Статья:

Воспитательная досуговая деятельность как средство профилактики девиантного поведения воспитанников суворовского военного училища

Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Варфоломеева Т.А. Воспитательная досуговая деятельность как средство профилактики девиантного поведения воспитанников суворовского военного училища // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(30). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 19-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Воспитательная досуговая деятельность как средство профилактики девиантного поведения воспитанников суворовского военного училища

Варфоломеева Таисия Алексеевна
педагог-организатор, Санкт-Петербургское суворовское военное училище - СПбСВУ, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Социально-экономические, политические и психологические изменения, происходящие последние десятилетия в современном российском обществе, также существенным образом сказались на социальном положении и ценностных ориентациях молодежи, что вызвало необходимость пересмотра целей и способов образовательного и, особенно, воспитательного процесса.

Вместо формирования подрастающего поколения с четко заданной идеологической направленностью, в настоящее время ставится цель формирования свободной в своем жизненном выборе личности на основе ее ознакомления со всем многообразием тенденций общественного развития.

С самого начала своей жизни человек включен в систему социального взаимодействия с окружающими его людьми (семьей, сверстниками, воспитательными организациями и пр.). При этом, его социализация осуществляется как целенаправленно (путем специально организованного воздействия по усвоению ребенком социальных норм, правил и требований и сопровождению вхождения его в социум) и стихийно (частично или полностью не контролируемый процесс взаимного влияния, которое по своему содержанию и характеру может не совпадать с культивируемыми целями и нормами). В связи с этим, для личности несовершеннолетнего важное значение имеет, какие установки формирует та образовательная среда, в которой находится воспитанник, какой социальный опыт (положительный или отрица­тельный) он приобретает, находясь в этой среде. Суворовское военное училище как раз и является этой образовательной средой, в которую погружен каждый воспитанник на протяжении семи лет обучения и воспитания.

Воспитанники суворовского военного училища представляют собой особую социальную группу, так как, с одной стороны, ведущим видом их деятельности является учение, а с другой – целенаправленное включение в будущую профессиональную деятельность и освоение знаний, умений и навыков воинской службы. Социальный состав воспитанников суворовского военного училища характеризуется неодно­родным составом – здесь обучаются дети из неполных, многодетных, малообеспеченных семей, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей военнослужащих и другие. При этом, следует учитывать, что, поступая в суворовское военное училище после окончания четвер­того класса основной общеобразовательной школы, несовершеннолетние приходят уже с накопленными нормами и ценностями, которые они впитали из окружающей их социальной среды.

В связи с этим, риск проявления девиантного поведения (в форме словесной или вербальной агрессии, нежелания подчиняться установ­ленным требованиям и их игнорирования, негативизма, уклонения от учебы и многого другого) потенциально возможен как реакция несовершеннолетних на изменение привычного уклада своей жизни, сложностей в адаптации и усвоении норм и правил поведения суворовского военного училища, проблем во взаимоотношениях со сверстниками и педагогическим коллективом, ограничении выбора свободного времяпровождения и т. п.

Одной из наиболее приоритетных и эффективных профилакти­ческих (превентивных) мер формирования девиантного поведения является организация досуговой деятельности воспитанников. Основными задачами этого вида деятельности являются обеспечение необходимых условий для личностного развития воспитанников, в которых можно максимально проявить свои потенциальные возможности; содействие личностному и профессиональному самоопределению, творческому самовыражению; компенсация дефицита общения с род­ными и близкими; снятие напряжения, эмоциональная и психологическая разрядка; адаптация воспитанников к условиям суворовского военного училища; формирование общей культуры личности и т. д. Решение этих задач предполагает поиск наиболее эффективных форм организации деятельности, средств и способов устранения негативных явлений, оказывающих неблагоприятное воздействие на развитие воспитанников, изменение среды в их интересах, построение процесса воспитания, способствующего развитию нормальной личности.

Большими воспитательными возможностями в этой связи обладает педагог-организатор учебного курса, от усилий которого зависит грамотная организация досугового пространства несовершеннолетних, в том числе и с целью профилактики девиаций.

В организации досуговых мероприятий необходимо придержи­ваться плана воспитательных мероприятий учебного курса и училища в целом, а также методики их проведения, которая обусловлена следующими особенностями:

  • свободой выбора занятий по интересам;
  • возможностью перемены видов деятельности, их свободного чередования и последовательности;
  • непосредственной направленности на удовлетворение личных духовных потребностей ребенка;
  • активным привлечением воспитанников к социально значимой деятельности;
  • преобладанием эмоционального аспекта над информативным;
  • практической направленностью знаний;
  • отсутствием жесткого контроля за усвоением результатов;
  • максимальными возможностями для расширения социальных контактов среды воспитанников (приглашение родителей, специалистов различных областей, представителей культуры, науки, искусства и т. п.).

Можно выделить следующие направления воспитательной досуговой деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. научно-познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово - развлекательная деятельность;
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество, общественно-полезная деятельность (социально - значимая волонтёрская деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность.
  10. военно-патриотическое;
  11. проектная и исследовательская деятельность.

Безусловно, все направления досуговой деятельности тесно связаны между собой и могут реализовываться в комплексе.

Формами организации досуговой деятельности воспитанников суворовского военного училища могут являться праздники и темати­ческие вечера, концерты, КВН, конкурсы и викторины, ролевые, интеллектуальные и деловые игры, классные часы, диспуты и этические беседы, экскурсии и походы, олимпиады, конференции, выставки, тренинговые занятия и другие, целесообразность выбора которых зависит от психолого-педагогических и возрастных особенностей воспитанников, их склонностей и интересов, содержания воспитательного процесса, возможностей педагога-организатора и коллектива родителей.

Каждая из обозначенных форм организации воспитательной досуговой деятельности имеет свою специфику и методику проведения. Однако, не зависимо от выбранной формы организации досуговой деятельности воспитанников, каждое мероприятие должно отвечать следующим дидактическим требованиям от соблюдения которых зависит качественный результат и достижение поставленной цели:

  • быть четко спланированным и организованным;
  • насыщенным содержанием и духовно-идейной направленностью;
  • оптимально сочетающим обязательность, самодеятельность и добровольность участия воспитанников.

Для успеха в организации воспитательной деятельности важное значение имеет умение анализировать ее результаты, своевременно вносить коррективы и признавать недостатки. Состояние и результаты воспитательной работы должны постоянно проходить тщательный анализ на курсовых совещаниях, училищных совещаниях и методи­ческих объединениях, родительских собраниях. К оценке проведенных мероприятий, выявлению наиболее эффективных их форм должны привлекаться сами воспитанники.

К настоящему времени уже накоплен значительный опыт работы педагога - организатора по всем основным направлениям его деятельности, изучение которого показывает, что эффективность и результативность его работы зависят от ряда условий, к числу которых можно отнести:

  • знание и изучение педагогом- организатором учебного процесса в целях осуществления более тесной связи между обучением и воспитанием, проводимым в досуговое время;
  • правильное распределение обязанностей между воспитанниками;
  • тесная связь с родительским коллективом и общественностью;
  • установление тесной связи с военными учебными заведениями и использование возможностей для организации профессиональной ориентации воспитанников.

Немалую роль в организации воспитательной досуговой деятель­ности в суворовском военном училище играют и личные качества педагога - организатора, культура и разносторонность интересов, увлеченность проблемами воспитания.