Статья:

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Конференция: LXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Гуламова Е.И. СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(71). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Гуламова Егана Илгар кызы
учитель начальных классов, студент, Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского, РФ, г.о. Тольятти

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования мотивации у младших школьников. Определено значение понятия «мотивация» на основе множества исследований различных авторов, изучающих данную проблему. Рассмотрена сущность мотивационной сферы, охарактеризованы особенности формирования мотивации у младших школьников. Рассмотрена игровая деятельность как способ активизации процесса формирования мотивации в процессе обучения.

 

Ключевые слова: мотивация; учебная деятельность; формирование; младший школьник; игровые технологии; процесс; обучение.

 

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как «мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования» [1, c. 107]. Начальная школа является тем временным периодом в жизни учащегося, когда заложение основ умения, желания получать новые знания, навыки является самым благоприятным.

Отечественные и зарубежные педагоги и психологи относят проблему мотивационной сферы к основополагающим в процессе образования. Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности к различным видам деятельности, поэтому остро стоит необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминацией его психики.

Основы теории и практические исследования по проблеме формирования мотивационной стороны учебной деятельности у детей младшего школьного возраста рассмотрены в научных трудах Л.С. Выготского, Е.П. Ильина, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других. В научных работах рассматривается сущность основных понятий теории формирования мотивационной сферы учения. Ряд исследователей освещают в своих научных работах проблему мотивации учения младших школьников. Это такие авторы, как Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, А.М. Тенизова. Научные исследования данных авторов в области педагогики и психологии определяют начальных период образования как большой резерв для развития мотивации к образовательной деятельности.

В исследованиях Н.В. Елфимовой мотивация рассматривается как «процесс, который объединяет личные и ситуационные параметры на пути к регулированию деятельности, направленной на трансформацию предметной ситуации, на реализацию конкретного предметного отношения индивидуума к окружающей ситуации» [4, c. 45].

Л.И. Божович отмечает: «Учебная мотивация − это сложное, системное образование, состоящее из познавательных и социальных мотивов учения. Мотивами учебной деятельности являются факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п.» [1, с. 217].

Учебная мотивация имеет иерархическую структуру. Становление структуры учебной мотивации происходит не путем возрастания положительного или усугубления отрицательного отношения к учению, а путем усложнения структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появления новых отношений между ними.

По Н.В. Елфимовой учебную мотивацию определяет система следующих показателей (рис. 1).

 

Рисунок 1. Система показателей учебной мотивации

 

Мотивация к учебной деятельности закладывается у ребенка в начальном звене образования, развитие которой непосредственно влияет на процесс обучения всего школьного периода. Учебная деятельность младших школьников в значительной степени мотивирована социальными мотивами, среди учебных мотивов значительную роль играет мотивированность содержанием учебной деятельности, что определяет необходимость уделять внимание при обучении подбору материала и средствам его подачи.

Необходимо для развития интереса к процессу обучения и познания, получения новых знаний применение в учебной деятельности разнообразия методов, средств и педагогических приемов, применение на уроках различного материала занимательной направленности. Все это будет способствовать развитию у учащего интереса к познавательной деятельности, что приводит к проявлению интереса к учебным предметам и, тем самым, влияет на качество получаемых знаний, учений и навыков.

Николаева Н.В. в своих научных исследованиях отмечает, что «интерес учащихся к предмету развивается особенно активно, если используются такие формы организации обучения: творческие задания, использование на уроках игровых методов обучения. Значительное большинство учителей правильно считают, что для ребенка младшего школьного возраста игра остается очень важной деятельностью. Именно она помогает формироваться новой ведущей деятельности - учебной, поэтому ученые, методисты, передовые учителя всегда рекомендовали внедрять игровые методы обучения» [5, c. 44].

Игровая деятельность рассматривается как одно из педагогических средств воспитания детей с точки зрения умственной и нравственной направленности. Игровой процесс располагает ребенка к самостоятельному мышлению, способствует развитию внимания, стремлению к получению новой информации. У детей вырабатывается привычка сосредоточения, концентрации внимания. Во время игры дети, сами того не осознавая, проходят обучение. Они воспринимают новую информацию, запоминают, самостоятельно принимают решения в сложившихся во время игровой деятельности ситуациях, расширяют свой кругозор, пополняют словарных запас, развивают фантазию, творческие способности. Игра способна объединить и увлечь за собой даже самых пассивных детей.

Дети любого возраста имеют способность к игровой деятельности, однако, игра, тем самым, имеет в каждом возрастном периоде свои особенности. Не каждая игра будет нести образовательных характер, а только которая содержит в себе познавательных аспект.

Формирование мотивов учения у младших школьников будет эффективно при соблюдении определенных условий в процессе подготовки и проведения игровых уроков и занятий (рис. 2).

 

Рисунок 2. Педагогические условия организации и проведения игровых уроков и занятий

 

Таким образом, формирование положительной учебной мотивации у младших школьников необходимо проводить в той образовательной форме, которая будет доступной и понятной детям для усвоения учебного материала. Одной из таких форм является применение в образовательной деятельности игровых технологий, что способствует повышению мотивационной сферы младших школьников к успешному учебному процессу, обеспечивает единство таких направлений в обучении, как эмоциональность и рациональность.

 

Список литературы:
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2019. – 400 с.
2. Божович, Л. И. Развитие мотивов учения у школьников [Текст] / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина / М. : АПНРСФСР, вып. 36. – 1951. –  С. 29-104.
3. Божович, Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема [Текст] / Л. И. Божович РСФСР. 1951. – Вып. 36. – С. 3-28.
4. Елфимова, Н. В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников: учебно - метод пособ. [Текст] / Н. В. Елфимова. – М. : Издат-во МГУ, 1991. – 108 с.
5. Николаева, Н. В. Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности [Текст] / Н. В. Николаева // Образование в современной школе. – 2019. – № 7/8. – С. 44-45.