Гимназии «Диалог»; в прогимназии «Интеллект»; в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции; в «Аланской гимназии».

Создание кафедр на базе образовательных учреждений позволяет решить несколько задач, стоящих перед СОГПИ. Во-первых, обеспечить качественную и эффективную подготовку выпускников педвуза в соот­ветствии с потребностями современного образования, требованиями работодателя. Во-вторых, гибко реагировать на изменения и иннова­ционные процессы в системе общего и профессионального образования, тем самым вовремя обновлять содержание и технологии обучения будущего педагога. В-третьих, консолидировать материальные и кад­ровые ресурсы образовательной и профессиональной образовательной организации для достижения общих целей.

Профессиональная подготовка специалистов педагогического профиля осуществляется также на базе общеобразовательных школ, дошкольных образовательных организаций, учреждениях дополни­тельного образования города Владикавказа и РСО-Алания [4].

Выбор образовательных организаций для создания кафедр осущест­влялся по следующим критериям:

  • опыт взаимодействия вуза и образовательной организации по организации профессиональной практической подготовки студентов;
  • наличие профессиональных кадров, способных осуществлять не только руководство профессиональной практической деятельностью студентов, но и оказывать содействие в теоретической подготовке обу­чающихся, а именно участвовать в образовательном процессе педвуза;
  • видение перспективы развития деятельности кафедры;
  • наличие опыта по реализации совместных проектов по научной и методической деятельности.

Такое сотрудничество дает возможность совместно формировать содержание профессиональной подготовки с учетом потребностей и пожеланий работодателей.

Важным направлением сотрудничества с учреждениями является совместное использование кадрового потенциала.

Так, ведущие специалисты школ и ДОУ являются руководителями и рецензентами дипломных работ выпускников вуза, приглашаются в состав ГЭК в период государственной итоговой аттестации. Для оценки качества подготовки студентов обеспечивается участие специалистов системы общеобразовательных школ и дошкольных образовательных организаций в промежуточной аттестации (по итогам изучения профильных междисциплинарных курсов). Кроме того, со стороны учреждений для проведения учебной практики, практических занятий, мастер – классов на базе ДОУ и школ привлекаются высоко­квалифицированные специалисты. Преподаватели СОГПИ проходят стажировку в школах и ДОУ.

В процессе сотрудничества с учреждениями для целей образова­тельного процесса используются ресурсы учреждений. Образовательные учреждения предоставляют для прохождения практики современную производственную базу и оборудование. Это позволяет адаптировать студентов к производственным условиям, они учатся использовать современное учебно-методическое оборудование.

Благодаря сетевому взаимодействию в 2017 году была осуществлена подготовка студентов к участию в Чемпионате WorldSkills Russia. Студенты Института (уровень – колледж) стали победителями Регионального тура Чемпионата WorldSkillsRussia в компетенциях «Дошкольное воспитание» и «Преподавание в начальных классах».

В 2017 году Институт активно работал над расширением сотрудни­чества с вузами РФ. В частности: СКФУ – участие в конференциях, семинарах, вебинарах, установлена договоренность по организации стажировки студентов СОГПИ на базе СКФУ по направлению подготовки «Дефектологическое образование» с 2017 года; СпбГУ – взаимодействие по подготовке кадров высшей квалификации по психологическим наукам, по реализации основной профессио­нальной образовательной программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 37.06.01 Психологические науки; по защите диссертаций аспирантов и соискателей СОГПИ на базе СПбГУ,ЧГПУ, СГПИ – участие в конференциях, семинарах, вебинарах, обучение по программам повышения квалификации; различных мероприятиях воспитательной направленности.

Институтом налажено взаимодействие с Республикой Южная Осетия по следующим направлениям образовательной деятельности: работа по внедрению в образовательный процесс школ Республики Южная Осетии полилингвальной модели поликультурного образования; научно-исследовательские проекты, в том- числе участие в конферен­циях, проводимых СОГПИ; информирование всех образовательных- организаций Республики Южная Осетия о спектре образовательных услуг, предоставляемых СОГПИ.

Таким образом, сетевое образовательное пространство – это живой организм, постоянно меняющийся в содержании, формах и уровнях взаимодействия с различными участниками, видами учреждений и организаций.

Задача профессиональной образовательной организации исполь­зовать максимально и эффективно все возможности сетевого взаимо­действия, сделать его продуктивным, содержательным и взаимо­выгодным [8].

 

Список литературы:
1. Головинская Е.В. Сетевое партнерство: пространство развития: метод. пособие / Е.В. Головинская, Е.А. Пивчук. – СПб: Изд-во Политехн. Ун-та, 2014. – 155 с.
2. Зайцева К.Н. Противоречия между профессиональной подготовкой педагога и современными требования к обучению // Успехи современной науки. - 2016 - № 4 (1). - С. 113-116.
3. Извеков И.Н., Зимовина О.А. Технологии сетевого взаимодействия субъектов образовательного пространства в воспитании школьника // Профес¬сиональное образование и общество. – 2015. – № 4. С. 6 – 22.
4. Кесаева С.В. Сетевое взаимодействие вуза и школы как форма практико-ориентированного обучения будущих учителей начальной школы. // Сибирский педагогический журнал. - 2017- № 3. - С. 80-84.
5. Модернизация и проблемы среднего профессионального образования / Н.О. Веселовская, М., 2013. - 112 с.
6. Отчет по самообследованию СОГПИ [Электронный ресурс]. - http://sogpi.org/Portals/0/Documents/Othet_o_samoobsledovanii_2018.pdf?ver=2018-04-25-144425-523 (Дата обращения 28.11.2018).
7. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс] // Координа-ционный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. - М., 2017. -URL: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/1/ (Дата обращения: 17.10.2017).
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Издательство «Омега-Л», 2014. - 135 с. - (Законы Российской Федерации).