Статья:

Предпосылки создания муниципальной системы физического воспитания школьников

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Фонарев Д.В. Предпосылки создания муниципальной системы физического воспитания школьников // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 67-71.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Предпосылки создания муниципальной системы физического воспитания школьников

Фонарев Дмитрий Викторович
д-р пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», РФ, г. Казань

 

Аннотация. Органы муниципальной исполнительной власти г. Чайковский, Пермский край, в сотрудничестве с Чайковским государственным институтом физической культуры предприняли попытку улучшить положение дел в социальной сфере школьников путем создания городской системы физического воспитания. В статье рассмотрены ряд факторов, определяющих необходимость создания такой системы.

Abstract. The municipal executive authorities of the city of Chaikovsky, Perm Krai, in cooperation with the Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, have made an attempt to improve the situation in the social sphere of schoolchildren by creating an urban physical education system. The article considers a number of factors that determine the necessity of creating such a system.

 

Ключевые слова: система физического воспитания школьников; здоровье; досуг подростков

Keywords: system of physical education of schoolchildren; health; leisure of teenagers

 

Актуальность. Состояние здоровья населения в настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 насе­ления), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста [1].

Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 млн. различных заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%), болезни системы кровообращения (11%), органов пищеварения (8%), инвалидность имеют более 1,1 млн. человек. Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжи­тельности жизни, которая в 2004 году составила 65,5 года, в том числе у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года. По продолжительности жизни мужчин Россия занимает в мире 134-е место, по продолжительности жизни женщин – 100-е [2].

Удручающая обстановка вынуждает обращать на это внимание государственные структуры, от которых зависит судьба российской нации.

В свою очередь муниципалитет г. Чайковский, Пермский край, с 2002 года в сотрудничестве с Чайковским государственным институтом физической культуры предпринял попытку улучшить положение дел в социальной сфере путем создания городской системы физического воспитания школьников [4].

Рассмотрим ряд факторов, определяющих необходимость создания такой системы.

Фактор 1 - Досуг подростков

По мнению Н.Н. Мугаллимовой и др., рост заболеваний у подростков связан с не достаточной двигательной активностью [3, 6]. Именно данный параметр необходим как действенная защита против проявления конфликтности, агрессивности, психической напряженности школьников. Одной из главных причин раннего приобщения детей к наркотикам является скука времяпрепровождения. По данным опроса населения страны 48% респондентов считают, что в стране не исполь­зуется потенциал привлечения подростков к полезной социальной деятельности.

При рассмотрении данных Российского фонда общественного мнения - «Кто организует свободное время подростков?», нами было установлено, что руководящую роль в этом принимают центры творчества, дома культуры, клубы, кружки (по Москве 21% доли участия; по регионам – 15%).

В некоторых городах существует сеть клубных учреждений по месту жительства, в которых львиную долю занимает художественно – эстетическое воспитание, при этом физической рекреации отведен незначительный приоритет [7]. Таким образом, с одной стороны мы ратуем за занятость подростков в вечернее время, а с другой стороны снижается естественная двигательная активность. Есть опыт ряда клубов в организации спортивно – массовых мероприятий и функционирования секций «атлетическая гимнастика», «едино­борства» [5]. Практически в каждом региональном центре существует «кузница педагогических кадров» физкультурно - спортивной направленности. Как показали исследования фонда общественного мнения, по России 92% респондентов в возрасте от 35 до 60 лет считают, что организацией досуга должны заниматься специалисты. Таковые еще остались в общеобразовательных учреждениях, средний возраст которых неуклонно повышается.

Таким образом, сейчас можно надеяться только на школы, так как именно они еще сохраняют традицию дополнительного физкуль­турного образования. Однако и здесь административная реформа предложила искать другой выход выживаемости. Мы говорим об «эксперименте» оптимизации образования, которые повлекли за собой с одной стороны повышение требований к качеству образования, а с другой стороны сокращение ставок педагога дополнительного образо­вания. В таких условиях возникает вынужденная необходимость заключать соглашения с администрацией муниципалитета о сохранении штатных единиц реально направленных на повышение естественной двигательной потребности развивающегося организма.

Фактор 2 - Формирование представления о здоровье сбережения

По словам автора – разработчика «Концепции спортивно ориентированного физического воспитания» В.К. Бальсевича «…наша первоочередная задача не сохранять здоровье – его уже почти не осталось у школьников, а научить формировать его…». Как показали исследования, проведенные в образовательных учреждениях среди родительской и ученической общественности по вопросу: «Что вы знаете о способах формирования здоровья?» - существует определенный вакуум информационного поля по данному вопросу. Выход из данного положения – организация мониторинговых мероприятий, направ­ленных главным образом на выявление заболеваний, профилактико - разъяснительную работу с населением.

Органы управления здравоохранения проводят ежегодные обсле­дования детей и подростков, но из – за отсутствия специалистов в данной области, подвергаются анализу лишь ограниченная категория подрастающего поколения. В школах города отсутствует четкая система мониторинга соматического заболевания, в справках нетрудоспособности с некоторых пор исчез диагноз заболевания, так порой необходимый для учителя физического воспитания.

Фактор 3– Непрерывное образование

Учитывая то обстоятельство, что человек самоопределяется успешнее в условиях прогностического видения своего успешного будущего, в некоторых городах организована поддержка бизнеса во «взращивании интеллекта нации». Тому пример патронаж частной компании «ФосАгро» над общеобразовательными учреждениями. Результатом такого взаимодействия бизнеса и муниципальных школ стало воспитание всесторонне развитой и востребованной в бизнесе личности.

Другой пример: всеобщая профилизация третьей ступени (новые образовательные центры) общего образования, которая определила курс на создание образа успешного компетентного человека. Однако по факту подростку за высокоинтеллектуальную нагрузку подготови­тельных курсов, факультативов, домашней статической подготовке к занятиям в школе приходится платить здоровьем.

Заключение. Таким образом, рассмотрев наиболее значимые факторы определяющие необходимость объединения усилий органов исполнительной власти, родительской общественности и общеобра­зовательных учреждений в становлении здоровья нации возникает необходимость объединения усилий бизнеса и муниципальных органов исполнительной власти для воспитания физически и интеллектуально развитой личности.

 

Список литературы:
1. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – № 5. – С. 16.
2. Дедловская М.В., Миннахметова Л.Т. Infl uence of prestarting mental states for productivity of competitive activity in trap shooting//Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. № 3. С. 109-117.
3. Мугаллимова Н.Н. Двигательная активность как средство первичной профилактики подростковой наркомании/Н.Н. Мугаллимова // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -2010, № 1 (14). -С. 75-83. 
4. Погудин С.М., Лисовский А.Ф., Фонарев Д.В. Физическое развитие учащихся в условиях социально-экономических реформ и спортизации физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 3. С. 38-41.
5. Сидаш А.Л., Корогодина Е.А. Взаимосвязь особенностей жизненного плана и структуры жизнестойкости женской сборной команды по волейболу // В сборнике: Университетская наука: взгляд в будущее Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 81-летию Курского государственного медицинского университета и 50-летию фармацевтического факультета. В 3-х томах. 2016. С. 465-469.
6. Уйманова И.П. Спорт и молодое поколение. / И.П. Уйманова, К.М. Смакова // Физическая культура и спорт - основа здоровья нации. IV Междунар. науч.-студ. конф. 2015.ИрГТУ-Иркутск. С. 171-173.
7. Яковлева Т.В. Дистанционное обучение в образовательном процессе школы. В сборнике: Инновационные технологии в образовательном процессе вуза и школы материалы I-ой областной научно-практической конференции. 2010. С. 173-179.