Эмоциональная составляющая уроков информатики в условиях реализации ФГОС
Конференция: XL Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XL Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Эмоциональная составляющая уроков информатики в условиях реализации ФГОС
В основе Федерального государственного Стандарта ООО 2010 года лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся[3].
Современные одаренные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
- информированность детей резко возросла;
-современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу, мало слушают спокойную музыку;
-недостаточная сформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления одаренных и талантливых детей;
- ограниченность общения со сверстниками, родителями, скупость его эмоциональной составляющей.
В связи с этим основным этапом стал не этап получения новых знаний, не формирования умений и навыков, а этап мотивации обучающихся к самостоятельной деятельности не только на уроке, но и вне его. Каждый урок обучающие не столько должны искать новые знания, сколько расширять свои культурные горизонты, ждать и надеяться на учителя, как проводника по новой, неизведанной стране. В этом может помочь «привычка удивляться», навык маленького интеллектуально-познавательного и вместе с тем эмоционального «взрыва» в начале урока.
В своей работе учителю необходимо включить в систему работы конкретные приемы для активизации и мотивации учащихся. На своих уроках я часто использую следующие приемы:
1. На каждом уроке предлагаю ввести музыкальную минутку, например музыкальную загадку, разгадав которую учащиеся сами могут подойти к формулированию темы урока и его целей.
Например, на уроке по теме «Кодирование информации» в 5 классе по УМК Босовой Л.Л. [1] предлагаю включать музыку из кинофильма про Шерлока Холмса. Учебная задача: По музыке определить, в кого мы сегодня превратимся. Даже современные мало читающие ученики, не зная автора данного произведения, могут вспомнить кинофильм и определить, что музыка приглашает стать сыщиком. На втором этапе урока дальше формируются группы сыщиков, шпионов, разведчиков и т.д. Поддерживаю музыкальную направленность включением напряженной музыки из фильма «17 мгновений весны» композиция «В черно-белом ритме» во время выполнения работы по кодированию и декодированию сообщений. Получаю яркую эмоциональную окраску этого урока, отсюда 100 % мотивацию обучающихся, в том числе на последующие уроки.
Обучающиеся заряжаются сначала любопытством, а потом и устойчивым познавательным интересам к урокам, к новизне, неожиданности, эмоциональному «взрыву», ждут его.
Еще несколько примеров: от песни «Отважный капитан» перехожу в начале урока к игре «Морской бой», а от нее к теме «Метод координат на плоскости», при изучении темы «Электронная почта» ставлю отрывок-песню «Почта» из телешоу «Уральские пельмени», в которой предлагаю определить вид информационного процесса и его недостатки с точки зрения его удобства при использовании в жизни. При таком подходе обучающие сами легко сформулируют и тему урока, и достоинства электронной почты по сравнению с обычной, и вдохновятся проверить ее быстроту на уроке при выполнении лабораторной работы при отсылке сообщений учителю.
Подобную музыку можно найти практически к каждому уроку, включение ее на любом этапе урока способствует и эмоциональному настрою (на этапе организационного момента и целеполагания), и разрядке (на этапе выполнения упражнений, лабораторных работ, когда учащиеся выполняют монотонную работу, подпевая или прослушивая музыкальные фрагменты), и на этапе подведения итогов урока (когда обучающиеся словами из известных песен формулируют свое внутреннее эмоциональной состояние и удовлетворенность достижениями на уроке), например, просят в зависимости от успехов поставить на завершающем этапе одну из песен «Какой хороший день» из мультфильма, «Завтра будет лучше, чем вчера».
2. Метапредметные связи и общекультурную направленность обучения можно проследить при формулировании учащимися творческих домашних работ, подразумевающих прочтение дополнительной учебной, справочной и художественной литературы.
Так, при изучении той же темы «Кодирование информации» многие обучающиеся сами поставили себе цель: прочитать рассказ «Пляшущие человечки» А.К. Дойла. Учитель выступает в данном случае в роли рыбака: «закидывает удочку» с провокационными вопросами и только указывает путь ответа на них – прочитать интересную книжку, найти ответ в интернете, в справочнике, пообщавшись с родителями.
В теме «Метод координат» одним из пунктов домашнего задания является поиграть в «Морской бой» с родителями и родными. При изучении темы «Системы» по Босовой Л.Л. одним из видов творческой домашней работы служит проект «Родословная», выполняемый в сотрудничестве с родителями с помощью программы «Живая родословная»[2].
Для темы «Устройство персонального компьютера» таким заданием может служить работа по созданию модели «Компьютер будущего», изготовленного например, из старых деталей современного компьютера, но наделенного новым дизайном и функциями, недоступными современным цифровым устройствам.
Это способствует развитию «перспективного мышления». Хорошо, если эту работу можно делать в компании друзей, единомышленников, родных, что также способствует повышению эмоциональной насыщенности общения с ровесниками и, особенно с родителями, развитию доверия между ними.
3. Эмоциональный фон урока можно организовать как с помощью музыкальных фрагментов, так и с помощью «минут тишины». Одним из приемов активизации внимания обучающихся на своих уроках является только зрительное восприятие информации, например, презентаций, плакатов, слайдов, содержащих основные сведения по изучаемой теме. При этом учитель не дает обучающимся не дается никаких комментариев и пояснений в процессе просмотра.
Например, при изучении темы «Хранение информации» в 5 классе учителем оглашается инструкция по работе «Это проверка ваших сверх способностей. Слушаем и запоминаем все, что увидим». Затем в темпе, достаточном для восприятия и первичного запоминания данной группой обучающихся, происходит демонстрация презентации «Хранение информации: история и современность» из электронного приложения к учебнику по информатике 5 класса Босовой Л.Л. [1]
После просмотра задается вопрос : «Какой теме была посвящена просмотренная вами информация? Что вы запомнили?» После того, как тема ими сформулирована самостоятельно, по желанию вызываются 2-4 учащихся, они встают спиной к экрану и происходит дидактическая игра «Припоминай-ка!». Презентация демонстрируется еще раз.
Оставшиеся на местах и видящие кадры ученики формулируют вопросы для стоящих у доски. Таким образом, развивается устная речь одних и зрительная память других. Если такую работу проводить регулярно, то обучающиеся четко выполняют поставленную задачу и работают с информацией, заключенной в презентации, на слайде, плакате, структурной схеме очень эмоционально, с положительной мотивацией. Кроме того, они учатся выделять и формулировать в словесной форме главное содержание, сопереживать за других.
Представленные формы эмоционального включения обучающихся в учебную деятельность были неоднократно опробированы на различных по уровню развития обучающихся и особенно хорошо работают в 5-7 классах.
Через них происходит активное освоение одаренными учащимися эмоционально-познавательной составляющей на уроках, через включения социально значимой среды каждого обучающегося в активно-познавательную деятельность, у талантливых детей происходит формирование постоянной готовности к саморазвитию, что как нельзя лучше соответствует как требованиям к образовательным стандартам нового поколения, так и социальным заказам к талантливым и одаренным детям.