Статья:

Метод проектов как средство профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Бахметова Ю.Н. Метод проектов как средство профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 40-45.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Метод проектов как средство профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования

Бахметова Юлия Николаевна
главный специалист учебно-методического управления, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук; ФГБОУ ВО Краснодарский государственный институт культуры, РФ, г. Краснодар

 

Method of projects as means of professional training of bachelors of pedagogical education

 

 

Yulia Bakhmetova

chief specialist of educational and methodical management, the competitor of a scientific degree of candidate of pedagogical Sciences; Of the Krasnodar state Institute of culture, Russia, Krasnodar

 

Аннотация. В данной статье рассмотрен метод проектов как одна из педагогических технологий, необходимых для профессио­нальной подготовки бакалавров педагогического образования. Выявлено, что применение данного метода в процессе обучения обеспечивает высококачественную подготовку в будущей профессиональной деятель­ности.

Abstract. In this article the method of projects as one of the pedagogical technologies necessary for professional training of bachelors of pedagogical education is considered. It is revealed that the application of this method in the learning process provides high-quality training in future professional activities.

 

Ключевые слова: метод проектов; процесс обучения; профес­сиональная подготовка.

Keywords: project method; learning process; professional training.

 

На сегодняшний день приобретение теоретических знаний и их практическое использование для решения конкретных проблем стано­вится актуальным аспектом обучения бакалавров педагогического образования в вузе. В настоящее время будущему специалисту недостаточно одних теоретических знаний, так как активно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям является основой социальной успешности и профессионализма – сегодня этому и должно учить любое образовательное учреждение. Введение в образовательное пространство вуза стандартов ФГОС ВО 3+ поставило перед вузами ряд проблем по выполнению определенных правил и требований, среди которых можно выделить проблему выбора методов, форм и технологий обучения, дающие возможность сформировать у обучающихся как общие, так и профессиональные компетенции и применить их на практике.

Уже изначально перед педагогом ставиться выбор множества разнообразных педагогических технологий, применяемых для форми­рования профессиональных компетенций и способностей обучающихся. В данной работе мы проанализируем метод проектов, который по нашему мнению позволит решить ряд проблем по формированию профессиональных компетенций у студентов как одно из важных требований современных образовательных стандартов и профессио­нальной деятельности.

На данный момент традиционные методы и технологии, исполь­зуемые в сфере образования, частично формируют профессиональные качества и компетенции, учащиеся не способны в полной мере сформировать их самостоятельно, что и приводит к проблемам и затруднениям в их будущей профессиональной деятельности. Опыт показывает о необходимости повышения качества овладения студентами высших учебных заведений предметов цикла профессиональных дис­циплин. Решение проблемы профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования требует разработки и внедрения инновационных методов, технологий и форм в процесс обучения, которые будут направлены на формирование познавательного интереса студентов, на формирование мотивации к учебной и самостоятельной деятельности, умения применять полученные знания в процессе изу­чения профильных дисциплин, формирования методической культуры, компетенций и т. п. Одним из таких методов нами и выделен метод проектов.

Метод проектов – один из методов, который направлен на формирование самостоятельных исследовательских знаний и умений, помогающий формированию креативных способностей, мышления, компетенций, применять знания, приобретенные в процессе всего учебного времени и присоединяющий к конкретным профессионально важным вопросам. Одной из основополагающих характеристик современ­ного специалиста, действующего в пространстве образования, является его способность к проектной деятельности. В основе метода проектов в высших учебных заведениях лежит формирование познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать собственные знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие логического и творческого мышления [4].

Метод проектов в высших учебных заведениях обязательно связан с самостоятельной деятельностью - масштабной, индивидуальной, групповой, которую выполняют на протяжении определенного промежутка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Для студента проект – это возможность максимально показать свой творческий потенциал, средство само­реализации. Это деятельность, которая позволяет проявить себя как индивидуально, так и в группе, показать свои знания, применить эти знания и в итоге продемонстрировать полученный результат.

Проектирование в вузе – это непременно практико-ориентированная деятельность. Метод проектов как один из путей активизации позна­вательной деятельности студентов в процессе обучения был предложен в ХХ веке американским педагогом В. Килпатриком. Согласно его теории, предоставление обучающимся возможности для самостоятель­ного получения знаний в процессе решения поставленных практи­ческих целей и задач, побудивших к поиску нужной информации в различных научных источниках, было главной целью этого метода, а задачей педагога является корректировка деятельности учащихся и их консультирование [1].

Данный метод является системной частью обучения, в процессе которого студенты приобретают знания, выполняя практические проекты, которые со временем должны усложняться. Проект можно обусловить как комплекс определенных заданий и упражнений, предполагающих организованную, длительно значимую для студентов самостоятельную исследовательскую деятельность, которая выполняется как в аудитории, так и во время прохождения различных видов практик [2]. Основной целью метода проектов является непрерывное побуждение интереса и мотивации студентов к отдельным проблемам, предусматривающее овладение ими определенной системой знаний, в том числе и через проектную деятельность, которая включает практическое применение самостоятельно приобретенных знаний в процессе решения практических задач. Главной целью данного метода является наличие существенной проблемы, подразумевающей интегри­рование знаний, исследовательского поиска путей ее решения, необхо­димости самостоятельной деятельности.

С помощью метода проектов будущих специалистов можно научить:

· определять и выявлять практические и научные проблемы;

· проводить их анализ и интерпретацию;

· искать пути и методы их решения;

· грамотно применять полученную информацию для решения поставленных целей и задач [4].

Метод проектов, как правило, относится к нетрадиционным методам обучения, вследствие этого он способен обеспечить:

· активность даже тех студентов, которые, предпочитают находиться в стороне на занятиях;

· формирование у студентов профессиональных способностей и мотивации;

· улучшение коммуникативных навыков и компетенций обучаю­щихся, поскольку данный метод требует много разговорных действий;

· формирование уверенности в профессионализме у студентов даже на теоретических занятиях;

· сформированность у студентов ряда значительных способностей, таких как коллективное принятие решений, умение работать в коллективе, творческого профессионального мышления, креатвиности;

· привлечение студентов к решению проблем, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности [5].

Для того чтобы создать конкретные условия для самостоятельной творческой проектной деятельности, с обучающимися необходимо проводить подготовительную работу. Должна быть тщательно предусмотрена и организована образовательная среда учебного заведения. Приступая к работе с проектом, студент должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной сфере метода проекта. Каждому студенту потребуются в определенной степени, сформированные специальные умения и навыки для самостоятельной работы.

Каждый проект должен быть обеспечен определенными требо­ваниями: материально-техническое и учебно-методическое оснащение в учебном заведении, доступ к фонду и каталогам вузовской библиотеки, интернету, аудио и видео материалам, дополнительно включающиеся участники или специалисты и т. п. Различные проекты потребуют и разного обеспечения. Проектная деятельность обучающихся побуждает к организации и информационного пространства учебного заведения.

Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность в работе над проектом, т. е. в определенной степени сформировать мотивацию. Для этого необходимо профессионально осуществить погружение студента в проект, заинтересовать поставленной проблемой и перспек­тивой практической пользы в дальнейшей работе. Проектирование, предполагающее создание технического, научного или социального проекта, идеи, замысла, с реализацией которых будет связана профессиональная деятельность обучающегося, является существенным элементом всей образовательной среды вуза. В этом случае, образование служит непосредственно созданию новых понятий, концепций и знаний, становится продуктивным видом социальной деятельности [2].

Грамотное применение метода проектов в совместной деятель­ности студентов может привнести в учебный процесс принципиально иную по сравнению с традиционным обучением систему взаимоотно­шений, принципиально другой подход к познавательной деятельности обучающихся, основанный на использовании их интеллектуальных и творческих возможностей, взаимной работы, самостоятельности и творческом мышлении. Метод проектов отвечает требованиям, предъявляемым к современной системе образования. Основой метода проектов является формирование познавательных навыков, развитие логического и креативного мышления обучающихся, умения само­стоятельно конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве, сформировать профессиональные компетенции. Проектный метод позволяет целесообразно совмещать теоретические знания и их практическое применение, это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности обучающихся, развитие их интеллектуальных качеств и творческих способностей. Каждый проект, реализуемый в учебном процессе вуза, есть результат скоординированных совместных действий педагога и студента, студента и студента. Их совместная исследова­тельская деятельность является наиболее подходящей формой творческого сотрудничества. Работая над проектом, студент учится самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, так же совершенствует свои коммуникативные навыки и умения, изучает различные точки зрения на разные проблемы, овладевает навыками исследовательской деятельности, формирует методическую культуру в целом.

Следовательно, метод проектов позволяет представить учащимся научные сведения наилучшего характера, дать возможность наиболее качественно освоить учебный материал, работать на эффективное при­менение полученных умений и навыков, реализацию своих способностей, которые позволят наилучшим образом осуществить будущую профес­сиональную деятельность.

 

Список литературы:
1. Зерщикова Т.А. О способах реализации метода проектов в вузе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. Т. II. - Пермь: Меркурий, 2011. – С. 79-82. 
2. Нефедова Л.В. Проблемы проектирования и внедрения новых технологий обучения в процессе профессиональной подготовки в вузе // Педагогика. 2005. № 6. - С. 35-38.
3. Бахметова Ю.Н., Егорова Е.Н. Современные педагогические технологии как объективная потребность // Общество: Социология. Психология. Педагогика (Теория и практика общественного развития). – 2016. – № 1. – С. 66-68. 
4. Полат Е.С. Метод проектов // Метод проектов: уч.-метод. сб. / БГУ. Центр проблем развития образования. – Минск: РИВШ БГУ, 2003, С. 39–47. 
5. Попова Е.Э. Метод проектов в обучении студентов старших курсов / Е.Э. Попова // Организация самостоятельной работы студентов на факультете вуза: Материалы междунар. науч.-прак. конф. - Мн.: БГУ, 2006, С. 197–199.