Воспитательная досуговая деятельность как средство профилактики девиантного поведения воспитанников суворовского военного училища
Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Воспитательная досуговая деятельность как средство профилактики девиантного поведения воспитанников суворовского военного училища
Социально-экономические, политические и психологические изменения, происходящие последние десятилетия в современном российском обществе, также существенным образом сказались на социальном положении и ценностных ориентациях молодежи, что вызвало необходимость пересмотра целей и способов образовательного и, особенно, воспитательного процесса.
Вместо формирования подрастающего поколения с четко заданной идеологической направленностью, в настоящее время ставится цель формирования свободной в своем жизненном выборе личности на основе ее ознакомления со всем многообразием тенденций общественного развития.
С самого начала своей жизни человек включен в систему социального взаимодействия с окружающими его людьми (семьей, сверстниками, воспитательными организациями и пр.). При этом, его социализация осуществляется как целенаправленно (путем специально организованного воздействия по усвоению ребенком социальных норм, правил и требований и сопровождению вхождения его в социум) и стихийно (частично или полностью не контролируемый процесс взаимного влияния, которое по своему содержанию и характеру может не совпадать с культивируемыми целями и нормами). В связи с этим, для личности несовершеннолетнего важное значение имеет, какие установки формирует та образовательная среда, в которой находится воспитанник, какой социальный опыт (положительный или отрицательный) он приобретает, находясь в этой среде. Суворовское военное училище как раз и является этой образовательной средой, в которую погружен каждый воспитанник на протяжении семи лет обучения и воспитания.
Воспитанники суворовского военного училища представляют собой особую социальную группу, так как, с одной стороны, ведущим видом их деятельности является учение, а с другой – целенаправленное включение в будущую профессиональную деятельность и освоение знаний, умений и навыков воинской службы. Социальный состав воспитанников суворовского военного училища характеризуется неоднородным составом – здесь обучаются дети из неполных, многодетных, малообеспеченных семей, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей военнослужащих и другие. При этом, следует учитывать, что, поступая в суворовское военное училище после окончания четвертого класса основной общеобразовательной школы, несовершеннолетние приходят уже с накопленными нормами и ценностями, которые они впитали из окружающей их социальной среды.
В связи с этим, риск проявления девиантного поведения (в форме словесной или вербальной агрессии, нежелания подчиняться установленным требованиям и их игнорирования, негативизма, уклонения от учебы и многого другого) потенциально возможен как реакция несовершеннолетних на изменение привычного уклада своей жизни, сложностей в адаптации и усвоении норм и правил поведения суворовского военного училища, проблем во взаимоотношениях со сверстниками и педагогическим коллективом, ограничении выбора свободного времяпровождения и т. п.
Одной из наиболее приоритетных и эффективных профилактических (превентивных) мер формирования девиантного поведения является организация досуговой деятельности воспитанников. Основными задачами этого вида деятельности являются обеспечение необходимых условий для личностного развития воспитанников, в которых можно максимально проявить свои потенциальные возможности; содействие личностному и профессиональному самоопределению, творческому самовыражению; компенсация дефицита общения с родными и близкими; снятие напряжения, эмоциональная и психологическая разрядка; адаптация воспитанников к условиям суворовского военного училища; формирование общей культуры личности и т. д. Решение этих задач предполагает поиск наиболее эффективных форм организации деятельности, средств и способов устранения негативных явлений, оказывающих неблагоприятное воздействие на развитие воспитанников, изменение среды в их интересах, построение процесса воспитания, способствующего развитию нормальной личности.
Большими воспитательными возможностями в этой связи обладает педагог-организатор учебного курса, от усилий которого зависит грамотная организация досугового пространства несовершеннолетних, в том числе и с целью профилактики девиаций.
В организации досуговых мероприятий необходимо придерживаться плана воспитательных мероприятий учебного курса и училища в целом, а также методики их проведения, которая обусловлена следующими особенностями:
- свободой выбора занятий по интересам;
- возможностью перемены видов деятельности, их свободного чередования и последовательности;
- непосредственной направленности на удовлетворение личных духовных потребностей ребенка;
- активным привлечением воспитанников к социально значимой деятельности;
- преобладанием эмоционального аспекта над информативным;
- практической направленностью знаний;
- отсутствием жесткого контроля за усвоением результатов;
- максимальными возможностями для расширения социальных контактов среды воспитанников (приглашение родителей, специалистов различных областей, представителей культуры, науки, искусства и т. п.).
Можно выделить следующие направления воспитательной досуговой деятельности:
- игровая деятельность;
- научно-познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово - развлекательная деятельность;
- художественное творчество;
- социальное творчество, общественно-полезная деятельность (социально - значимая волонтёрская деятельность);
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
- военно-патриотическое;
- проектная и исследовательская деятельность.
Безусловно, все направления досуговой деятельности тесно связаны между собой и могут реализовываться в комплексе.
Формами организации досуговой деятельности воспитанников суворовского военного училища могут являться праздники и тематические вечера, концерты, КВН, конкурсы и викторины, ролевые, интеллектуальные и деловые игры, классные часы, диспуты и этические беседы, экскурсии и походы, олимпиады, конференции, выставки, тренинговые занятия и другие, целесообразность выбора которых зависит от психолого-педагогических и возрастных особенностей воспитанников, их склонностей и интересов, содержания воспитательного процесса, возможностей педагога-организатора и коллектива родителей.
Каждая из обозначенных форм организации воспитательной досуговой деятельности имеет свою специфику и методику проведения. Однако, не зависимо от выбранной формы организации досуговой деятельности воспитанников, каждое мероприятие должно отвечать следующим дидактическим требованиям от соблюдения которых зависит качественный результат и достижение поставленной цели:
- быть четко спланированным и организованным;
- насыщенным содержанием и духовно-идейной направленностью;
- оптимально сочетающим обязательность, самодеятельность и добровольность участия воспитанников.
Для успеха в организации воспитательной деятельности важное значение имеет умение анализировать ее результаты, своевременно вносить коррективы и признавать недостатки. Состояние и результаты воспитательной работы должны постоянно проходить тщательный анализ на курсовых совещаниях, училищных совещаниях и методических объединениях, родительских собраниях. К оценке проведенных мероприятий, выявлению наиболее эффективных их форм должны привлекаться сами воспитанники.
К настоящему времени уже накоплен значительный опыт работы педагога - организатора по всем основным направлениям его деятельности, изучение которого показывает, что эффективность и результативность его работы зависят от ряда условий, к числу которых можно отнести:
- знание и изучение педагогом- организатором учебного процесса в целях осуществления более тесной связи между обучением и воспитанием, проводимым в досуговое время;
- правильное распределение обязанностей между воспитанниками;
- тесная связь с родительским коллективом и общественностью;
- установление тесной связи с военными учебными заведениями и использование возможностей для организации профессиональной ориентации воспитанников.
Немалую роль в организации воспитательной досуговой деятельности в суворовском военном училище играют и личные качества педагога - организатора, культура и разносторонность интересов, увлеченность проблемами воспитания.