Статья:

Ценностное отношение личности к обществу и государству через осознание культурных ценностей, знаний своей истории

Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Емцев В.А. Ценностное отношение личности к обществу и государству через осознание культурных ценностей, знаний своей истории // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 35-40.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Ценностное отношение личности к обществу и государству через осознание культурных ценностей, знаний своей истории

Емцев Владимир Александрович
адъюнкт, Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ, РФ, г. Пермь

 

Value relation of the individual to society and the state through the understanding of cultural values, knowledge of its history

 

Vladimir Emtsev

graduated in a military academy, Perm military Institute of national guard troops of the Russian Federation, Russia, Perm

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме ценностного отношения личности к обществу и государству через осознание культурных ценностей, знание своей истории. Рассмотрены проблемы организации воспитательного процесса. Предложены варианты решения вопросов развития гражданских ценностей.

Abstract. The article is devoted to the problem of value attitude of a personality to society and the state through the understanding of cultural values, knowledge of its history. Considers the problem of organizing the educational process. Proposed solutions to issues of development of civil values.

 

Ключевые слова: гражданские ценности; управление образованием; ценностное отношение; образовательные учреждения.

Keywords: civic values; management of education; value attitudes; educational institution.

 

Развитие Российского государства ставит на повестку дня чрезвычайно важная и неотложная задача воспитания нового поколения, способного не только понять общечеловеческий смысл сущности существования человека, а и творчески решать их в соответствии с духом времени.

В наши дни проблема организации воспитательного процесса приобрела особую актуальность и остроту в силу ряда обстоятельств. Первая связана с осознанием высокой ценности, какой является Человек и его жизнь. Вторая обусловлена тем, что современное поколение живет на сломе эпох, смена которых связана с динамическими процессами в определенных структурах жизни и развивается двумя путями: отторжением устаревших форм жизни, что оказывает сопротивление изменениям, и формирования новых цивилизованных принципов жизнедеятельности.

В настоящее время значительно развились гражданские ценности воспитания, образовательные учреждения стали открытыми для родителей, общественных организаций. Расширяется количество субъектов воспитательного воздействия, согласуются их действия. Состояние духовной культуры и морали общества как в мире, так и в России вызывает беспокойство. Коррозия устойчивых духовных ценностей является следствием прогматизации жизни, пропаганды насилия, попрания правовых, моральных, социальных норм и по своим масштабам представляет глобальную социальную проблему.

Управлением образования определены основные задачи в области воспитания: обновление содержания воспитательной работы, создание условий для организации воспитательного процесса, направления педагогических кадров на реализацию новых подходов к воспитанию. Последние характеризуются направленностью к каждому обучающемуся индивидуально, до максимального учета его природных наклонностей, особенностей, связанных с обязательной организацией жизнедеятельности учащихся в коллективе.

Личностно ориентированная модель воспитательной деятельности, отказ от авторитарно-консервативной модели – стратегический путь современного института в новом тысячелетии.

Направлениями государственной политики в области национального воспитания стали принципы гуманистической педагогики, сформулированные в образовательных законах России, в Национальной доктрине развития образования России в ХХІ веке. Надлежащую научную основу реализации цели национального воспитания имеет Национальная программа воспитания учащихся молодежи в России.

В 2008 году педагогическая общественность России получила проек образовательной программы.

В программе указаны:

1.  Концептуальные основы основных ориентиров воспитания.

2.  Возрастные особенности учащихся.

3.  Содержание воспитательной деятельности:

Ценностное отношение к себе.

Ценностное отношение к семье, семьи, людей.

Ценностное отношение к труду.

Ценностное отношение к природе.

Ценностное отношение к искусству.

Ценностное отношение личности к обществу и государству.

В разделе «Содержание воспитательной деятельности» предлагается обширный перечень тематических форм разнообразной деятельности.

Названная Программа, бесспорно, стала настольной книгой педагогов, организующих воспитательный процесс.

Современная педагогическая мысль утверждает, что воспитательная и дидактическая системы, охватывающие учебную деятельность курсантов и методическую подготовку преподавателей, являются подсистемами более широкой модели воспитательной системы образовательного учреждения.

В свете национального возрождения России особое значение приобретает системный подход к организации и проведению воспитательной работы, что становится возможным в новых условиях жизни ВУЗОВ, когда она освободилась от стереотипов, идеологического диктата. Отсюда воспитательный процесс следует рассмотреть не как случайный набор разнообразных мероприятий, проведение спланированных внеклассных мероприятий, а как определенную воспитательную систему. Содержание системного подхода характеризуется совокупностью воспитательных целей, деятельная сторона которых направлена на взаимодействие субъектов воспитательного воздействия, организацию функционирования и развитие воспитательной системы.

Педагогам, осуществляющим воспитательный процесс, следует всегда помнить о том, что каждое мероприятие должно способствовать развитию инициативы учащихся, удовлетворению их потребностей и интересов.

«Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах, не в непосредственном воздействии, а в организации жизни», – писал А.С. Макаренко.

В современном вузе важное направление ее деятельности, который во все периоды общественной жизни считается стратегическим. Это превентивная работа учреждений образования по предупреждению правонарушений, детской и подростковой преступности, вредных привычек.

Преступность вообще – своеобразный барометр нравственного благополучия государства. Не исключение и подростковая преступность.

Тревожит рост негативных явлений в социальной среде, тесно связанных с правонарушениями и преступностью, а именно: наркомания, бродяжничество, курение, ранняя половая жизнь и прочее. Вызывают тревогу многочисленные факты насилия в среде, как со стороны ровесников, так и со стороны взрослых, в частности родителей и преподавателей.

Первый шаг на улицу, в преступный мир начинается с прогуляного занятия, мелкой ссоры с родителями, дискомфорта в группе или в семье, что сплетается в такой тугой узел, который достаточно трудно развязать или разрубить. Статистика указывает, что в списке «детей улицы» только 3 процента составляют дети-сироты. Остальные – при живых и здоровых родителях.

Образовательные учреждения, вне вузовские учебные заведения, должны продолжать работу по созданию или совершенствованию системы воспитания.

Современная институты формируют у учащихся умения, привычку действовать в решении важнейших вопросов своего коллектива, города или села, страны, учит формулировать, выражать и отстаивать собственное мнение. Решение этих вопросов возможно путем развития ученического самоуправления. Опыт организации ученического самоуправления в учебном заведении показывает, что педагогически правильно построенная работа с обучающимися способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса, значительно облегчает воспитательный процесс, способствует налаживанию более тесных и эффективных взаимосвязей между учениками и преподавателями.

Главным в воспитательном процессе является студенты, которые стремятся жить в коллективе интересной и содержательной жизнью. Опыт деятельности ученического самоуправления во многих учебных заведениях подтверждает, что это удается. В становлении ученического самоуправления большое значение приобретает обучение ученического актива. Стоит использовать для этой работы пособие «Ученическое самоуправление», в котором отпечатанном авторские разработки Н.М. Кейван и О.А. Антоненко «Самоуправление – это классно» и «Как стать лидером». В институте надо активно открывать направления ученического актива, школы лидеров и прочее.

Особое значение в решении проблем национального воспитания имеет организация педагогического управление современным воспитательным процессом. В учреждении накоплен положительный опыт национально-патриотического воспитания детей и учащейся молодежи. Благодаря творческой инициативе педагогов, методической службы, реализуется система образовательно-воспитательных проектов, которые предоставляют возможность привлечь людей к увлекательной интеллектуально-творческой деятельности. Одним из примеров такой работы может служить участие учреждения в ежегодном конкурсе и фестивале «Потомки казацкой славы».

Празднование юбилейных дат, связанных с историей войск, институтом – это одно из важных направлений патриотического воспитания. Создание новых экспозиций, новых музеев, в частности, музеев Боевой славы, этнографических, народных промыслов и тому подобное. Следует организовать работу так, чтобы студенты посещали музеи, участвовали в поисковой работе, обработке новых экспонатов.

Демократические изменения, происходящие в России, способствуют осознанию того, что достижение прогресса в обществе возможно лишь при условиях, когда в центре всех преобразований будет находиться личность – с ее проблемами, интересами, заботами и стремлениями.

В 2010/2011г. учебные заведения продолжают деятельность по дальнейшему реформированию воспитательного процесса, в основе которого является поиск и использование современных инновационных воспитательных технологий, обеспечение личностно ориентированного подхода к обучению и воспитания, создание воспитательной системы, согласно имеющихся условий, существующих традиций, насущных проблем.

Педагогический коллектив работает на то, чтобы учебное заведение стало:

·     центром социальной адаптации в реальной жизни;

·     местом культурного досуга, жизнетворчества и жизнедеятельности;

·     центром для формирования творческой деятельности и участия в различных аспектах общественной жизни;

·     местом воплощения в жизнь социально-воспитательных проектов;

·     храмом искусства и интеллектуального развития;

·     центром осуществления мечтаний и надежд воспитанников.

Ценностное отношение личности к обществу и государству.

Воспитательные ориентиры целостного отношения к обществу и государству учащихся институтов (цель, цели, задачи):

·     формирование осознания личностью принадлежности к учащейся государства и народа;

·     развитие способности познавать себя как члена семьи, как студента, жителя города;

·     воспитание чувства любви к России, ее символам, родного языка и слова, оберегов;

·     формирование элементарных знаний о культуре своего народа и стремление придерживаться традиций;

·     обучение правилам общежития и взаимодействия людей в семье, обществе.

Ориентировочная модель выпускника:

·     гордость за принадлежность к Российскому народу;

·     искренняя любовь к Родине, ее символов, оберегов;

·     способность к взаимодействию в семье, коллективе и обществе;

·     уважительное отношение к родному языку и языку других народов, символов Российского государства.

 

Список литературы:
1. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. – М.: Педагогика, 1988. 
2. Беспалько В.П. Учебник. Теория создания и применения. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. 
3. Бейлинсон В.Г. Арсенал образования. – М., 2005.
4. Граник Г.Г. Учитель, учебник и школьники. – М., 1977. 
5. Зверев И.Д. Каким быть учебнику? – М., 1993. 
6. Зорина Д.Я. Программа – учитель – учебник. – М.: Знание, 1989. – 80 с.
7. Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М.: Педагогика, 1983. 
8. Зуев Д.Д. Проблемы структуры школьного учебника // Проблемы школьного учебника. – М., 1974. 1. 
9. Зуев Д.Д. Структура современного школьного учебника и место в ней внетекстовых компонентов. – М., 1980.