Статья:

Программа формирования толерантности в преодолении ксенофобических установок студентов педагогических ВУЗов

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Куприенко Т.П. Программа формирования толерантности в преодолении ксенофобических установок студентов педагогических ВУЗов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 112-116.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Программа формирования толерантности в преодолении ксенофобических установок студентов педагогических ВУЗов

Куприенко Тарас Павлович
аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования им. академика РАО В.А. Сластёнина Московского педагогического государственного университета, РФ, г. Москва

 

The Content of the Program of Overcoming the Xenophobia Settings of the Students of Pedagogical University in the Process of Professional Education

 

Taras Kuprienko

graduate student of the Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education at the Moscow Pedagogical State University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассмотрены структурная организация и дидактическое содержание программы спецкурса, направленного на преодоление ксенофобических установок студентов педвуза в процессе их профессионального образования.

Abstract. The article describes the structural organization and didactic content of the special course program aimed at overcoming the xenophobic settings of the students of the pedagogical university in the process of their professional education.

 

Ключевые слова: профессиональное образование; ксенофобия; толерантность; программа преодоления ксенофобических установок.

Keywords: professional education; xenophobia; tolerance; the program of overcoming the xenophobia settings.

 

В современном обществе ксенофобия получила широкое распространение на самых различных уровнях: международном, государственном, региональном и бытовом.  Ввиду того, что феномен ксенофобии относится к числу многокомпонентных, проблема преодоления ксенофобии является весьма многогранной. Из этого следует, что для преодоления внутриличностных ксенофобических установок, являющихся основным фактором развития ксенофобии, необходима долгосрочная и целенаправленная работа.

С целью преодоления внутриличностных ксенофобических установок студентов педвуза может быть предложено прохождение специальной программы преодоления ксенофобических установок, рассчитанной на будущих специалистов психолого-педагогического и социально-педагогического профилей. Данная программа может быть внедрена в процесс профессионального образования как в форме самостоятельного спецкурса, так и в структуре уже существующих дисциплин.

В качестве целей предложенной нами программы выступают:

1. формирование теоретических представлений о содержании толерантности как социально-психологического и социально-педагогического фено­мена;

2. формирование навыков диагностики толерантности и умений использования психолого-педагогических методов в области эт­нической, религиозной и гендерной толерантности, а также содействие становлению у студентов ключевых профессионально-личностных компетенций.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи: 

1. Образовательные задачи:

введение в предмет и проблематику социальной психологии и педагогики то­лерантности;

ознакомление с основными психолого-педагогическими концепциями то­лерантности;

формирование умений и навыков, необходимых для диагности­ки толерантности на различных уровнях функционирования;

формирование умений и навыков, необходимых для разви­тия толерантности у различных групп;

формирование навыков практического применения психолого-педагогических методов формирования этни­ческой, религиозной и гендерной толерантности.

2. Развивающие задачи:

формирование у будущих специалистов психолого-педагогического и социально-педагогического профилей установок на толерантное взаимодействие и на необходимость создания толерантной среды, собственно преодоление внутриличностных ксенофобических установок;

способствование формированию межличностной толерантности у студентов педвуза, выработке потребности и начальных умений исследовательской и моделирующей деятельности в области формирования толерантности.

Предложенная нами программа преодоления ксенофобических установок студентов педвуза включает в себя три модуля, рассчитанных на 36 академических часов аудиторной работы (2 академических часа в неделю в течение семестра):

1. Диагностический блок.

2. Информационный блок.

3. Коррекционно-развивающий блок.

Диагностический блок осуществляется в течение двух этапов: введения в курс программы и подведения его итогов. В содержание блока входят стартовая и итоговая психолого-педагогические диагностики следующих показателей:

1. общего уровня толерантности личности;

2. форм и степени выраженности конкретных групп ксенофобических установок;

3. степени социальной дистанции;

4. типа этнической идентичности;

5. общего представления студентов о сути феномена ксенофобии и путях ее преодоления.

Информационный блок реализуется в течение 24 академических часов аудиторной работы в форме лекционно-семинарских занятий и направлен на решение образовательных задач программы. В содержание блока входят лекции, семинары и самостоятельные внеаудиторные работы, систематизированные в следующие разделы:

1. Раздел 1. Толерантность как психолого-педагогический фе­номен.

2. Раздел 2. Технологии диагностики толерантности.

3. Раздел 3. Психолого-педагогические методы формирования толерантности.

4. Раздел 4. Социально-психологический тренинг как техноло­гия формирования толерантности.

Структуру лекций и семинаров в процессе реализации программы предлагается выстраивать в соответствии с принципами и методами когнитивной технологии обучения М.Е. Бершадского, представляющую собой образовательную технологию, которая является общепедагогической предметно независимой индивидуально ориентированной образовательной технологией, обеспечивающей понимание субъектом образовательного процесса окружающего мира путём формирования системы когнитивных схем, необходимых для успешной адаптации к жизни в современном информационном обществе [1].

Коррекционно-развивающий блок реализуется в течение 12 академических часов аудиторной работы и направлен на достижение преимущественно развивающих задач программы. Данный блок состоит из двух частей и включает в себя, соответственно, серию четырех тренинговых занятий (в объеме 8 академических часов аудиторной работы) и двух практико-ориентированных занятий (в объеме4 академических часов аудиторной работы), в которых основным методом работы является метод проблемных кейсов. Содержание тренинговой части предложенной нами программы было разработано с привлечением элементов тренинговых программ Г.У. Солдатовой «Может ли другой стать другом?» [4] и А.Г. Козловой «Обучающий тренинг по формированию толерантности» [2].

С целью закрепления практических профессиональных навыков в содержание коррекционно-развивающего блока также включаются практико-ориентированные занятия, основанные на работе с культурными ассимиляторами и проблемными кейсами, состоящими из описания практических ситуаций, которые могут возникнуть в процессе профессиональной деятельности будущих специалистов психолого-педагогического и социально-педагогических профилей.

Избранный подход к структурной и содержательной организации программы способствует преодолению ксенофобических установок студентов педвуза и обеспечивает целенаправленно организованное и комплексное формирование каждого компонента профессиональной готовности будущих специалистов психолого-педагогического и социально-педагогического профилей (когнитивного, операционального и психологического).

Результаты опытно-экспериментальной работы, доказывающие эффективность предлагаемой нами программы, ранее были отражены в статье Куприенко Т.П. и Дубицкой Е.А. «Результаты апробации программы преодоления ксенофобических установок студентов педвуза» [3].

 

Список литературы:
1. Бершадский М.Е. Когнитивная технология обучения : теория и практика применения [Текст] / М. Е. Бершадский. – М. : Издательство Сентябрь, 2011. – 256 с.
2. Козлова А.Г. Обучающий тренинг по формированию толерантности : учебно-методическое пособие / А. Г. Козлова, Н. Б. Лисовская, М. С. Игнатенко. – СПб. : Издательство РГПУ, 2009. – 1 электронный оптический диск (CD-ROM).
3. Куприенко Т.П., Дубицкая Е.А. Результаты апробации программы преодоления ксенофобических установок студентов педвуза [Текст] / Т. П. Куприенко, Е. А. Дубицкая // Современная наука : актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». – 2017. – № 3. – С. 61-64.
4. Солдатова Г.У. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии [Текст] / Г. У. Солдатова, А. В. Макарчук. – М. : Издательство Генезис, 2006. – 256 с.